Те ли даты мы отмечаем?

Масштабные празднования должны соответствовать культурной идентичности России

0
170
Время на чтение 4 минуты

Источник: Русский Вестник

   
Фестиваль «Китайский Новый год в Москве» прошел с 28 января по 9 февраля в столице с таким размахом, что дал повод говорить о культурной экспансии изнутри. Москвичи и гости столицы, оказываясь на Тверской или Манежной площади, в Камергерском переулке или в других местах, с головой погружались в атмосферу праздничного парадного Китая. Многочисленные красные фонарики и золотые драконы, а также шествия, мастер-классы и лавки с китайской кухней появились в рамках упомянутого фестиваля, а в совокупности с мощной информационной поддержкой события и постоянного напоминания об этой китайской традиции в информационном пространстве в целом создали картину массового празднования. Такая подача у многих вызвала недоумение. Бурный экономический рост и внешнеполитические события последних лет предоставили Китаю особые преференции в отношениях с Россией, позволив чувствовать себя вольготно в качестве важного стратегического партнера, ведущего при этом весьма неоднозначную политическую игру в сферах исконных интересов России. В последнее время официальный Пекин нередко позволяет себе говорить с позиции «старшего брата», и критики прошедшего в российской столице Китайского Нового года отмечают, что подобные реверансы лишь укрепляют эту позицию.
   
Культурные фестивали изначально не несут вреда, хотя при умелом использовании могут послужить инструментом мягкой силы. Китайская культура, безусловно, имеет право быть представленной. Десять лет назад в Москве проводились Рождественские фестивали с национальными павильонами от Дании, Швеции, Эльзаса, Австрии и т. д., где продавали глинтвейн, марципаны и другие характерные атрибуты Рождества в старой Западной Европе. Однако фестиваль Рождества на западный лад оставался именно фестивалем. Масштаб китайского праздника превзошел все ожидания, потому и вызвал неоднозначную реакцию.

При этом у нас в стране есть свой Лунный Новый год, который отмечают коренные народы России, а также представители этих народов в Москве или любом другом городе, исповедующие буддизм. Это – праздник Белого месяца, отмечаемый в Бурятии, Калмыкии, Туве и на Южном Алтае. Буряты называют буддийский Новый год Сагаалган, калмыки, как и монголы, – Цаган Сар, тувинцы – Шагаа, а алтайцы – Чага Байрам. Мы привыкли слышать во всех официальных речах и программах о многонациональном и многоконфессиональном характере нашей страны, в столице которой ставят нарядные елки, официально отмечаются Рождество и Пасха, а многотысячные потоки мусульман стекаются к мечетям на Ураза-байрам и Курбан-байрам. Иудейский Новый год Рош ха-Шана известен меньше, но его часто путают с Ханукой, о наступлении которой знают все, а одно время на Манежной площади при участии мэра зажигалась огромная минора. На важных культурных событиях, с привлечением руководителей религиозных организаций, обычно представлены именно авраамические религии.

Буддизм, являющийся третьей по численности верующих конфессией России, чаще остается в стороне. А ведь эта религия – часть национальной и культурной идентичности жителей обширных пространств – калмыцких степей, Алтайских гор, Тувы – от Иркутской области до Забайкалья. Буддизм исключает прозелитизм, поэтому мы не услышим о миссионерах от этой религии и представители буддийских религиозных организаций не особенно активны в общественном, тем более в политическом поле, но это не умаляет его значения.

Впервые в государственных распоряжениях Российской Империи эта религия была выделена в 1741 году, а в 1764 году Екатерина Великая издала указ, возводивший на престол первого Пандито Хамбо-ламу как главу «буддийской церкви» в Восточной Сибири. Эта дата считается официальным признанием буддизма в России, т. е. даже раньше, чем императрица признала законом права ислама и основала местное духовное управление. Распоряжение самой императрицы бурятская знать и ламы встретили восторженно, ведь с того момента они могли уверенно сказать, что государство поддерживает Дхарму, т. е. учение, и царская власть стремится к утверждению праведной жизни. А духовное обоснование легитимности государственной власти для многих народов в те годы было важнее юридического, что во многом правильнее. Благодарные ламы провозгласили Елизавету Петровну и Екатерину Великую эманацией Белой Тары – могущественного и заботливого божества насыщенной долгой жизни. Важно отметить, что к тому моменту уже не одно столетие исповедующие буддизм калмыки были естественными союзниками и опорой России на южных рубежах: еще до принятия российского подданства они участвовали в военных походах казаков и царских войск, доблестно сражались против турок и крымских татар. Впоследствии калмыки добровольно переходили на казачью службу и участвовали в стяжании многих побед Российской Империи. Буряты охотно поддерживали русских в противостоянии китайской экспансии, а позже вливались в Забайкальское казачье войско. После официального признания религиозного института буддизма отношения императорской власти и буддийских народов обрели духовную основу.

Расцвет этой гармонии приходился на правление Государя Николая II, который высоко почитался как Белый Царь, просвещенный покровитель Дхармы, к которому обратили взоры последователи Ламаизма, т. е. тибетского буддизма, и по ту сторону границ. В 1901 гому император принимал в Петергофском дворце делегацию от Далай-ламы XIII из Тибета – ему вручили письмо и подарки от Далай-ламы. В 1913 году в столичном Петербурге было завершено возведение буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». С падением династии Цин тувинцы сразу же попросились в российское подданство – не сомневаясь в сакральном характере царской власти, и Государь удовлетворил их желание. В честь этого отрадного события по инициативе благодарных тувинцев в 1914 году был основан город Белоцарск (ныне – Кызыл, т. е. красный). На очереди была Монголия, и сам Тибет ждал, когда Белый царь примет его под свою руку. В те годы это было естественное движение бурно развивающейся России на Восток, как и постепенное вхождение в состав империи Маньчжурии, однако козни англичан, война, а затем революция обратили все вспять. Знаменитый Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов, нетленное тело которого в Иволгинском дацане привлекает и паломников, и туристов, присягал на верность и России и лично императору.

Калмыки и буряты отважно сражались за Россию и веру в рядах Белых армий, многие также уходили в эмиграцию. Буддизм разделил с Православием все ужасы борьбы с религией. Храмы осквернялись, в 20–30-е годы большевики массово убивали духовенство – погибло не менее 16 тыс. буддистских лам. Но, как говорил глава традиционной сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев: «Они шли умирать спокойно, потому что у них был пример Белого Царя Николая II».

И сегодня весь мир наслышан о мужестве бурятов, калмыков, тувинцев – сыновей и патриотов России, без культуры и религии которых ее богатство и своеобразие были бы неполными. В этом году Сагаалган отмечают 1 марта.

   Поздравляем наших буддийских братьев с их Новым годом!
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Анатольевич Лебедь
Под Русским флагом к Южному полюсу
205 назад Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду
19.02.2025
«Творчеством славим Отечество!»
И в 90-летие Студия имени И.Б. Грекова верна девизу Сергея Присекина
16.01.2025
Мы сохраняем маяки нашей истории!
Монументальное искусство должно воспитывать патриотизм
06.12.2024
Если майдан – революция, мы – контрреволюционеры!
В Москве прошла презентация книги одного из лидеров «Русской весны» из Николаева
05.12.2024
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Белый адмирал А.В. Колчак продолжает будоражить левых в свое 150-летие
30.11.2024
Все статьи Филипп Анатольевич Лебедь
Последние комментарии
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.03.2025 02:53
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от учитель
14.03.2025 00:28
Современный облик Русской идеи
Новый комментарий от Владимир В.
14.03.2025 00:04
«Наконец-то у нас появились думающие генералы»
Новый комментарий от Агафон
13.03.2025 22:35
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
13.03.2025 22:00
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 18:33
Трамп спровоцировал «золотую лихорадку» в Америке
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 17:59