190 лет со дня рождения Николая Помяловского

«Он вошёл в литературу, когда в ней уже активно действовали крупнейшие наши классики – и среди них не затерялся»

0
2
Время на чтение 5 минут

Источник: Прихожанин

 

23  апреля – 190 лет со дня рождения русского писателя Николая Помяловского (1835–1863)

Он учился в духовном училище, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Слушал лекции в Петербургском университете. Занимался педагогической деятельностью в воскресной школе рабочего района Петербурга. Отказавшись от духовной карьеры, стал профессиональным литератором. Публиковался в журналах.

Наибольшую известность как литератор Николай Герасимович Помяловский получил благодаря публикации в 1862–1863 годах цикла «Очерки бурсы».

Продолжатель традиций Николая Васильевича Гоголя, Помяловский мастерски владел русским языком, создавая поистине незабываемые речевые конструкции и обороты, что ставит его в ряд первостепенных русских писателей, до сих пор еще не оцененных в полной мере.

Его сочинения отдельным изданием впервые вышли в 1865 году, уже после кончины писателя.

Максим Горький в «Беседах о ремесле» признавался: «Я думаю, что на мое отношение к жизни влияли – каждый по-своему – три писателя: Помяловский, Глеб Успенский и Лесков. Возможно, что Помяловский “влиял” на меня сильнее Лескова и Успенского. Он первый решительно восстал против старой, дворянской литературной церкви, первый решительно указал литераторам на необходимость “изучать всех участников жизни» – нищих, пожарных, лавочников, бродяг и прочих. <…> Я думаю, именно под влиянием этих трех писателей решено было мною самому посмотреть, как живет “народ”».

* * *

Николай Герасимович Помяловский родился 11/23 апреля 1835 года в семье дьякона Герасима Никитича Помяловского (1804–1851), служившего при Малоохтинской кладбищенской церкви святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины в Санкт-Петербурге.

В метрической книге, в записи под № 25 сказано: «У диакона Герасима Помяловского и жены его Екатерины Алексеевой родился сын Николай – 11 апреля 1835 года. Восприемники: Литвин, Александр Евтихиев, диакон Успенской церкви, что на Сенной, и Комарова, Варвара Николаевна, жена столоначальника СПБ. Духовной Консистории».

* * *

В 1843 году отец, как духовная особа, по традиции записал Николая на учебу и проживание на казенный счет в Александро-Невское духовное училище – «бурсу», где уже учились два его других сына.

Училище Николай  окончил в 1851 году с хорошим аттестатом: способности  «очень хорошие», поведение «похвальное», прилежание «постоянное», по Закону Божию, Священной истории и арифметике «очень хорошо», по нотному пению и географии «хорошо», по латинскому и греческому языкам «очень хорошо».

В этом году, сорока семи лет,  от чахотки скончался отец. В семье было восемь детей: шесть сыновей и две дочери.

* * *

Николай перешел в Петербургскую духовную семинарию «словарем», то есть учеником низшего класса.

В старшем, богословском, классе Николай был одним из редакторов рукописного журнала «Семинарский листок», издаваемого самими учащимися. Всего вышло 7 выпусков; много материалов в них принадлежало перу Помяловского.

Так, в первом выпуске под псевдонимом «Тамбовский Семинарист» он поместил большую статью «Попытка решить нерешенный и притом философский вопрос: имеют ли животные душу?»

В последнем, седьмом выпуске был опубликован рассказ Помяловского из семинарской жизни «Махилов», произведший на сотоварищей большое впечатление: они поняли, что автор обладает недюжинными творческими силами.

* * *

По окончании учебы в семинарии Помяловский поселился у матери на Охте и в ожидании места постоянной работы читал с дьячками по покойникам, пел в церкви, давал частные уроки, ездил с причтом на Рождество и Пасху славить Христа.

Он занимался самообразованием, во множестве прочитывал разнообразные книги, следил за журналами, увлекся педагогикой. Больше всего помог Помяловскому в выработке мировоззрения журнал «Современник».

Помяловский написал ряд педагогических статей и очерков, а один из них –  «психологический очерк» о мальчике с необычным именем и внешностью и методах его обучения – «Вукол» – напечатал в 1859 году в «Журнале для воспитания» под псевдонимом Герасимов.

Издатель-редактор, педагог А.А. Чумиков оценил очерк и приглашал автора стать сотрудником журнала; также он настоятельно советовал Помяловскому продолжить обучение в университете.

* * *

Поступить в Санкт-Петербургский университет советовали Николаю все родственники и знакомые.

Прикинув, что в свои 24 года на обучение в университете по полной программе ему придется потратить еще 5 лет, Помяловский в 1860–1861 годах посещал учебное заведение в качестве вольнослушателя, без подготовки и сдачи вступительных и выпускных экзаменов. Особое влияние имели на него лекции профессора историко-филологического факультета М.М. Стасюлевича.

* * *

С октября 1860 года вместе с компанией своих приятелей-студентов Помяловский с увлечением стал трудиться преподавателем в воскресной школе, которая располагалась на Шлиссельбургской дороге. В школе было до семидесяти педагогов и около восьмисот учеников. Помяловский мечтал об издании листка воскресных школ.

На одном из педагогических собраний он прочел составленный им проект, посвященный теме обязанности преподавателей, устройстве школы и ее будущего. При обучении детей грамоте Помяловский использовал звуковой метод педагога В.А. Золотова.

Благодаря оригинальности и яркости преподавания Помяловский стал популярным не только среди преподавателей, но и среди широких кругов интеллигентных людей: многие стали посещать школу, чтобы послушать его беседы.

* * *

В феврале 1861 года журнал опубликовал повесть Помяловского «Мещанское счастье», герой которой, мальчик Егорушка из бедной семьи, вырастая, ищет свой путь в жизни, осознавая все трудности своего социального положения. Повесть имела успех: автора просили стать сотрудником журнала.  В том же году в «Современнике» была опубликована повесть «Молотов». В своих сочинениях писатель опирался на опыт «натуральной школы».

В 1862–1863 годах он создает свое наиболее известное произведение – цикл «Очерки бурсы», где  самого себя вывел в образе бурсака по кличке Карась в четвертом очерке – «Бегуны и спасенные бурсы». В «Очерках» писатель остро поставил проблему воспитания в условиях консерватизма, свойственного не только духовным учебным заведениям, но всей русской жизни. В книге встречаются многочисленные примеры церковно-книжной речи, дословные и перефразированные цитаты из богословских текстов, прибаутки и песни, обильно насыщенные церковнославянскими выражениями.

«Очерки» имели сенсационный успех и доставили автору бóльшую популярность, нежели все его другие произведения. 

Изначально писатель помышлял о двадцати  очерках, в которых ему хотелось подробно рассказать о жизни учеников бурсы. Пятая часть, незавершенная, будет опубликована после кончины Помяловского.

* * *

Николай Герасимович Помяловский скончался 5 октября 1863 года в Санкт-Петербурге. На достойные похороны у его матери денег не было. Она обратилась за помощью к поэту Некрасову и тот собрал необходимую сумму.

Последний адрес Николая Герасимовича – дом № 24 по Малоохтинскому проспекту на углу улицы Молчаливой. Множество народа собралось проводить писателя. Не допустили поставить гроб на дроги и понесли усопшего на руках до самого Малоохтинского кладбища.

На отпевании Помяловского священник сказал, что честность и доброта его были такими, что Бог, верно, простит и упокоит его душу, если бы покойный при жизни и страдал какими-нибудь нравственными недостатками.

Помяловского похоронили на кладбище Малой Охты, недалеко от алтаря церкви, где служил его отец.

В 1944 году останки писателя были перезахоронены на Литераторских мостках Волковского кладбища.

«…он вошел в литературу, когда в ней уже активно действовали Лев Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Щедрин – то есть крупнейшие наши классики – и среди них не затерялся, – отмечал известный богослов, литературовед, профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев (1945–2008). – Возможно, он вышел бы со временем и на более высокий уровень, если бы не ранняя смерть. Быть может, он отыскал бы и иные пути для себя – что гадать».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Головкин
«Не токмо Небеса, но и недра земные поведают славу Божию…»
​​​​​​​15 апреля 2025 года исполняется 260 лет со дня кончины великого русского ученого-энциклопедиста, православного мыслителя Михаила Ломоносова (1711-1765)
15.04.2025
Елена Гоголева: «На сцене и в жизни»
7 апреля 2025 года – 125 лет со дня рождения великой русской актрисы
10.04.2025
К третьей годовщине СВО
Военные стихи
26.03.2025
Памяти «христианского Орфея» Ивана Козловского
«Духовная музыка, музыка мощного духовного напряжения, высочайшего полета души, возвращается к широкому слушателю…»
25.03.2025
Все статьи Николай Алексеевич Головкин
Последние комментарии
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2025 23:37
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
23.04.2025 23:36
К столетию «Собачьего сердца» М.Булгакова
Новый комментарий от Elenaelena
23.04.2025 19:15
Памяти историка и Друга
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2025 18:18
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2025 17:35
Идти царским путём
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2025 17:21
Конклав-2025. Реальность жёстче оскароносного фильма
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2025 17:18