Источник: Русский Вестник
После Пасхи 1918 года революционная власть запретила крестные ходы по Красной площади. Минули десятилетия, а приказ неукоснительно исполняется. И вот нижегородцы в 2012 году прорвали негласную блокаду русской святыни, нашего символа: прошли по Красной площади победным шагом Крестным ходом с соборной молитвой на устах. И более никто с тех пор по ней не совершил Крестного хода.
Всероссийский Крестный ход «Память благодарных потомков» был посвящен 400-летию освобождения Москвы от польского ига трудами Нижегородского ополчения. Позже я написал об этом книгу «Ход особого назначения». Она имела добрые отзывы.
Мысль провести Крестный ход родилась у крестоходцев на Покров 2011 года. В этом увидели волю Божию.
Тот юбилейный 2012 год, 200-летия победы над Наполеоном и 400-летия победного Нижегородского ополчения, был весь напряженный, но особый накал для меня лично пришелся именно на 30 сентября. Словно Господь спрашивал у меня: «Покажешь, Михаил, свою веру? И если живая вера есть, то яви в терпении надежду на Мою Божию помощь».
Вечер 30 сентября, дожили до главного события – Крестного хода. Удивляюсь, как много в 2012 году было рабочих встреч, звонков, поездок.
В Крестный ход 1 октября пошли храбрые воины с традиционной для наших дней пропорцией: мужей мало – около 25%, остальные жены Христовы. Но, опять же, опыт подсказывает: это не повод к стенанию, как все плохо. Гениальный А.В. Суворов в «Науке побеждать» утверждает: «Чем меньше войско, тем больше храбрых». На нашем ходе в разных местах было от 40 до 50 человек, храбрых и разумных хватало, потому и провел нас Бог по Красной площади туда и обратно до Васильевского спуска.
Просматривая книгу «Ход особого назначения», думал, что о каждом крестоходце можно упомянуть добрым словом, но здесь выделю четверых: ныне почившего Сергея Шевелева, который решительно пресек свои сомнения не идти до конца озвученным помыслом: «Пойду, надо же как-то блуд искупать, и не только пустыми словами “каюсь”, но и делами, мозолями».
Другой – образ опытной крестоходки юной девицы Маши Бариновой. Это ее мама – Светлана – первой озвучила тогда мысль о нашем ходе на юбилей. Маша везде успевала, вела фотохронику и вообще незаменима.
В нашем ходе приняли участие казаки С.Н. Кришталь и А.С. Сороковиков. Это легендарные личности.
Помню, атаман Кришталь удивлялся и радовался: «Хорошо хоть с вами прошел Крестным ходом по территории лавры. Пустили в нее. У меня были все благословения, а нас задержали в Святых воротах. А у тебя, Михаил, только устное – и прошли туда и обратно, накормили, спать уложили… Чудеса!»
Брат Александр – Божий человек, побывал с крестными ходами на Кавказе, в Западной Украине, фронтовой Новороссии и других местах. К нам он присоединился на Владимирской земле. На Красной площади, растроганный милостью Божией, предложил сделать этот ход ежегодным.
Смута начала XVII века унесла много жизней, особенно мужей. Наши предки подошли к осознанию трагедии духовно, и начали они с себя, с нелицемерного покаяния. Личное раскаяние преобразило русского человека, изменило его сердце, ибо «сокровище» стало иное. Многие участники Нижегородского ополчения увидели тщету мирских устремлений ветхого человека, увидели: человек сам себе враг, когда думает только о плотском, а «не в Бога богатеет» – они просветились, постриглись в монахи, основали новые монастыри, в которых мы по пути останавливались на отдых. С тех давних пор Русь находится под осенним покровом иконы Божией Матери, именуемой Казанская, и мы ее день празднуем 4 ноября.
Крестные ходы развивают ум, поэтому опытные крестоходцы не ставят в своем сердце на одну чашу весов волю Божию и чьих-то клеврет. И тогда у труждающегося появляется надежды свет.
Нет ничего удивительного в том, что ход оказался исключительно тяжелым не только в физическом плане, но еще более в психологическом. Господь испытывал нас. Зато вспоминаю: иду по Красной площади Крестным ходом – и мне радостно! Думаю, и у соратников – та же приподнятость душевная.
Надеюсь, читающие поняли: служили от всей души крестоходцы, но служили и те, кого крестоходцы не видели. Всем нам помогал Бог. В результате все стали благодарными потомками. У меня лично родилась такая надежда, что Русские, в конце концов, подставят плечо под общий наш Крест, данный Святой Руси Богом, даже в обмен на свои шкурные интересы.
И в заключение – интересное о погоде.
Две недели моросил, а то и лил как из ведра холодный осенний дождь. Но когда входили в Москву появился в расступившихся тучах солнечный лучик. Затем вдруг налетевший ветер очистил небо, и оно стало чистым, голубым, а день – мягким, солнечным, воздух – прозрачно-осенним, звонким. Крестоходцы обратили на это внимание, на эти изменения и обрадовались, ободрились, как знаку Свыше.
Михаил РУБЦОВ