Идеи неоордынства не только антиисторичны, но и сугубо враждебны

Не Орда, а Третий Рим!

0
178
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский Вестник
Еще не смолкло эхо недавних скандалов вокруг Духовного управления мусульман (ДУМ), представители которого проповедуют ревизионистский взгляд на историю России без центральной роли Руси и Русского народа, тем более несмотря на общественное возмущение, вразумительных объяснений и извинений так и не последовало, а ДУМ РФ вновь привлекает к себе внимание в связи с теперь уже уволенным заместителем муфтия Ставропольского края Шахабуддином Гусейновым, который активно поддержал новую власть в Сирии. Однако и вне контекста деятельности данной организации поднятая в связи с ней тема неоордынства не покидает информационного поля.

Эта концепция, нередко выступающая как становой хребет современной евразийской идеологии, и раньше регулярно всплывала в риторике разных политологов и общественных деятелей, причем не только пантюркистов и туранцев, а русских людей, нередко считающих себя патриотами России. Сегодня на фоне обострения противостояния с Западом некоторые политтехнологи, идеологи, публицисты, блогеры и прочие «лидеры общественного мнения», как принято обобщенно называть тех, кто располагает достаточно обширной аудиторией, с особым рвением распространяют идею о зарождении России в Великой Степи, о славных временах Золотой Орды и ее богатом наследии и т. д. Эти конструкции чаще всего переплетаются с ярой критикой династии Романовых, которой ставится в вину как «онемечивание» России, так и кровная связь с Гольштейн-Готторпской линией в целом и восхвалением большевиков, «освободивших» народ от «немцев Романовых» и порвавших с европейской традицией вообще. Казалось бы, это не ново, и обладательница европейской внешности Наталия Белохвостикова в 1970 году уже декламировала с телеэкрана знаменитые строчки, написанные А. Блоком в 1918 году: «Да, азиаты – мы, //С раскосыми и жадными очами!» А В.И. Ульянов (Ленин) в записках к вопросу о национальностях и автономизации призывал «защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника» или от «от истинно русского держиморды», глубоко переживая, что советский рабочий потонет в «море шовинистической великорусской швали».
 

Перманентной борьбой с «великорусским шовинизмом» объяснялось то, как при устройстве Страны Советов В.И. Ленин с Л.Б. Розенфельдом (Каменевым), выписав из Русского народа белорусов и малороссов, на государственном уровне понижали в правах великороссов. Сегодня отголоски «вождя мирового пролетариата» слышатся в речах многочисленных ораторов на телевидении и интернет-площадках, озабоченных подъемом национального сознания великороссов в России, поэтому пугающих впечатлительную публику «националистическим майданом» и прочими нелепыми прогнозами. Среди этих тоскующих по худшим формам интернационализма персон пользуется популярностью миф о справедливом Улусе Джучи, который якобы сплотил народы и оставил все свои лучшие черты в наследство Москве. Можно было бы игнорировать эти псевдоисторические фантазии, если бы не напористость их носителей и заметная информационная поддержка на разных уровнях, указывающая на наличие определенного запроса на внедрение этой не просто антиисторичной, но и враждебной концепции в текущую повестку.

Можно понять евразийство как направление мысли, развившееся в узких кругах белой эмиграции, пытавшихся крушение национальной России объяснить некоей предопределенностью. Оно могло бы занимать свою нишу параллельно с увлечением трудами Е.П. Блаватской и другими мистическими учениями, переключающими от катастрофы на Каховском плацдарме в 1920 году к условной Гиперборейской Руси 30-тысячелетней давности и Велесовой книге. Однако евразийство обрело черты политического движения с активным левым ответвлением, ищущим примирения с советской властью. Некоторые по возвращении в СССР поплатились за самонадеянность жизнью. Евразийство новой волны пришло на закате советской эпохи, и его старые идеологемы ныне ожили в еще более гротескных формах. Например, традиционное противопоставление евразийского пространства романо-германскому миру, в рамках которого Золотая Орда выставляется для русской культуры и Православия гарантом сохранности перед экспансией Запада, выливается в парадоксальные конструкции вроде «романо-германского ига», якобы длившегося с эпохи Петра Великого до падения монархии в России. Несмотря на абсурдность формулировки, современные философы и влившиеся в их струю публицисты упорствуют в ее внедрении в политический дискурс. Параллельно они тиражируют тезисы об оскорбительности определения русской культуры как европейской, а России – как европейского государства. Кроме того, насаждают мысль о степном и даже туранском характере русской пассионарности.

Несмотря на публичную активность сторонников, евразийство остается лишь теорией, строящейся на вольной и тенденциозной интерпретации исторических событий и геополитических процессов. Едва ли удастся найти реальные примеры созидательного соединения разных этносов и культур в границах пресловутого жизненного пространства Евразии какой-то сверхидеей не в рамках российской государственности. Не терпят критики попытки подвести под эталон веротерпимости и эффективного управления огромными пространствами с полиэтническим национальным составом империю Чингисхана (отчасти резонирующие с апологией Хазарского каганата, с которого уже не первое десятилетие предлагают нам вести отсчет российской государственности). Немало панегиристов империи Чингисхана выстраивают свою аргументацию вокруг несторианства как объединительного духовного наполнения ее пространства. Это учение, действительно, охватывало огромные территории от Леванта до Средней Азии и Китая, соседствуя с зороастризмом и буддизмом, пока ислам не вытеснил их, но оно не тождественно Православию, в котором происходило становление российской государственности.

Возможно, единственным практиком евразийства в ХХ веке, сам того не ожидая, стал барон Р.Ф. Унгерн (при рождении – Роберт Николаус Максимилиан фон Унгерн-Штернберг), объединивший под знаменем со Спасом Нерукотворным, буддийской свастикой и вензелем Великого князя Михаила Александровича не только российских казаков и бурятов, но и монголов, маньчжуров, японцев, а также сербов и других бывших австрийских военнопленных, чтобы не просто освободить Россию от большевиков, но на азиатских штыках вернуть в безбожную революционную Европу монархию и Традицию, восстановив божественный порядок. Однако методы Белого барона не понравились не только советской власти, казнившей его, но и современному российскому правосудию, отказавшему в его реабилитации. И в любом случае освободивший монгольскую Ургу от китайцев «бог войны» Унгерн не превращается в ордынца, а остается российским немцем – пусть мистиком, но потомком рыцарей, частью старинного дворянского рода.

Сторонники неоордынства часто ссылаются на Льва Гумилева – личность, действительно, незаурядную и обогатившую мировую науку множеством новаторских идей, однако идей историософских, зачастую расходящихся с исторической наукой. Тем не менее его утверждение об унии Московии и Орды, об их взаимовыгодном партнерстве возводятся в ранг аксиомы. Апологетикам Орды и борцам с «романо-германским игом» стоило бы напомнить, что Л.Н. Гумилев также разделял славян и русов, отождествляя последних с германским племенем ругов и утверждая, что именно от этнонима воинственного германского этноса и возникло название Русь.

Тем же, кто пытается выписать великороссов из европейских народов, привить им степную закваску и туранский менталитет, придется смириться с историческим фактом: русские сформировались как белый европейский этнос, а Древняя Русь не только своими чертами была схожа с другими средневековыми государствами северо-востока Европы, но и существовала в системе европейских дипломатических и династических связей. Дробление Руси, сопротивление католической экспансии и как раз-таки монголо-татарское иго, лишившее русских субъектности, выбило русских из европейского культурного пространства, но это не превратило русских в часть Востока. Да, западная цивилизация заняла враждебную позицию в отношении России, но русские стали тем уникальным европейским народом, который на базе своей культуры создал собственное цивилизационное пространство, объединившее множество разных этносов и основные мировые религии. Это отнюдь не ордынское наследие, а собственный национальный гений. Наше истинное наследие в духовной сфере и государственной модели – Рим. И не нужно обращаться к бездушному термину западных историков «Византия», редуцирующему и нивелирующему значение Империи ромеев, от которой мы приняли Слово Божие и самодержавный идеал, воплощавшийся в симфонии власти церковной и власти светской. От Второго Рима – величайшего города своей эпохи – Константинополя с этим идеалом мы приняли и свою миссию, и на благодатной почве взросла Тысячелетняя Россия.

Странно объяснять абсурдность термина «романо-германское иго», если никто из романских и германских народов Россию не завоевывал и не подчинял. Напротив, Российская Империя завоевала густонаселенные земли Прибалтики и Финляндию, где издавна жили немцы и шведы, но, став российскими подданными, они прекрасно служили русским царям, преумножая российскую славу. А вот ордынское иго – это сожженные города, зверски вырезанное мужское население, сотни тысяч угнанных в плен и проданных в рабство женщин и детей. Это постоянные поборы населения, национальное унижение и упивающаяся кровью дикость ханских карателей. Пытаться исказить нашу историю, поменяв все местами – значит, закрыть глаза на все жертвы и лишения нашего народа, а также обесценить подвиг русских войск на Куликовом поле и всех, кто впоследствии отвоевал нашу свободу, проложив путь к величию России.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Анатольевич Лебедь
Кто агрессор? Кто жертва?
Боснийские сербы помнят правду
21.08.2025
Будет ли «Зангезурский разлом» фатальным?
Россия и Армения: охлаждение на фоне общей истории
25.07.2025
Большая игра в последние годы Империи
Снова козни подлого Лондона
21.07.2025
Как Россия Николая II шла на Восток
Было дело, Лондон трепетал!
13.06.2025
Все статьи Филипп Анатольевич Лебедь
Последние комментарии
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
02.11.2025 15:13
Митрополит Иоанн. Русский дух. Одоление смуты
Новый комментарий от Наблюдатель
02.11.2025 14:36
Чем кончится нынешняя гонка доллара и золота?
Новый комментарий от Человек
02.11.2025 14:10
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.11.2025 13:13
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.11.2025 12:52
«Кузькина мать» в Прокшино
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.11.2025 07:38
Поддержим узника Василия молитвой
Новый комментарий от Леонид Болотин
01.11.2025 22:14