О великом русском мыслителе и патриоте Иване Сергеевиче Аксакове

К 200-летию со дня рождения

Консервативная классика 
0
541
Время на чтение 9 минут
Фото: ru/wikipedia.org

8 октября сего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя и общественного деятеля, одного из лидеров славянофильского (русского православно-патриотического) течения, Ивана Сергеевича Аксакова. К сожалению, эта дата никак не была отмечена на государственном уровне. О деятельности творчестве этого великого человека есть замечательные исследования и статьи, но все же знают о нем у нас недостаточно, поэтому внесу и я скромную лепту, напомнив читателю о мыслителе и патриоте XIX- го века, чьи мысли, однако, созвучны и нашему времени.

Жизнь И.С. Аксакова даже до того времени, когда он стал известным литератором и общественным деятелем, была очень непростой и в то же время замечательной. Но здесь я опущу все перипетии его биографии.

Замечательнейший (даже великий) публицист, он соединял в себе патриотизм и уважение к свободе личности. Об этом пишет философ П.Б. Струве: «В русской публицистике нет лучшей защиты свободы слова и совести, чем классические статьи на эти темы Ивана Аксакова. Его статья в "Руси" против цензурного ведомства, которое почти перед самой смертью знаменитого публициста осмелилось обвинить его в "недостатке истинного патриотизма", читалась и перечитывалась людьми нашего поколения буквально с трепетом и восторгом как беспримерно мужественное обличение бюрократической тупости и как такая же защита свободной речи» [статья «Аксаковы и Аксаков»]. В своих статьях он обращался к самым актуальным вопросам своего времени (еврейский вопрос, освобождение крестьян, польское восстание и др.), и всегда выступал как истинный христианин и патриот.

Вот он пишет о судьбе дворовых, оказавшихся в тяжелом положении после освобождения от крепостной неволи: «...скажем несколько слов о судьбе дворовых, вольных, после 19 февраля, идти от своих прежних господ на все четыре стороны, - остающихся, по большей части, без всякого обезпечения» [О положении освобожденных дворовых]. И далее предлагает меры, способные улучшить положение бывших дворовых, получивших освобождение от крепостной неволи, но, в отличие от крестьян, не получивших земельного надела. Вообще, надо заметить, в дело освобождения крепостных славянофилы внесли свою лепту. Здесь особенно потрудился Ю. Ф. Самарин.

Немало внимания Аксаков уделяет и польскому вопросу: «Все журналы Русские и иностранные сообщили известие о то, что до 300 Польских помещиков, съехавшись в Варшаве, написали, по совету будто бы графа Андрея Замойского, проект адреса к Русскому правительству с требованием безусловного присоединения или, лучше сказать, включения в состав Польши: Литвы, Белоруссии, Волыни и Подолии, некогда принадлежавших Польской короне...» [«По поводу притязаний Поляков на Литву, Белоруссию, Волынь и Подолию»].

Аксаков не может не выразить удивления, что поляки еще не добились независимости от России, а уже выставляют требования, чтобы оторвать от нее исконно-русские земли:

«Мы желали бы, чтоб они поняли. "День" уже довольно ясно определил свою точку зрения на Польские дела. В силу того же начала, которое заставляет нас так горячо отстаивать права Русской народности против Польского домогательства, в силу этого же живого начала стоим мы и за права Польской народности в пределах Польши, - Польши, а не Волыни, Подолии, Белоруссии и проч. Читателям нашим верно памятны статьи одного из наших сотрудников, в которых так ясно доказывалась необходимость и польза для самой России в существовании самобытного государственного Польского центра, который бы оттянул к себе все Польское из Русских областей, очистил бы их от Польского наплыва и стал бы твердым оплотом против напора Немецкой стихии. Тем более жаль, что Поляки сими стараются об охлаждении к себе сочувствия Русского общества, и неуважением к правам Русской народности поддерживают раздражение в Русском народе и отдаляют эпоху примирения. Поляки сами портят свое дело. Если бы кто-либо, лишенный свободы действия, сказал самому пылкому гуманисту: развяжи мне руки, чтоб я мог тебя побить и изувечить, – сомневаемся, чтобы гуманист, как бы он искренен ни был, согласился предоставить ему свободу, – т.е. возможность исполнить свою угрозу. Точно в такое же положение ставят Поляки и Россию, заранее предъявляя притязания на Киев, Волынь, Подолию и пр., расточая воинственные похвальбы и угрозы!»

Из этого следует, что Аксаков и прочие славянофилы, может быть, вполне сочувствовали бы желанию польских патриотов обрести независимость, но непомерные аппетиты польской шляхты, мечтающей о восстановлении Речи Посполитой, т..е. о присоединении к Польше исконно-русских земель (западно-русских), с русским же (малороссийским и белорусским) населением, развели их по разные стороны баррикад. Я думаю, сейчас это не мешает вспомнить и осмыслить. Очень похоже на то, что аппетиты некоторых польских «патриотов» не умерились и поныне.

И. Аксаков был замечательным поэтом, но поэзией он занимался гораздо меньше, чем публицистикой. И если представить публицистику как такой же вид литературы, как поэзия или художественная проза, то в русской публицистике И. Аксакову принадлежит такое же место, как Пушкину в поэзии, а Гоголю или Достоевскому — в художественной прозе. Но публицистика – несколько другой жанр, не художественный. Она больше связана с реальной, практической жизнью. И кроме того, Аксаков был крупнейшим общественным деятелем. По своему духовному складу Аксаков больше напоминает Козьму Минина, чем гениев русской художественной литературы. Здесь я не оригинален. До меня сравнение с великим русским гражданином сделал русский мыслитель Н.П. Гиляров-Платонов: «Москва 1612 года освобождена всею Землею, а не Мининым, но Минин оказался; народное движение к освобождению балканских христиан нашло своего Минина и в 1876 году» [Некролог<об И.С. Аксакове>].

Как яркий деятель (а не только мыслитель), И. Аксаков особенно выдвигается перед началом русско-турецкой войны, став главой Славянского комитета. Именно этому человеку принадлежит огромная заслуга в деле освобождения балканских славян от турецкого ига. Еще до войны 1877-78 года Иван Сергеевич много поспособствовал тому, что в русском обществе сформировалось убеждение в том, что Россия обязана помочь православным братьям, сербам и болгарам. Кроме того, Славянский комитет, который он возглавлял, оказывал большую материальную помощь страждущим православным братьям-славянам. Этот же Комитет содействовал отправке добровольцев на Балканы (еще до вступления России в войну). Еще большую деятельность Славянский комитет развернул с началом русско-турецкой войны. Группа болгарских студентов после освобождения их страны от турецкого ига даже выдвигала его кандидатуру на болгарский престол, настолько была благодарность болгар к заслугам И.С. Аксакова.

С властями у Аксакова были непростые отношения. Монархист и патриот, он, однако, порой подвергался гонениям за свою принципиальную позицию, которая кому-то была как кость в горле. После окончания победоносной русско-турецкой войны под давлением западных держав, Великобритании в первую очередь, русская дипломатия пошла на значительные уступки на Балканах. Это вызвало сильный протест И. Аксакова, который он выразил в своей знаменитой речи 22 июня 1978 года. Приведу отрывки из этой речи: «После исполинских усилий, русские войска преодолевают Балканы; русские власти водворяют новый строй и по всей Южной Болгарии... Поверила наконец несчастная страдалица-страна своему избавлению, с радостию отдалась вере и в свою будущность, вздохнула свободно, ожидала и вдруг... С соизволения той же самой великодушной избавительницы - России, как по живому телу распиливается Болгария на две части, и лучшая, плодороднейшая ее часть, Забалканская, та именно которая наиболее истерзана, изъязвлена, осрамлена турецкими зверствами, возвращается в турецкое рабство!... Русские же победоносные войска, те самые, что ценою своей крови добыли свободу Южных Болгар, приглашаются вновь закрепостить их побежденному извергу и так сказать собственноручно отвести: христианских жен на поругание, детей на посрамление, всех на лютую турецкую месть за то, что верили в Русскую власть, за братское сочувствие к Русским!» [Речь И.С. Аксакова, произнесенная 22-го июня 1878 в Московском Славянском Благотворительном Обществе].

От себя замечу. Сейчас много говорят о неблагодарности болгар к России, освободившей их от турецкого ига. Хотя очень многие болгары (пусть и не все) это очень хорошо помнят, и хранят благодарность. Однако на самом деле, и на это указывает в своей речи Аксаков, освобождение состоялось лишь наполовину. Освободив болгар, наши отдали обратно туркам половину освобожденных. Наверняка это также оставило след в памяти «братушек», и было в дальнейшем использовано против России ее врагами.

Далее И. Аксаков говорит: «А еще в Петербурге, как пишут в газетах, многое множество легкомысленной военной молодежи и всяких государственных недоростков, вращающихся в петербургских гостиных, позволяет себе повально глумиться над Болгарами и бранить их за недостаток будто бы доверия и радушия к Русским! Не говоря уже о том, как несправедливо, как безсердечно относиться таким образом, на основании частных случаев, огульно ко всему народу, да еще к народу, нравственно забитому, удрученному пятивековым гнусным рабством, спрашиваем их: что, по их мнению, после всех наших торжественных и нарушенных обещаний, достойны ли оказываемся мы доверия и любви Болгар?… Бедный русский солдат, тебе стыдно будет и глаза поднять на этих твоих "братушек"... За что же, благодаря русской дипломатии, будешь ты заклеймен в памяти Болгарского народа ненавистным названием предателя!..».

Вину за произошедшее Аксаков возлагает на русскую дипломатию, сделавшую такие страшные уступки: «Да что же такое случилось? Не претерпели ли мы поражения, страшного, поголовного...? Ничего не случилось, никаких боев не было. Только притопнул лорд Биконсфильд, да Австрия пригрозила пальцем: так, по крайней мере, повествуют наши газеты. Русская дипломатия, пожалуй, и могла испугаться, но только она одна, и никто больше».

Я не историк, и мне трудно судить, насколько прав или неправ был И. Аксаков в своих обвинениях русской дипломатии. Но вот проф. С. Лебедев (более компетентный в этом вопросе) в своей статье «Путь славянофила. Великий неизвестный» пишет по этому поводу: «Следует заметить, что Аксаков, имея большие связи в славянских кругах, был информирован о реальной расстановке сил в Европе не хуже, чем российские военные и дипломаты. Он доподлинно знал, что все ультиматумы западных государств в России — это блеф, реально к войне никто из западных государств не был готов, и ситуация 1854 не могла повториться. Напротив, перед угрозой революции стояла Австро-Венгрия, для которой первые же неудачи в случае действительной войны с Россией привели бы к распаду. Англия никогда не воевала, не имея сухопутного союзника, а таковым в тот момент была только уязвимая Австро-Венгрия. "Железный канцлер" Бисмарк, руководивший Германией, всегда был против войны с Россией, и тем более из-за Балкан, которые, по его словам, "не стоят костей померанского гренадера". В силу этого Германия занимала в данном кризисе примирительную позицию. Т. о., уступки российской дипломатии действительно были ничем не оправданы».

Речь Аксакова вызвала большой резонанс в российском обществе, да и в мире. У наших властей речь вызвала отрицательную реакцию. Аксаков был выслан из Москвы (хорошо, хоть не арестован), а Славянский комитет закрыт. В обществе же многие оказались солидарны с мыслителем. Интересная история произошла с портретом И. Аксакова работы И. Репина. О ней читаем в статье «Поединок с царём. Как коллекционер Павел Третьяков изменил ход истории» К. Кудряшова о знаменитом коллекционере Павле Третьякове: «...когда славянофила Ивана Аксакова за его патриотическую речь, критикующую недочёты отечественной дипломатии, позволившей украсть победу в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, выслали из Москвы, Третьяков устроил политическую акцию. Илье Репину был заказан портрет Аксакова, моментально размещённый в "галерее выдающихся деятелей нации"». Такова оказалось популярность Аксакова в патриотической части российского общества.

Конечно, очень печально, что 200-летие И.С. Аксакова не отмечается в нашем государстве и обществе так, как он этого заслуживает. Для большинства читающей публики неизвестен, хотя фамилия Аксаковых вроде на слуху. Но думаю, что настанет время, кода в нашем обществе, нашем государстве, в нашем образовании оценят этого великого мыслителя и гражданина.

Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
Был ли Юрий Самарин «революционным консерватором»?
О несостоятельности попытки Александра Дугина записать славянофила в свои сторонники
25.04.2025
Солоневич против Пушкина
Великий поэт, безусловно, был патриотом России, даже в свой первый, «революционный», антимонархический период
07.03.2025
О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан
Особенности уранополитической экзегезы иерея Алексия Шляпина
17.02.2025
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Консервативная классика
Незнакомая знакомая русская литература. 27.
Неизвестная известная русская литература
13.05.2025
Памяти великого (советского) российского
скульптора Зураба Церетели. Прощание состоялось сегодня в Москве
23.04.2025
Светлое Воскресение
Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»
22.04.2025
Русские консерваторы о демократии и народовластии
Высказывания славянофилов, М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева
17.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
21.05.2025 20:55
Что дадут России переговоры?
Новый комментарий от Владимир Петрович
21.05.2025 20:01
«Великолепный» тон и дух беседы
Новый комментарий от Калужанин
21.05.2025 18:45
Экономика России: кризис неизбежен?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.05.2025 18:04
России нужно вернуть настоящего Сталина
Новый комментарий от С. Югов
21.05.2025 16:38
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.05.2025 15:57
Мединский и журавли
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.05.2025 13:01