Шумы в сердце Тюркского мира

Современный Туркменистан продолжает оставаться страной контрастов

0
93
Время на чтение 10 минут

Источник: Русский вестник  
   
   Туркменистан известен как самая закрытая страна Центральной Азии с гротескными формами архитектуры и государственности, где архаика соседствует с постмодерном, а переосмысление советского брутализма – с новыми мечетями и мавзолеями, отсылающими к средневековым временам торжества ислама в Средней Азии, но только в гипертрофированных формах, так как при взаимодействии людей до сих пор имеет значение принадлежность рода к одному из тайпов, а унаследованный от Советского Союза структура светского государства с главенством партии получил новую форму с ярко выраженным национальным характером.

   Эта преемственность прекрасно проиллюстрирована на примере первого лица, не без оснований претендующего на звание создателя туркменской нации в современном политическом понимании, т. е. Сапармурата Ниязова. Воспитанник Высшей партийной школы ЦК КПСС, который в 1985 году был избран 1-м секретарем ЦК Коммунистической партии Туркменской ССР, а в 1990 году стал председателем Верховного Совета Туркменской ССР и постоянным членом Политбюро ЦК КПСС и осенью того же года был избран президентом Туркменистана. Вскоре КП Туркмении трансформируется в Демократическую партию, которая предложит продлить президентские функции Ниязова до 2002 года без выборов. При строительстве суверенного государства коммунист Ниязов обрел черты и статус, близкий к шаху. Склонное к патернализму общество после советского строя быстро приняло новую форму авторитаризма с почти религиозным почитанием Туркменбаши. Вместо возрождения ислама на государственном уровне стало проповедоваться изучение и почитание «Священной “Рухнамы” Великого Сапармурата Туркменбаши». На смену культу личности Сапармурата Ниязова, носившего также титул «Сердар», т. е. вождь, пришли отец и сын Бердымухамедовы с менее радикальными, но все же вычурными атрибутами власти.
   Туркмения нередко называется историческим сердцем тюркского мира. Несмотря на сложный этногенез, языковая и культурная близость с другими тюркскими странами есть, и она может служить политическим конструктом. Однако Анкара так и не смогла затянуть Туркмению в Организацию тюркских государств в качестве полноправного члена, поскольку Ашхабад дорожит своим статусом нейтралитета и сторонится политических блоков. Те же принципы нейтралитета побудили руководство Туркменистана в 2005 году выйти из числа постоянных членов СНГ и отказаться от помощи России в 2015–2016 году в укреплении границы с Афганистаном, откуда ему угрожало вторжение исламистских радикалов. Нынешний глава государства Сердар (в данном случае не титул, а имя, указывающее на лидерство) Бердымухамедов предпочитает формат центральноазиатского сотрудничества под эгидой консультативных встреч глав государств региона, куда он не намерен впускать сторонних наблюдателей. Туркменские руководители упорно стремились избавиться от торгово-транзитной зависимости от России, в результате приняли менее благоприятные ценовые условия Китая. Сейчас в приоритете у Туркменистана строительство новых газопроводов – Транскаспийского, ведущего в ЕС, и магистрального газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия.

   Туркменистан известен своей закрытостью, пристальным вниманием к иностранным гражданам, въезжающим в страну, и перемещениям собственных граждан. Туркменские диаспоры в других странах представлены отчасти политической эмиграцией – сторонниками национал-демократических кругов 90-х, бывшими политическими элитами, уехавшими во время реакции после покушения на Туркменбаши Ниязова в 2002 году и после прихода к власти «Героя-Аркадага» Гурбангулы Бердымухамедова. Общины, сформировавшиеся еще до распада СССР, в риторике «Национальных Вождей» объясняются тем, что за свою 5000-летнюю историю туркменский народ успел основать около семи десятков государств, вследствие чего туркмены оказались рассеяны по миру. В историографии Туркменистана на туркменский народ переносится история древних иранцев и отдельные персидские династии. Как и в случае Азербайджана, также некогда входившего в государственные и культурные границы Персии, в Туркмении остался определенный персидский след, а иранская компонента прослеживается в этногенезе этого официально тюркского народа, однако сформировался он значительно позже, и попытки апроприации иранской истории эффективны только для узкой целевой аудитории.

   В начале своего президентства в 1990 году С. Ниязов ввел в число особых государственных памятных дат 12 января – день, когда Русская армия под командованием знаменитого М.Д. Скобелева в 1881 году взяла штурмом крепость Геок-Тепе. В сегодняшнем Туркменистане эта дата отмечается как день скорби, а высокопоставленные политики и местные историки обвиняют генерала Скобелева и Россию в геноциде текинцев. Началось это с подачи англичан, которые разносили на весь мир слухи о кровавой резне, устроенной М.Д. Скобелевым в Геок-Тепе. Позднее эту пропаганду подхватили революционеры-большевики, одновременно с турками стремившиеся поднять массовые восстания среднеазиатских народов против российской власти. Она укоренилась в советской истории, клеймящей прославленных русских генералов и первопроходцев как колонизаторов, откуда досталась в наследство создателям суверенной республики. В новейшие времена туркменские националисты просто повысили планку, обвинив русских и лично генерала Скобелева в геноциде туркмен.

   В современной историографии Туркменистана принято прославлять Гаджар-хана, боровшегося против России, открыто опираясь на Британскую империю. В исторических и научных статьях местные историки в основном сходятся в том, что последняя четверть XIX века стала скорбной вехой для туркменского народа в связи с ахалтекинскими экспедициями Российской Империи, и поднимают тему консолидации народа в борьбе с российским вторжением и поражением вследствие превосходства Русской императорской армии. Отдельные туркменские вожди стали искать поддержки в Персии, Афганистане и у Англии. Акт принятия и бескровного вхождения в российское подданство ряда ханов и старейшин преподносится как следствие насилия. Фигуре Гаджар-хана предается героический ореол борца за свободу, а то, что он, по сути, предпочел ненавистному «русскому империализму» другой империализм – британский, остается за скобками.

   В конце XIX веке представители тайпа теке в районе оазиса Ахал-теке вели полукочевой образ жизни и регулярно совершали набеги на другие племена, уже принявшие российское подданство, что подталкивало Россию к их покорению. Параллельно с юга через Афганистан велась экспансия англичан. Британские журналисты оказались в Геок-Тепе в момент ее падения, а английские инженеры помогали текинцам возвести фортификационные сооружения, чтобы помешать русским. Русские войска после кровопролитного штурма взяли крепость, а затем добились почти бескровного принятия российского подданства текинцев Мервского оазиса, также промышлявших набегами. Тогда Лондон стимулировал афганского эмира захватить южные туркестанские окраины, находящиеся на стыке границ Афганистана и Ирана, открывающие путь в подконтрольную британцам Индию. Однако в битве на Кушке 18 (30) марта 1885 года русские войска под командованием генерала А.В. Комарова разбили ведомых англичанами афганцев и заставили бежать их в Герат. Лондону оставалось лишь принять условия Петербурга, проведя те границы, которые сохраняются между Афганистаном и Туркменией по сей день. Русские основали в этой южной окраине империи крепость Кушка (ныне – Серхетабад), а построенный ими новый Мерв стал современным туркменским городом Мары. Без вмешательства России эти земли могли бы стать объектом британской экспансии и войти в состав Афганистана. Туркменистана в современных границах просто не было бы.

   Вопреки легендам о пяти тысячелетиях туркменской государственности, исторические факты указывают на нескончаемую смену владельцев, этнокультурного и религиозного облика Туркмении. В конце 3-го – начале 1-го тысячелетия до н. э. на территории Восточной Туркмении, юга Узбекистана, Северного Афганистана и Западного Таджикистана существовала Бактрийско-Маргианская цивилизация. Ее происхождение до сих пор вопрос дискуссий между сторонниками арийского и доиндоевропейского генезиса. Там возникла практика раннего огнепоклонничества – еще до основания зороастризма. Этот регион впоследствии станет ареной борьбы между Ираном и Тураном. Однако в изначально Туран, как и Иран, являлся арийской этнокультурной общностью, только он был населен раздробленными восточноиранскими, преимущественно кочевыми племенами (сюда же относятся Согд, Бактрия и Хорезм, где возникнут знаменитые до настоящего времени города Центральной Азии). В Иране же западноиранские народности начали формировать централизованную государственность. Вторжение тюрок, постепенное смешение и культурная гегемония последних начнутся после VII века н. э., а по-настоящему тюркским Туран станет еще позже.

   В античности туркменские регионы входили в персидскую державу Ахеменидов, империю Александра Македонского, Государство Селевкидов, Парфянское царство и государство Сасанидов. Также сформировался Хорезм, где доминировали хорасмии – племя иранского происхождения, а также ираноязычные сако-массагетские племена. Хорезм имел свою государственность, но подвергался завоеваниям различными племенами. До начала IX века там процветал зороастризм, существовали христианские центры, а в Средневековье окончательно побеждает ислам. В VI–VII веках территория Туркмении была частью Тюркского, затем Западно-тюркского каганата. Из древнетюркских племен выделяются огузы, с приходов которых связывают тюркизацию региона. В VIII веке происходит арабское вторжение. Древняя хорезмийская культура и письменность были уничтожены. В XI веке огузы-сельджуки завоевывают территорию Туркменистана. Именно огузы считаются общими предками турок, туркмен, азербайджанцев. В XIII веке произошло опустошительное нашествие монголов, в последующие столетия регион находился под властью Тимуридов, затем Бухарского и Хивинского ханств. Свободные туркменские племена кочевали в районах оазисов, и только с приходом русских в XIX столетии произошло их объединение.

   С расширением Закаспийской области Российской Империи начались активное строительство и развитие инфраструктуры. На руинах древнего персидского города русские возвели Асхабад – будущую столицу, а на берегу Каспия – Красноводск, переименованный Ниязовым в честь себя в Туркменбаши. Росли новые города, была протянула Среднеазиатская железная дорога, вскоре соединенная с разветвленной сетью железнодорожных путей европейской части империи. Вместо набегов и работорговли развивалось сельское хозяйство, особенно производство и обработка хлопчатника, появились медицинские учреждения и учебные заведения. Генерал Скобелев, покоривший наиболее воинственную часть туркмен, а затем администрация Закаспийской области Туркестанского генерал-губернаторства способствовали тому, чтобы воинственные текинцы, признав себя подданными Белого царя, не ощущали себя угнетенными. Хотя по законам Российской Империи народы Средней Азии не подлежали мобилизации, желающие могли служить в «туземной» милиции, а во время военных конфликтов текинские добровольцы сами записывались в действующую армию, чтобы прославить свой род на поле брани. Сформированный из добровольцев Текинский конный полк хорошо показал себя в годы Первой мировой войны и сохранял боеспособность во время революционных событий, выражая презрение к распропагандированным русским солдатами, которые воевать отказывались. Большая часть текинских всадников сохраняла верность Л.Г. Корнилову и захотела сражаться за Белое дело – по сути, за российскую государственность. Этот факт свидетельствует о том, что штурм Геок-Тепе превратили в национальную обиду пропагандисты.

   При царе русские строили Асхабад, при советской власти русские восстанавливали Ашхабад после землетрясения 1948 года, работали в сфере медицины, науки и образования, закладывали основы промышленного развития Туркменской ССР. Одним из ключевых событий современной истории Туркменистана стало введение в эксплуатацию газопровода «Средняя Азия – Центр» в 1967 году. Современный Туркменистан представляется как мононациональное государство, до и после революции его население имело полиэтнический облик. В Асхабаде начала ХХ века наиболее крупную долю горожан составляли не туркмены, а армяне, переселявшиеся с другого берега Каспия и занимавшиеся коммерцией; на втором месте по численности были русские, затем персы – потомки иранских невольников, получивших при царе свободу, также проживали татары, немцы, евреи и другие народы. Открытой резни и русских погромов в Туркмении не было, поэтому обычно говорят, что этнические конфликты и дискриминация обошли эту страну. Это не совсем так.

   Сапармурат Ниязов по аналогии с Мустафой Кемалем Ататюрком» (отцом турок) нарек себя Туркменбаши, т. е. отцом туркмен, и запустил процесс туркменизации республики. Постепенное вытеснение русских началось с органов госуправления. В октябре 1991 года в Туркмении официально насчитывалось около 210 тыс. русских, а в последующие десятилетия этот показатель сократился более чем в 3 раза. Президентских указов, урезающих права русского населения, не издавалось, однако на негласном уровне стали действовать инструкции, заставляющие работодателей-туркмен увольнять русского сотрудника или рекомендовать ему самому уйти. Стали сокращаться русские школы.

   Соглашение с Россией в 1993 году о разрешении двойного гражданства успокаивало русских Туркменистана, а люди старшего поколения смогли рассчитывать на российские пенсии. Однако в 2003 году после подписания с Москвой долгосрочных газовых контрактов Туркменбаши решил отменить институт двойного гражданства и в 2008 году закрепил это в конституции. Желающим оставить российский паспорт стали грозить конфискацией недвижимости, так как иностранным гражданам ее иметь нельзя. Интенсифицировались увольнения с работы – теперь уже и из частных компаний, последовали отмена льгот и повышение тарифов. Ниязов признал недействительными дипломы зарубежных вузов, выданные после 1993 года. Ситуация ухудшилась к 2013 году с введением паспортов нового образца: российские граждане могли получить отказ в выдаче нового паспорта и автоматически перейти в статус иностранца. Соглашение 1993 года окончательно перестало действовать в 2015 году. Даже уезжая в Россию, русским требовалось отказаться от российского паспорта, чтобы получить загранпаспорт по туркменскому, а по прибытии на территорию РФ – заново возвращать российское гражданство. На фоне этих дискриминационных мер люди были вынуждены фактически бросать все нажитое имущество или продавать квартиры по символическим ценам, сниженным до минимума.

   В результате Туркменбаши сам нанес удар по сферам здравоохранения, науки и образования, где в наибольшей степени было представлено русскоязычное население. Пока Москва вела затянувшиеся на много лет переговоры с Ашхабадом, из туркменской столицы и других городов текли потоки миграции – в Россию, Армению и Западную Европу.

   Провозглашая независимость Туркмении и дистанцируясь от России, власти делали ставку на богатые запасы природного газа и нефти. Их экспорт каждый год приносит в казну десятки миллиардов долларов, которые теоретически должны обеспечить высокий уровень жизни всем гражданам республики с 5-миллионным населением, как в Арабских Эмиратах. Однако люди видят освоение бюджетных средств преимущественно в реализации проектов, как зоопарк с пингвинами и ледовый дворец в пустыне Каракумы, в роскошных дворцах и золотых памятниках эпохи Ниязова, в беломраморном оформлении современного Ашхабада и строительстве нового города Аркадага Бердымухамедовым-старшим.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Анатольевич Лебедь
О новой картине Дмитрия Белюкина, посвященной А.С. Пушкину
Венчался как истинно-православный
19.03.2025
Те ли даты мы отмечаем?
Масштабные празднования должны соответствовать культурной идентичности России
13.03.2025
Все статьи Филипп Анатольевич Лебедь
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Александр Волков
29.05.2025 09:09
Размышление о феномене Ельцина
Новый комментарий от Лев
29.05.2025 08:53
Привлечь к ответственности за миграционную политику!
Новый комментарий от катин
29.05.2025 06:18
Дональд Трамп как нациестроитель
Новый комментарий от Русский танкист
29.05.2025 03:19
Шаги апостасии в Финляндской православной церкви
Новый комментарий от Бузина Олесь
28.05.2025 18:54
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
28.05.2025 16:08
Агрессия «миротворцев» против Украины
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.05.2025 15:43