Бесспорно, что мысль о церковной унии была навязчивой идеей польско-литовских католиков. Но, бесспорно, и то, что это зло не приобрело бы такого ужасающего характера, если бы не яростная антиправославная и антирусская деятельность иезуитов. В 1565 году иезуиты проникли в Польшу, а в 1569 году уже появились в Вильно. «Иезуитство, – по замечанию Михаила Кояловича, – составляет самое логическое, неизбежное развитие латинской системы веры» [1, c. 222]. И с этим заключением белорусского историка следует согласиться. Ибо латинский принцип наделяет своего верховного владыку – Римского Папу – духовной и светской властью, что абсолютно несовместимо с духом христианского вероучения. «Отсюда правило, выработанное латинством, что цель оправдывает средства, что для святого дела все позволительно. Отсюда же вышло и иезуитство» [1, c. 222].
Орден иезуитов, специально созданный для противодействия государственному и национальному развитию европейских народов, играл самую отрицательную роль в любых странах. Даже в Польше против иезуитов поднялось грозное волнение. «Сеймы оглашались криками против них. Имя «народной язвы» сделалось обыкновенным названием иезуитов и лучшие люди того времени серьезно советовали польскому правительству выгнать их из литовско-польского государства» [2, c. 98]. Когда во Франции в 1764 году орден иезуитов был запрещен, то в качестве причины приводилось указание, что «существование такой корпорации не может быть терпимо в благоустроенном государстве» [3, c. 350].
Еще менее терпимым, а точнее, просто нетерпимым было существование иезуитов в Беларуси. Если на Западе, в какой-то степени в Польше, иезуиты, заменив собой духовно-рыцарские ордена, хотя и препятствовали социальному и духовному развитию общества, но не затрагивали сущности Западной цивилизации, выражавшейся в грабительской политике «крестовых походов», «натиска на Восток», то в Великом княжестве Литовском иезуиты в еще большей степени способствовали столкновению двух различных цивилизаций – Русско-православной и Западно-латинской. На территории Беларуси иезуиты действовали не столько хитростью и коварством, сколько прямым насилием. «Где было русское братское училище, там редко когда ученики возвращались из училища домой с неповрежденными лицами. На них нападали и били иезуитские школьники, которые не давали житья и никакому иноверцу, так что иноверцы даже объезжали обыкновенно на далекое расстояние иезуитские школы» [1, c. 267].
Практически между иезуитами и немецкими крестоносцами не было никакой разницы. Религиозная война, которую члены «Общества Иисуса» объявили православному люду, освящалась папским престолом. Это находило свое отражение в устройстве иезуитских заведений. «Коллегии иезуитские не были ни монастырями, ни светскими училищами, а то и другое вместе. Самую низшую степень иезуитства составляли так называемые новиции. Они должны были открывать всю душу своим руководителям и, кроме того, следить друг за другом и доносить обо всем начальству. После надлежащего искуса, новиции поднимались на более высокую ступень, становились схоластиками. Схоластики изучали высшие богословские науки или занимались преподаванием учебных предметов в училищах. Далее следовали коадъюторы, которые были двух родов: или схоластики, которым поручались более важные занятия, проповедничество, преподавание высших предметов, или люди, поступавшие в иезуитский орден без ученого приготовления и занимавшиеся исполнением разного рода поручений. Высшую степень в иезуитском ордене составляли так называемые профессы (профессоры). Они занимали все важнейшие должности и исполняли самые секретные дела» [4, c. 186-188].
Опираясь на мощную поддержку католической церкви, Римского Папы, государственной власти, иезуиты развернули широкое наступление на православие и протестантизм. Первоначально все свои миссионерские усилия они сосредоточили на высшем сословии Великого княжества Литовского с целью отрыва его от некатолических вероисповеданий. В короткое время иезуиты обратили из протестантизма в католичество сыновей Николая Радзивилла Черного, Льва Сапегу, Ивана Ходкевича, Ивана Чарторыйского, Самуила Сангушко, Януша Заславского. Из православных в католики были обращены Януш Острожский, жена Ивана Ходкевича и другие русские паны.
Значительное содействие иезуитской деятельности в Беларуси оказывал польский король Стефан Баторий, который рассчитывал на дипломатическую помощь иезуитов, в частности, папского посла Антония Поссевина в Ливонской войне с Иоанном Грозным. В 1578 году Виленская иезуитская коллегия была преобразована в Виленскую иезуитскую академию с солидным финансовым обеспечением. Отвоевав Полоцк у Иоанна Грозного, Стефан Баторий в 1581 году возвел также Полоцкую иезуитскую коллегию в степень Иезуитской академии. А в 1582 году польский король передал иезуитам в Полоцкой земле большую часть православных церквей и монастырей. Иезуитские коллегии были основаны в Несвиже, Бресте, Бобруйске, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве, Орше и других белорусских городах.
Основная деятельность иезуитов в Беларуси сводилась к денационализации нашего (западнорусского) народа, хотя она и прикрывалась якобы высшими государственными и религиозными целями. Это хорошо понимали и чувствовали белорусы. «Иезуиты, поселенные в Полоцкой области в 1582 – 1583 годах, так много наделали зла православным до 1587 года, что в этом году белорусские дворяне требовали на сейме, чтобы они были изгнаны из их областей» [2, c. 258]. Руководствуясь ложно понятым государственными интересами, польско-литовское правительство делало вид, что не замечает, какое гибельное влияние оказывали иезуиты на все сферы жизни в Речи Посполитой. Особенно распоясались они во время правления Сигизмунда III, который был не столько королем Речи Посполитой, сколько орудием иезуитов в реализации их антиправославных и антирусских замыслов. Иезуиты развернули настоящую войну против Руси, против Русской цивилизации, хотя виднейшие деятели иезуитизма признавали, что территория Белой и Малой Руси – это неразрывные части единой общерусской цивилизации.
Историческая справка. Антоний Поссевин в своих «Записках о Московии» (XVI век) отмечал, что Русь приняла христианскую (православную) веру «500 лет назад при московском князе Владимире» и что польский король занимает добрую часть Руси. Здесь показательна мысль Антония Поссевина о московском князе Владимире, хотя во время крещения Руси еще не было никакой Москвы, но для Поссевина не было никакой разницы между Киевом X века и Москвой XVI века, поскольку и Киев, и Москва были всегда русскими городами. Это было правильно как для того времени, так это правильно и для сегодняшнего времени, поскольку в цивилизационном плане Киев – это не какой-то украинский, а именно русский город. А исторически Киев – первая столица Руси (России).
Сигизмунд Герберштейн, посланник императора Священной Римской Империи германской нации, автор «Записок о Московии» (1549) писал: «Руссией владеют ныне три государя; большая ее часть принадлежит великому князю московскому, вторым является великий князь литовский, третьим – король польский».
Известный чешский славист Любор Нидерле в работе «Быт и культура древних славян» (1924) писал: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия – даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, все же останутся частями единого народа… Слишком много общего еще до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века». Данная мысль крупнейшего ученого как никогда актуальна при проведении национально-освободительной операции российской армии на Украине по освобождению Русской земли от западных агрессоров и бандеровцев.
Обратив в католическую веру большую часть русского высшего сословия, иезуиты приступили к осуществлению своей главной цели – церковной унии, предназначенной для всего «тутейшего» русского народа (нынешних белорусов и украинцев). «При непосредственном попечительстве Римского Папы в Риме было открыто униатское училище для юношества восточной церкви и в нем несколько вакансий для православных русинов» [2, c. 46]. А в это время иезуит Антоний Поссевин хлопотал об устройстве в Вильно типографии для издания книг против православной церкви. Ему в этом принялся с жаром помогать польский иезуит Петр Скарга. В общем, все самые деятельные католические силы были брошены на уничтожение православной русской веры. Однако эта политика католическо-иезуитского лагеря встретила упорное сопротивление со стороны нового русского института – православных братств, вызванных к жизни всем предшествующим развитием общерусского национального характера.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
1.Коялович, М. Лекции по истории Западной России. – М., 1864.
2.Коялович, М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1.
3.Бокль, Г.Т. История цивилизации в Англии. – СПб., 1896.
4.Коялович, М. Чтения по истории Западной России. – СПб., 1884. – С. 186-188.