…Ближе к концу прошлой недели в Европе неожиданно всё более отчётливо зазвучали голоса тех, кто не то что бы занимает даже не пророссийскую, а просто нейтральную позицию и хотя бы смотрит на сложившуюся ситуацию более или менее трезвым взглядом. И победивший на недавних выборах в Венгрии Виктор Орбан, предельно внятно и даже вовсе не грубо ответивший на слова Урсулы фон дер Ляйен о том, что оплата газа рублями будет «нарушением санкций», тут далеко не самый первый и даже — при всём, что называется, уважении — далеко не самый влиятельный персонаж.
К победившему новому/старому венгерскому премьеру мы вернёмся чуть позже, но сначала (это следует отдельно констатировать) всё ж таки заговорили те, чей голос в континентальной Европе наиболее, пожалуй, весом. А именно те, кого не просто так именуют генералами европейской промышленности.
И первенство здесь, безусловно, принадлежит одному из самых уважаемых в этом смысле людей — главе химического гиганта BASF Мартину Брудермюллеру, который в интервью Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung первым открыто сказал то, что лидеры европейских экономик уже давно и предельно отчётливо понимают: его предприятию, системообразующему для немецкой экономики, как и всей германской химической промышленности, в случае отказа от российского энергетического сырья грозит неминуемая остановка производства.
С последующим банкротством в течение не лет и даже не месяцев, а буквально четырёх-пяти недель. И именно это выступление стало триггером для «внезапного понимания»: герра Брудермюллера цитировал даже, если вы помните, зелёный немецкий вице-канцлер Роберт Хабек, вынужденный официально подтвердить: да, такая проблема в Германии действительно существует.
И этот тренд на пока довольно скромный на фоне непрерывных виртуальных истерик и штампованных политических клише экономический реализм начал теперь уже не только в Германии проступать.
Про премьера Венгрии мы уже писали чуть выше, но тут нужно помнить, что по европейским меркам Виктор Орбан, несмотря на не юношеский, в общем, возраст, всё равно считается чуть ли не enfant terrible современной континентальной политики. И его вряд ли можно назвать типичным представителем европейских политических элит.
Но вот сегодняшний визит в Москву канцлера Австрии Карла Нехаммера, да ещё и, как пишут в западных СМИ, «согласованный» (как и недавний его визит в Киев) с германским канцлером Олафом Шольцем и еврокомиссаром (чуть не написал «в пыльном шлеме», но по отношению к заслуженному германскому гинекологу это было бы несколько негуманно) Урсулой фон дер Ляйен, — это уже гораздо серьёзнее и системней, если хотите. Особенно если учесть, что Нехаммер уже не раз, в том числе и официально, в том числе после беседы с Шольцем, высказывался против введения любого эмбарго на поставки нефти и газа из России. И, в общем, человека вполне можно понять.
Чтобы просто не быть голословными и не приводить в очередной раз известные примеры из германской реальности, обратимся к какому-нибудь чуть более периферийному региону. Например, ко всеми нами любимой Италии. Которая в данном кризисе выдерживают какую-то неузнаваемо антироссийскую позицию — ну да Бог им, в принципе, судия. Мы сейчас несколько не об этом.
Так вот, цены на газ в этой стране — с начала текущего года, то есть за один квартал! — уже выросли в среднем в два раза. Тарифы на электроэнергию кое-где подскочили уже даже и втрое.
Цены на бензин, правда, всё-таки итальянским властям удалось — скорее всего, временно — несколько сбить за счёт отказа от акцизов (тоже, в общем, та ещё радость при устойчиво дефицитном бюджете, за который итальянцев в ЕС кто только не критиковал).
Но и здесь рост даже на 50% является, мягко говоря, весьма проблемным для местной экономики, прежде всего для её транспортных и логистических секторов: неслучайно там время от времени бастуют дальнобойщики и наблюдатели фиксируют рост цен на 10—20% на все основные продукты питания, поставки которых критически зависимы от логистики.
И, заметим отдельно, всё это происходит ещё даже до того, как Россия объявляет о переходе в расчётах на рубли, причём только по одной категории энергетического сырья — природному газу. И да, никакого эмбарго тоже ещё пока вроде никто в ЕС толком не вводил: так пока, разговоры только разговаривают.
А реально действуют в этом направлении только разве что поляки с прибалтами — ну так этих, в общем-то, никому в Европе и не жаль.
Причины в целом понятны: они и в Италии, и в Германии почти, что называется, под копирку. Все атомные электростанции в Италии были закрыты в начале XXI века, в рамках борьбы за экологию и прочие зелёные и демократические ценности. Как следствие, большую часть энергии Италия импортирует. И почти 40% газа, например, получает именно из России — второе место занимает Алжир, куда сейчас срочно ездит итальянское начальство — примерно с тем же успехом, с каким немецкое ездило в Катар. Нет, алжирцы готовы помочь, но не сразу и не в тех объёмах.
Разве что если «расчехлят» других традиционных покупателей типа испанцев и французов, чему те в условиях глобального дефицита будут, разумеется, необычайно рады, ага. А больше, простите, никак.
Да что там Италия!
В Великобритании специалисты Библиотеки палаты общин местного парламента допускают возможность сценария роста счетов за газ и электроэнергию для населения на 50% в самом ближайшем будущем — уже в нынешнем октябре. При этом авторы данного исследования подчеркнули, что даже нынешний уровень цен уже вызывает трудности у некоторых категорий населения, особенно у тех, которые — внимание, ХХI век на дворе! — уже непосредственно сейчас живут в условиях «топливной нищеты».
Причём, по мнению экспертов, несмотря на то что Великобритания куда менее зависима от поставок российских энергоносителей, чем страны континентальной Европы, на ухудшение ситуации с расценками на газ и свет всё равно повлияли именно санкции, введённые против нашей с вами страны. А также перспектива — пока всего только лишь перспектива! — введения запрета на поставки российских энергоресурсов. И стоит ли тогда удивляться тому, что даже упоминавшийся выше зелёный германский вице-канцлер Хабек, несмотря ни на что, уверен, что почти пустые немецкие ПХГ «будут заполнены российским газом» (с).
Даже если для этого, что подразумевается, придётся вести расчёты в рублях: по-другому германской экономике просто, простите, как бы и вообще не прожить.
Словом, конечно, Европа сейчас сама себя загнала в весьма интересное положение.
Точнее, извините, совсем даже неинтересное. И обитателям, и, если смотреть шире, экономикам Старого Света придётся очень непросто, даже если им, как они сейчас явно намереваются поступить, и удастся, «проскочив между капелек», так или иначе порешать энергетические вопросы с русскими.
А уж ежели не удастся, то об этом пока лучше и вовсе не говорить.
Жаль, конечно.
И будем надеяться, что уж совсем до катастрофических последствий происходящее всё-таки не дойдёт: Европа нам всё же не чужая. Причём происходит это там, что самое обидное, даже не в результате нашей какой-либо, скажем так, победы. А исключительно собственными руками и по вине политики, проводимой собственными европейским элитами. Ну и вообще, невозможно иметь экономический суверенитет, не обладая при этом суверенитетом политическим. Истина, конечно, старая и уже немного затёртая, но всё равно это как-то крайне наивно, хотя бы в текущих обстоятельствах, не понимать. И хорошо бы это стали твёрдо понимать хотя бы генералы европейского бизнеса. Хотя это и не их зона ответственности, конечно, но, когда вопрос начинает ставиться вот так вот остро, выбор, в принципе, как бы не особо велик.