Наше время – время потерь. И не только в зоне боевых действий СВО.
И вот ещё одна грустная весть – из Луганска.
Весть грустная для многих и многих людей, кто видел его в кино и на сцене, кто был его соратниками, коллегами, учениками, кто общался с ним в жизни. После тяжёлой болезни скончался заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Украинской ССР и ЛНР, актёр театра и кино, режиссёр, педагог, художественный руководитель Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, вице-президент Международного Славянского Форума «Золотой Витязь», государственный и общественный деятель, почётный гражданин Луганщины Михаил Васильевич Голубович (1942–2023).

Не стало Мастера, которого прославили не только его роли в театре и кино (за свою карьеру он сыграл более 100 ролей в кино, десятки ролей на сцене, став актёром с мировым именем!), но и твёрдая позиция в жизни, а также уникальная преданность одной сцене и Луганщине.

***

Михаил Васильевич Голубович родился в 1942 году в городе Золотоноша на Полтавщине (ныне это Черкасская область Украины). Кроме него, в семье было ещё десять детей.
Когда Красная Армия освободила их город, мать принесла ребёнка регистрировать в комендатуру, и там вписали в графе «дата рождения» дату освобождения родного города Золотоноша, 21 ноября 1943 года.
Родители не были причастны к творчеству. Отец Василий Голубович – связист, мама – домохозяйка. Отец со старшими сыновьями воевали добровольцами на фронте.
В послевоенные годы Михаил гордился ими и стремился быть похожим на героев Великой Отечественной.
В старших классах стал заниматься в кружке самодеятельности и решил стать актёром.
Юноша также увлекался альпинизмом, занимался самбо, отлично плавал, научился владеть саблей, ездить верхом. В дальнейшем, снимаясь в фильмах, он обходился без каскадеров.
В театральный вуз Михаила Голубовича не взяли, и он устроился в родном городе на металлургическое производство.
Работал в чугунно-литейном цехе и ежегодно пытался поступить в театральный институт. Получилось с четвёртого раза.

В 1967 году Михаил Голубович окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого (курс народного артиста В. И. Харченко).
С 1967 года служил в Луганском академическом украинском музыкальном драматическом театре на Оборонной. Верность ему Михаил Голубович пронёс через всю жизнь.
В советские времена Луганск был промышленным регионом, населённым в основном заводскими рабочими, которых Михаил хорошо знал и понимал и оттого прекрасно взаимодействовал как со сцены, так и в повседневности.

…В 1977 году Михаил Голубович получил звание народного артиста Украинской ССР.
…В 1987 году Михаил Васильевич был назначен художественным руководителем театра.
…В декабре 2015 года указом главы ЛНР Михаилу Васильевичу было присвоено почётное звание «Народный артист Луганской Народной Республики».
…В канун 221-й годовщины столицы Республики Михаилу Голубовичу было присвоено звание Почётный гражданин города Луганска.
…В августе 2023 года президент России Владимир Путин присвоил Михаилу Голубовичу звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

***

Его работы в театре и кино повлияли на формирование мировоззрения, нравственных и духовных идеалов нескольких поколений.
Сколько же судеб прожил Михаил Васильевич? Список его ролей перевалил за сотню, и это только в кино, а ведь были ещё роли в спектаклях!
И к судьбе каждого героя Михаил Голубович подходил с душой. Он был одним из самых узнаваемых и востребованных актёров СССР.
…Дебютной ролью в кино Михаила Голубовича стал образ старшины в короткометражной картине «Мотря», вышедшей на экраны в 1967 году.
Картина была снята в рамках «Начала неведомого века» (альманах).
Вслед за этим Михаила Голубовича стали приглашать на роли исторических фигур. Например, в драме «И был вечер, и было утро...» он сыграл роль матроса Годуна. В картине идёт повествование о революции 1917 года и участии в ней моряков Балтийского флота.
В «Узниках Бомона» Голубович воссоздал образ Василия Порика – героя Советского Союза, организовавшего в лагере пленных группу подпольщиков.
В «Красной метели», повествующей о революции 1917 года в бессарабских степях, Михаил Васильевич предстал перед зрителем в образе солдата Козмы Калмацуя.
Популярность актёру принесла второстепенная роль – моряка-большевика Сергея Полевого в детской картине «Кортик», снятой по роману Анатолия Рыбакова в 1973 году.

В тот же период на экраны вышла картина «Как закалялась сталь», где Голубович снялся в роли Артёма, старшего брата Павки Корчагина.
Среди работ Михаила Голубовича в кино также: «Тихий Дон», «Хождение по мукам». «Легенда о княгине Ольге» и другие.
…К лучшим работам Михаила Голубовича на сцене можно отнести роль Ивана Туркенича в «Молодой гвардии», Монтанелли в «Итальянской трагедии», Дугина в «Рядовых», Петра в «Диком ангеле».
Когда постсоветское пространство охватила культурная деградация, возглавляемый Голубовичем театр оставался одним из островков, на котором ещё сохранялось разумное, доброе, вечное.

Вопреки оголтелой антисоветской истерии, царившей как на западе, так и на востоке Украины, Луганский театр сохранил свой репертуар и ставил произведения советских классиков.
«Чем глубже проникаешь в характер, тем более узнаваем персонаж и принимаем молодыми людьми, – отмечал Михаил Васильевич. – В любой профессии, в какой бы ты ни был, для того чтобы достичь результата, нужно “пахать”.
Будешь “пахать” – достигнешь чего-то, не будешь “пахать” – ничего не достигнешь. Если предстоит серьёзная работа, то делать её нужно по-серьёзному».

***

Случившийся майдан и государственный переворот в Киеве, последовавшая война на Донбассе разделили общество на два лагеря.
Кто-то из артистов театра на Оборонной поспешил уехать, звали с собой и Михаила Васильевича. Однако он остался в Луганске. Во время обстрелов не отсиживался, активно предлагал свою помощь нуждающимся.
Театр по-прежнему работал, как и обещали власти ЛНР. Труппа во главе с Михаилом Голубовичем продолжала радовать граждан Луганщины своими постановками.

«…Основная задача всего коллектива нашего театра, – отмечал Михаил Васильевич в одном из интервью, – дать возможность людям в это непростое для всех нас время разобраться со своими чувствами, своими мыслями.
Потому что время для всех нас действительно непростое, напряжённое, а все мы живые люди. Хочется, чтобы, посетив наш театр, гости и все жители нашей ЛНР получали всегда моральное удовлетворение и хорошее настроение после посещения и просмотра наших спектаклей».
…Театр, который много лет возглавлял Михаил Васильевич, называют Театр «На Оборонной». И это символично!
Во время войны на Донбассе труппа стала почти полностью женской – все мужчины ушли на фронт, оборонять, освобождать от захватчиков родную землю.
После боёв возвращались домой, на милую сердцу сцену, к любимому Михаилу Васильевичу.
«Наши актёры, – отмечал он, – были призваны, пошли добровольцами более 30 человек. Слава Богу, что они живы.
Правда ещё не все вернулись, есть контуженые, раненые, но главное то, что они живы! Преодолев трудности, они буквально по возвращении окунулись в работу!»

***

…Глава ЛНР Леонид Пасечник: «…Невозможно перечислить все звания и награды, которых удостоен Михаил Васильевич. Но для жителей Луганщины он навсегда останется “нашим Голубовичем” – образцом мужественности, интеллигентности, оптимизма и бесконечной преданности своей земле.
…На территории республики нет никого, кто не знал бы этого имени.
Человек-легенда, актёр и режиссёр с мировой известностью, всю свою жизнь Михаил Васильевич посвятил развитию культуры родного края.
Он искренне гордился тем, что живёт и работает в Донбассе, неутомимо прославлял свою землю в разных странах и на разных континентах».
Глава ЛНР подчеркнул, что Михаил Васильевич не мог жить без театра, новых ролей и студентов, которых учил своему мастерству.
Михаил Васильевич вёл актёрский курс в Луганской академии культуры и искусства (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского.

…Первый зампредседателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, президент СФИ «Золотой Витязь», актёр и режиссёр, народный артист России Николай Бурляев: «Он был достоянием украинского и русского народа, верным сыном Луганщины, Михаил Васильевич был достоянием великой русской культуры, от которой он себя никогда не отделял, достоянием всего славянского мира!
Почти 60 лет Михаил Голубович служил актёрской профессии, создал более 100 незабываемых образов в кинематографе и на театральной сцене, а своему театру “на Оборонной”, в котором он служил с 1967 года и прошёл с театром все самые тяжёлые испытания, был предан до самого последнего мгновения своей жизни.
Михаил Васильевич был настоящим мастером, выдающимся педагогом, он был отцом для всех, кто служил в его театре, и воспитал не одно поколение актёров.
Михаил Васильевич – боевой товарищ “Золотого Витязя” постоянный участник, член жюри.
Простой, сердечный, светлый человек. Мы виделись с Михаилом Васильевичем в последний раз в г. Грозном на МКФ “Золотой Витязь”, и ждали его в ноябре этого года для награждения высшей наградой Международного театрального форума “Золотой Витязь” – Золотой медалью им. Н. Д. Мордвинова “За выдающийся вклад в театральное искусство”.
От всего сердца соболезнуем родным и близким Михаила Васильевича и всей Луганщине, для которых уход великой души невосполнимая потеря».
…Научный сотрудник Госфильмофонда РФ, историк кино Евгений Марголит: «Он был замечательный актёр и, главное, очень добрый человек. Я просто счастлив, что он был в моей жизни».

***

Михаил Васильевич Голубович – истинный рыцарь долга и чести, беззаветно, преданно служивший театральному и киноискусству.
Мы запомним его, как светлого и мудрого человека, который щедро делился с людьми своим сердцем и душой.
Михаил Васильевич подчёркивал, что очень рад тому, что в ЛНР ему никто не может запретить говорить ни на русском, ни на родном украинском:
«Запрещать русский язык на Украине, разве это нормально? Ненормально! Сейчас я представляю украинский театр, и никто мне не запрещает говорить на украинском языке».
Михаил Голубович говорил, что жители Донбасса – представители великого российского государства, в основе которого лежит добро: «Россия – это удивительная страна и сегодня мы говорим о государстве, об истории, о том, что мы являемся представителями этой великой державы. Почему великой? Потому что в основе заложены самые гуманные правила.
Такое многонациональное государство сохраняет все традиции и только в основе лежит добро. Я даже своим оппонентам задаю вопрос: “Фашизм – это хорошо или плохо? Если это плохо, то зачем вы его поддерживаете?” Ведь никто из людей не хочет войны».
На творческих встречах Михаил Васильевич нередко исполнял пронзительную поэму-притчу Сергея Острового «Мать». Он всем сердцем чувствовал боль матерей Донбасса.
Его главной ролью стала поддержка Донбасса, о котором он пытался рассказать всему миру.
Поистине невосполнима утрата!
Царствие Небесное и Вечная память!

Фото из открытых источников.