Героическая русская история непрерывно показывает нам важные примеры и уроки из глубокой старины или же недавнего прошлого, чтобы мы находили правильные ориентиры сегодня. В 2023 году на 3 марта выпадают сразу две круглые даты – две грани существования нашей страны, почти антиподы в контексте цивилизационного и державного пути России, если рассматривать их значение как в плане внутренней жизни, так и в мировом масштабе.
3 марта отмечается 145-летие завершения Русско-турецкой войны, восстановившей честь и потери Российской империи, утвердившей ее как покровителя всех славянских народов, и одновременно 105-летие подписания унизительного Брестского мира, лишавшего Россию обретенных за века исконных земель, а также армии, гордости и славы. Между двумя датами 40 созидательных лет, полных стремительного роста России, ее борьбы за истинные духовные идеалы православного самодержавия, за их торжество в мире побеждающего материализма и химеры демократии, в мире, уже зараженном революционной бациллой.
А после 3 марта 1918 года вместо обещанного пролетариату конца «империалистической войны» уже новое государство с новыми смыслами, новой синтетической идеологией и даже новым названием, из которого вымарывалось само имя Россия, а с ним – новая, гораздо более страшная и жестокая Гражданская война, ломка вековых традиций, моральное падение и бесчисленные гекатомбы, инспирированные комитетом большевистских мудрецов.
19 февраля (3 марта) 1878 года был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор с Османской империей, которым завершилась очередная Русско-турецкая война. Несмотря на подрывную работу на дипломатическом поле, которую вели Британия и Австрия перед подписанием окончательного Берлинского трактата летом 1878 года и значительно сократившую плоды России от победы, этот день является важной вехой и неоспоримым успехом, символом славы и чести русского оружия, защищавшего христианских единоверцев. После Крымской войны финансово и морально истощенная Российская Империя, лишенная на 15 лет Черноморского флота и официального статуса покровителя христиан на османской территории, а также многих территориальных приобретений, сумела воспрянуть, вернуть утраченное и отвоевать независимость славянских народов. Многие последствия Крымской войны, жесткие условия Парижского мирного договора 1856 года России приходилось преодолевать десятилетиями, при этом царское правительство с самого начала направило все силы на восстановление экономики, реформирование армии, активное развитие железнодорожного сообщения в южных провинциях Империи, и это принесло результаты. Западные державы рассчитывали надолго оттеснить русских царей с авансцены мировой политики и решать судьбы угнетенных османским игом народов по собственному разумению, исходя из соображений собственной выгоды. Новая победа Российской Империи в 1878 году перечеркнула эти планы и снова заставила европейских правителей коллективно изыскивать хитроумные методы сдерживания русского самодержца – покровителя славян и христиан.
Россия заложила основы болгарской государственности в пределах автономного княжества Болгария, из которого вырастет независимое Болгарское царство. Благодаря победе России окончательно обрели независимость Соединенные княжества Молдавии и Валахии, которые позже станут Королевством Румыния, подтвердили независимость княжество Сербия и Черногория, также прошедшие долгий путь к обретению государственности при активном участии российских императоров.
Сама Россия вернула Южную Бессарабию, Карс, удержала за собой Батум и Ардаган, таким образом укрепившись на освобожденных землях части Западной Армении. Оформился плацдарм для дальнейшего освобождения армянского и греческого народов.
3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор между узурпировавшими власть в России большевиками и центральными державами, который даже В.И. Ульянов (Ленин) прозвал похабным. Вместо анонсированного «мира без аннексий и контрибуций» Советское Правительство спешно принимает германские условия, согласно которым от России отходят не только де-факто отделившиеся Польша и Финляндия, но и формально находившиеся в ее составе области Прибалтики. Даже после подписания договора немцы продолжали оккупацию Украины, весной расширив эту зону территориями Новороссии и Области Войска Донского.
По итогам Брестского мира Россия возвращает Турции уже освобожденную Западную Армению, обрекая на гуманитарную катастрофу оставшееся там население, признает Украинскую Народную Республику с расширенными границами, отказывается от претензий на Прибалтику, часть Белоруссии, обрекая русский народ на разделение, сохранившееся по сей день. Россия утратила более миллиона квадратных километров территорий, причем наиболее густонаселенных, обладающих высоким промышленным потенциалом – с основным средоточием заводов и фабрик. Она утратила города, которые веками возводила и развивала, людей, которые отныне должны были становиться частью других государственных образований. Это были национальная катастрофа и позор.
Сторонники оптимистического взгляда на советскую историю возразят, что большую часть утраченного советская власть вернет после Гражданской или Великой Отечественной войны. В этом контексте нелишне вспомнить, что в 1945 году И.В. Сталин даже предпринял дипломатическую попытку вернуть Карс и значительные области Западной Армении, таким образом вернувшись к имперскому вектору 1914 года, но натолкнулся на категорическое несогласие союзников. Есть даже версия, что это посягательство на Турцию стало одним из аргументов США в пользу ядерной войны с СССР и явным мотивом для принятия Турции в НАТО.
Возвращаясь же к СССР на пике его мощи, следует напомнить, что установленные внутри него федеративные границы после всех корректировок, в том числе после выделения из РСФСР среднеазиатских республик, упрочили его разделенный статус, а в ходе коренизации использовали его при национальном строительстве советских республик, либо формируя из него новую идентичность, либо создавая предпосылки для его пониженного на фоне титульной нации статуса, как показали события после 1990-х годов. Многочисленные города, построенные русскими, с учебными заведениями, предприятиями и инфраструктурой, оставшимися в наследие от Империи и преумноженной Советами, в итоге стали частью новых суверенных стран с новыми идеалами, зачастую враждебными России, с новым гражданским обществом, нередко клеймящим русских оккупантами. Не каждый человек, тяжело переживающий распад 1991 года, заметит, что постигшая Русский народ катастрофа закладывалась еще в условиях Брестского мира, а далее созревала в ожидании краха Советского государства. Значение 3 марта 1918 года трудно недооценить.
Для возвращения к идее патриотизма и образцам русских героев прошлого Советскому государству потребовалась другая бесчеловечная война, даже для частичного поворота к идеалам прежней России потребовались многие десятилетия. Эти образы и ориентиры до сих пор проявляются фрагментарно, как фантомы, возникая в современных дискуссиях и официальных речах, но в состоянии ли вернуться к ним современная Россия спустя столетие? По мнению одних – это анахронизм в наши дни, по мнению других – единственный путь к возрождению и грядущим победам.
И тут будет уместным вернуться на четыре века назад и вспомнить, что 21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор в Москве избрал на трон Михаила Федоровича Романова, после воцарения которого раздираемая мятежами, интервенцией и кризисом власти Россия восстала из пепла и вскоре стала империей. Хотя незадолго до этого полякам и шведам, делившим русские земли, самозванцам и присягавшим им изменникам казалось, что с Российским государством почти покончено.
Но Русская Держава распорядилась по-своему. Все, кто оказался на ее пути, были повержены. Швеция, Дания и Польша преклонили свои головы перед Россией. Были беспощадно наказаны предатели и изменники, сотрудничавшие с врагом. Они справедливо окончили свою жизнь на эшафоте. Место казни, например, для коллаборантов из Малороссии было на Крещатике в Киеве. Это место послужило Русской Державе и в 1945 году, когда на площади Киева вешали предателей и изменников, сотрудничавших с немецкими фашистами.
Об этом должны помнить все коллаборанты Запада на нынешней фашистской Украине.
Филипп ЛЕБЕДЬ