Источник: Русский Вестник
18 (30) марта 1885 года состоялось сражение между отрядом Русской императорской армии и войсками афганского эмира на реке Кушке. Незначительный по масштабам приграничный бой получил заметный резонанс и вполне мог обусловить начало полномасштабной войны между Российской и Британской империями, столкновение интересов которых в Центральной Азии легли в основу Большой игры. Там, где ныне проходит граница между Туркменистаном и Афганистаном, а 140 лет назад доблестные русские войска раздвинули южные пределы Империи, выйдя к подконтрольному Лондону Эмирату Афганистан, вершилась мировая история. Вопреки проискам злокозненной Британии, русские показали себя с лучшей стороны. Петербург заставлял остальной мир бояться и уважать себя, а главное – считаться с волей Русского царя.
Еще небезызвестный британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, которому только чудом оппозиционеры не дали втянуть Англию в Русско-турецкую войну в 1877 году, чтобы помочь туркам, испытывал перманентную тревогу в связи с ростом могущества России. Всего за два десятка лет после поражения в Крымской (Восточной) войне, после заметного ослабления армии и уничтожения флота Россия восстала из пепла и сумела не только победоносно завершить изнурительную Кавказскую войну, но и присоединить главные государства Средней Азии. В 1868 году генерал К.П. Кауфман взял Самарканд, а в 1873 году Бухарский эмират стал протекторатом Российской Империи. В том же году генерал К.П. Кауфман взял Хиву, и древнее Хорезмское государство (Хивинское ханство в российской традиции) признало власть Белого царя.
Еще раньше зависимые от протяженного Кокандского ханства казахские и киргизские племена стали переходить в российское подданство, а в ходе разразившейся войны Россия сначала подчинила Коканд (1868 г.), включив значительное его территории в Туркестанское генерал-губернаторство, а после восстания, разбитого М.Д. Скобелевым, полностью ликвидировала Кокандское ханство (1876 г.). В 1869 году на восточном берегу Каспийского моря был основан русский форт Красноводск (ныне – Туркменбаши), возникла Закаспийская область. Затем, ходе Ахалтекинской экспедиции в 1881 году, самые воинственные племена туркменов были покорены генералом М.Д. Скобелевым.
Важно отметить взвешенность политики царских властей в Туркестане: как добровольно перешедшие в российское подданство, так и покоренные племена и народы не облагались высокими налогами, им дозволялось сохранять традиционный уклад, не считая тех, кто привык жить только набегами и работорговлей. Новая администрация поощряла развитие сельского хозяйства и скотоводства. В Туркмению русские текстильщики завезли лучший американский хлопчатник и стали обучать местное население его культивированию и обработке, что способствовало стремительному развитию этого направления легкой промышленности.
Также началось освоение нефтяных ресурсов.
С 70-х годов началось сооружение Среднеазиатской железной дороги, которая протянулась от Ташкента до восточного берега Каспийского моря через Асхабад, Мерв, Бухару и Самарканд, а после доведения ветки до Оренбурга в начале ХХ века она соединилась с обширной сетью железнодорожных путей Европейской России.
Строились мосты, формировалась система ирригации, из станций и крепостей образовывались новые города и поселки; возводились больницы, школы, медресе, жилые и административные здания. Было очевидно, в том числе и врагам, что Россия пришла и основательно взялась за наведение порядка. Когда огромные пространства от Каспия до западных рубежей китайской империи Цин были соединены под державной рукой Белого царя, южнее оставались только Иран, Афганистан и Индия. Это не могло не тревожить англичан.
Еще в первой половине XIX века Лондон активно действовал против Петербурга, то помогая Турции, то вооружая кавказских горцев, то разжигая антирусские настроения во дворцах иранского шаха, тем не менее в войнах с Османской империей и Персией русские постепенно закреплялись в Закавказье. Затем сумели наладить отношения с персидским шахом, затрудняя экспансию англичан в Афганистане.
В отечественной истории покорение Туркмении ассоциируется прежде всего с М.Д. Скобелевым и его блестящей победой в ожесточенном Геок-Тепинском сражении в 1881 году. Однако после смерти прославленного генерала еще оставались неподконтрольные земли в пустыне Каракумы, на которые претендовали другие страны.
В Мервском оазисе найден бактрийско-маргианский комплекс 3–2 тысячелетия до н. э. Гонур-Депе, как предполагается, основанный древними арийскими поселенцами (индо-иранцы). Здесь сохранились памятники зороастризма, расцвета несторианства и золотого века ислама. Основанный иранскими племенами Мерв считается древнейшим городом Центральной Азии (около четырех тысяч лет). Он был центром сатрапий персидских держав Ахеменидов и Парфии в I тысячелетии до н. э., Сасанидов в начале н. э. После арабского завоевания в VII веке н.э. Мерв был важным центром Халифата, потом, при Саманидах, вернулся в персидское лоно, затем был завоеван тюрками, был столицей державы Сельджуков и до разрушения монголами в XIII веке считался одним из крупнейших городов Востока. Снова возродился в составе Сефевидского Ирана в XV веке, а с XVIII столетия вошел в состав независимого Хорезма. В начале XIX столетия в Мервский оазис, под давлением персов, стали переселяться туркменские племена, и постепенно хивинский хан утратил власть над районом. Неподалеку от опустевшего древнего города была устроена одноименная текинская крепость, откуда регулярно совершались набеги на сопредельные области. Персы долго пытались вернуть Мерв силой или хитростью. Образовавшийся на периферии иранской государственности Афганистан также претендовал на него, что подогревали англичане, преследовавшие свои экспансионистские цели и подсылавшие своих разведчиков. Однако в заветный оазис с тысячелетней историей, древнейшими памятниками и переплетением культур вошли русские, спутав все планы конкурентов.
Начальник новообразованной Закаспийской области генерал-лейтенант Александр Виссарионович Комаров назвал Мерв, промышляющий работорговлей, гнездом разбоя, которое требуется незамедлительно усмирить. Прежде чем приступить к штурму, он отправил на переговоры с местной родовой знатью и старейшинами Максуда Алиханова, штабс-ротмистра аварского происхождения, разжалованного за конфликтность, и Махтум-Кули-Хана Нур Берды-Ханова, майора местной милиции, родовитого ахалтекинца, участника обороны Геок-Тепе, перешедшего на русскую службу. Миссия удалась: в конце 1883 года созванное народное собрание – генгеш Мерва заявило о добровольном вхождении в состав Российской Империи.
Однако единой власти в оазисе не было, и один из правителей – Гаджар-хан объединил тысячи недовольных под знаменем газавата. Еще в 1881 году он вел активную переписку с английскими агентами и выступал за коалицию с Персией и Афганистаном против русских. В связке с ним агитировал население британский агент индийского происхождения Сиях-Пуш. Несмотря на многократное численное превосходство, в ходе боестолкновений с группой Алиханова, поддержанной туркменской милицией, бунтовщики потерпели поражение, а их лидеры при попытке бегства в Афганистан были захвачены лояльными России туркменами. В марте 1884 года русские вошли в Мерв почти без боя. Произведенный в подполковники Максуд Алиханов стал начальником Мервского округа. Тогда же была заложена новая русская крепость Мерв (ныне – город Мары в Туркмении).
Происходящее стало для англичан серьезным ударом. Теперь контроль России над всей Туркменией стал неоспоримым фактом, но четких границ, как между современными Туркменистаном и Афганистаном, не существовало, а значительная часть населения с обеих сторон кочевала. Предстояло провести официальную границу. Вместе с Мервским к России переходил и Пендинский оазис (Панджшех), но Англия настаивала на его принадлежности Афганистану. Александр III, хоть и Миротворец, давлению не поддался. Тогда англичане, имитируя начало разграничительных работ, вошли в оазис с военным отрядом и побудили афганского эмира Абдур-Рахмана ввести регулярные войска в Панджшех. Вице-король Индии лорд Дафферин настаивал, что, если русских не остановить заранее, они будут угрожать уже афганскому Герату. Узнав об этом, генерал Комаров потребовал через дипломатов вывода войск, но англичане категорически отказались. Афганцев под командованием британских инструкторов насчитывалось около 4700 человек при восьми орудиях. В резерв эмир направил конное племенное ополчение в количестве пять тысяч сабель. Навстречу им сам А.В. Комаров повел до 1800 штыков и сабель: два стрелковых батальона, три сотни кубанских казаков и сотню Мервской туземной милиции под командованием подполковника Алиханова-Аварского при четырех орудиях. Русские встали на восточном берегу реки Кушки, афганцы – на западном. Командующий дал приказ ни в коем случае не быть зачинателями столкновения: англичанам он обещал, что не атакует, если афганцы не нападут первыми. Враг воздвиг редуты возле старого каменного моста и отправлял разъезды, пытаясь спровоцировать на перестрелку, но российские войска сохраняли выдержку.
Сражение на Кушке началось ранним утром 18 (30) марта 1885 года, когда отряд генерала Комарова подошел к неприятелю почти вплотную и занял позиции. Афганцы больше не могли терпеть и стали стрелять. Тогда генерал разрешить бить по вражеской коннице, и ошеломленные шквальным огнем кавалеристы отступили. Афганские ополченцы вообще не рискнули вступить в бой. Подполковник Алиханов возглавил атаку казаков. Афганские пехотинцы держались упорнее, но все же отступили, а еще раньше покинули свои позиции английские инструкторы. Набранные в милицию текинцы вместе с казаками громили противника, бросающего винтовки и обратившегося в бегство. Потери афганских сил было трудно определить: минимум 500 убитых и 24 пленных. Отряд генерала Комарова потерял девять человек убитыми и 35 раненых. Среди трофеев достались все вражеские орудия, 70 верблюдов и два знамени. Сокрушительное поражение войск эмира побудило туркменские племена салыров и сарыков еще быстрее подтвердить переход в российское подданство.
Политики и журналисты в Англии были безмерно возмущены. Бывший премьер-министр Уильям Гладстон называл Россию «агрессором» и призывал увеличивать военный бюджет страны. Англичане всерьез опасались вторжения Русской императорской армии в Афганистан или Индию. Всюду не смолкали разговоры о начале полномасштабной англо-русской войны, рассматривались сценарии блокады российских портов и т. д. Тем не менее Александр III сумел с помощью дипломатии притушить нарастающий скандал.
В 1890 году на правом берегу реки Кушка был основан Кушкинский укрепленный пост, из которого выросла крепость, а затем город Кушка (ныне – Серхетабад), самый южный форпост Российском Империи. О славной победе русских напоминает 10-метровый каменный крест.
Победа русских на Кушке стала апогеем десятилетий дипломатического и стратегического антагонизма Лондона и Петербурга на Востоке. Она венчала многолетние усилия российских военачальников, дипломатов и, конечно, героизм русских солдат, создававших и расширявших Русский Туркестан.
Филипп ЛЕБЕДЬ