2 мая 2025 года – 125 лет со дня кончины великого русского художника Ивана Айвазовского (1817–1900)
Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Айвазовский был лично знаком с Пушкиным и Чеховым, Глинкой и Брюлловым, Жуковским и Венециановым.
После окончания Императорской Академии художеств молодой живописец много путешествовал, посетил Италию, Англию, Испанию, Германию, позднее побывал на Ближнем Востоке, в Африке, Америке. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал» (Русский музей, Санкт-Петербург), написанная Айвазовским в 1850 году. Айвазовский также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наваринский бой» (1846, Военно-морской инженерный институт, Санкт-Петербург) и др. Он написал больше 6 тысяч работ. Айвазовский первый среди русских художников (задолго до организации «Товарищества передвижных выставок») стал устраивать выставки картин не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других. При его жизни состоялось более 120 выставок, в том числе персональных, в России и во многих странах.
«Девятый вал», Иван Айвазовский
«Айвазовский, писал о нем его современник, другой великий художник Иван Николаевич Крамской, – <…> есть звезда первой величины... и не только у нас, а и в истории искусства вообще».
Айвазовский был глубоко верующим человеком. Иван Константинович проектировал и реставрировал церкви и часовни. В его творчестве можно увидеть иносказательное отображение основ христианского учения и убежденность в величии и высшей гармонии Божьего мира.
Море Иван он писал не только как обычный пейзаж. Он также создавал полотна, в которых запечатлел сцены из библейской истории, где, по мнению искусствоведа Инны Волошиной, «пытался осмыслить тему героического доверия Богу со стороны человека».
* * *
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет 17/29 июля 1817 года в семье рыночного старосты в Феодосии – древнем приморском городе, которому уже более 2500 лет. Армяне массово селились здесь с X века. Ованес был младшим, пятым ребенком. Его крестили в средневековой церкви Сурб Саркис / Святого Саркиса. Содержать большую семью отцу будущего художника Константину (Геворку), разорившемуся в 1812 году после начавшейся чумы, помогала жена Рипсиме, искусная вышивальщица. Их предки были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Их дом на окраине Феодосии стоял на возвышенности. Отсюда открывался прекрасный вид на море. Не это ли определило судьбу будущего художника?! Любовь к морю Иван Константинович пронес через всю жизнь.
В возрасте восьми лет на стене родительского дома Ованес нарисовал угольком свой первый парусник. Отец не рассердился, а дал сыну лист бумаги и карандаш. С тех пор Ованес начал с увлечением рисовать.
После окончания феодосийского уездного училища, Ованес при поддержке градоправителя Феодосии А. И. Казначеева, поклонника таланта будущего художника, был зачислен в симферопольскую гимназию. 28 августа 1833 года Айвазовский отправляется в Санкт-Петербург, где был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств. Своим трудом Айвазовский реализовал блистательный талант художника.
* * *
30 сентября 1836 года в Императорской Академии художеств открылась выставка работ молодых живописцев. Здесь собрался весь свет столицы – поэты, музыканты, ученые, сановники. Общее внимание привлекли Александр Сергеевич Пушкин под руку с Натальей Николаевной в черном бархатном платье и шляпе со страусовым пером. Они то и дело раскланиваются со знакомыми, не переставая разглядывать картины.
У холстов Айвазовского «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива» Александр Сергеевич замедлил шаг, пристально всматриваясь то в одну картину, то в другую. Инспектор Академии тотчас подвел к Пушкину автора. Юноша в замешательстве.
Наталья Николаевна мягкой улыбкой пытается приободрить художника. К Айвазовскому оборачивается и Александр Сергеевич: «Поздравляю!» Поэт с супругой отвели художника в сторону, и они долго беседовали.
* * *
В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. В Крыму Иван Константинович написал ряд картин: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие. В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым, с которыми сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни.
«Лунная ночь в Гурзуфе», Иван Айвазовский
Во время десанта в Субаше Айвазовский в боевой обстановке проявил смелость и отвагу, что вызвало симпатии среди моряков и соответствующий отклик в Петербурге. В 1839 году по просьбе генерала Н.Н. Раевского-младшего Айвазовский написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена Николаем I.
* * *
В 1840 году Айвазовский отправился в Европу сложившимся мастером – маринистом. Успех в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь и другие. В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Иван Константинович вернулся в Россию. За выдающиеся успехи в живописи Айвазовскому было присуждено звание академика и почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.
Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Но художника неотвратимо влечет в родную Феодосию. В том же 1845-м, по окончании путешествия, Айвазовский задержался в Крыму. На окраине города детства, на пустынном берегу, Айвазовский покупает участок с видом на море.
Возведенный по проекту Ивана Константиновича дом с мастерской напоминал итальянскую виллу. Весь балкон был увит виноградными лозами. На море же смотрели три парадные залы, где принимали гостей и устраивали приемы. Проводя большую часть времени в Петербурге, будучи вхож в лучшие дома столицы, Айвазовский все же рвался душою в свою Феодосию, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал родному городу.
В 1847 году Айвазовский стал профессором Императорской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях. «Но чуть повеет весной, – писал Иван Константинович, – на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к Чёрному морю…».
* * *
По словам протоиерея Геннадия (Беловолова), Айвазовский в море «узнал своего Творца», услышал молитвы ангелов и прочел Священное Писание, которое начинается словами: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
На создание полотна «Всемирный потоп» (1864) Айвазовского вдохновили фрески и картины, которые он увидел в Венеции и Ватикане во время путешествия по Европе. Работа продолжалась два года. От первого варианта, сохранившегося до наших дней в виде акварельного наброска на бумажном листе, Айвазовский отказался. Окончательный вариант – маслом на холсте – был представлен на ежегодной выставке Академии художеств. Император Александр II приобрел картину у Айвазовского и передал полотно в Эрмитаж. Сейчас посмотреть полотно «Всемирный потоп» Айвазовского можно в Государственном Русском музее в Михайловском замке в Санкт-Петербурге.
«Всемирный потоп», Иван Айвазовский
Желтоватое марево в левой верхней части полотна «Крещение» (1890-е, Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского) клубится над головами людей, которые стоят на берегу и ждут своей очереди принять очищение. Это полотно Айвазовского символизирует людские страсти и порождаемые ими грехи. Тогда как в правой части неба проступает голубой цвет: в момент Богоявления раскрываются небеса и Господь обращается к людям, сообщая им благую весть о том, что Бог теперь рядом с ними и у них появилась надежда на спасение.
«Крещение», Иван Айвазовский
В работах Айвазовского, по словам искусствоведов, доминирует немеркнущий свет. Именно свет приобщает к Божественному таинству, присущему картинам на тему «Хождение по водам». «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, – отмечал Иван Константинович, – надо считать лучшими».
«Хождение по водам», Иван Айвазовский
* * *
Айвазовский оставил добрую память и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели родного города. «Мой адрес – всегда в Феодосии», – так писал Иван Константинович в письме Павлу Третьякову.
В 1881 году Александр II, благоволя художнику, утвердил решение городской думы о присвоении Айвазовскому звания «Почетный гражданин города Феодосия».
Айвазовский периодически организовывал восстановительные и ремонтные работы армянской средневековой церкви Сурб Саркис / Святого Саркиса (1330), которая считается самым старым храмом Феодосии. Мраморная плита в церкви гласит, что «храм был отстроен после пожара в 1888 году на деньги, предоставленные И. Айвазовским». Для этой церкви в 1891 году Айвазовский создал картину «Богоматерь с младенцем». Стены церкви украшали и другие картины художника: «Моление о Чаше», «Крещение армянского народа», «Григорий Просветитель». На средства Айвазовского было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
«Моление о Чаше», Иван Айвазовский
Так, предметом постоянных забот жителей Феодосии издавна был недостаток воды. Осенью 1887 года из Субашского источника в Старом Крыму, находящегося на территории его имения, Айвазовский проводит чугунный водовод длиной 25 километров. Для отпуска воды на средства Ивана Константиновича по его собственным эскизам был построен фонтан в восточном стиле. В дарственной художник писал: «Не будучи в силах более оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды».
Благодаря усилиям и влиянию Айвазовского в Феодосии были сооружены железная дорога и морской торговый порт, Крымская линия Индо-Европейского телеграфа, концертный зал, библиотека, гимназия.
* * *
Прибыв в Петербург в декабре 1875 года, Айвазовский открыл выставку своих работ в одиннадцать картин. 10 марта 1876 года монаршей милостью Александра II его удостаивают ордена Св. Станислава I степени. Перед самой кончиной в своем доме в Феодосии Иван Константинович написал последнюю картину – «Морской залив».
* * *
Иван Константинович Айвазовский скончался в родной Феодосии 19 апреля/2 мая 1900 года в возрасте 82 лет во сне от кровоизлияния в мозг. Похороны Айвазовского состоялись под неумолчный звон колоколов. Воздали ему и воинские почести: начальник местного гарнизона возложил на гроб адмиральскую шпагу. Провожала художника в последний путь вся Феодосия. По завещанию Айвазовского он был похоронен во дворе церкви Сурб Саркис. На его мраморном надгробии высечены слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Потомки Айвазовского – правнуки, праправнуки и прапраправнуки – проживают не только в России, но и в США, Англии, Австралии. Они знают, кем был их предок, гордятся им, знакомят своих детей и внуков с картинами художника.
* * *
Творчество великого художника ныне полнее всего представлено в Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского. Это уникальный музей маринистического искусства. Здесь представлены произведения Айвазовского, его современников, учеников и последователей, а также западноевропейских маринистов и художников нового времени.
Основа и гордость галереи – крупнейшая в мире коллекция произведений Айвазовского (живопись и графика) – более 400 работ. Среди них, например, такие полотна, как «Георгиевский монастырь. 1846 г.», «Апостол Павел. 1890 г.», «Апостол Петр. 1890 г.», «Христос на Генисаретском озере. 1894 г.». Коллекция отражает все этапы творчества художника – от ранних студенческих работ до последних произведений. Кроме того, в собрании архивные документы, фотоматериалы, мемориальные вещи.
«Апостол Павел»
«Богоматерь с Младенцем»
«Крещение армянского народа»
«Христос на Генисаретском озере»
В тексте использованы изображения из открытых источников