Выставка «Москва. Проектирование будущего» в Музее Москвы

Город с норовом

Владимир Ильич Ленин 
0
608
Время на чтение 7 минут

Источник: газета ЗАВТРА

«Не сразу все устроилось,

Москва не сразу строилась».

Юрий Визбор, из песни к мелодраме "Москва слезам не верит"

Владимиру Гиляровскому принадлежит фраза: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя». Когда-то давно Первопрестольная была купеческим градом с высокими заборами, садами Замоскворечья, таинственными проулками, нерегулярной застройкой и островками так называемых «доходных» домов, рядом с коими гнездились кабаки да покосившиеся сарайчики.

Особняки, бальзамин и Бальзаминов, провинциальность. «На московских изогнутых улицах / Умереть, знать, сулил мне Бог», - расстраивался Сергей Есенин, верно уловив характер – изогнутость, прихоть. Однако древняя столица с её «дамским» (по мнению Виссариона Белинского) норовом ускоренно развивалась – множились индустриальные анклавы; Москва «захватывала» земли, превращая деревеньки в заводские окраины. Большинство нынешних москвичей проживают на месте бывших посёлков, тогда как пределы Москвы-исторической весьма узки.

На выставке "Москва. Проектирование будущего", проходящей в Музее Москвы на Зубовском бульваре можно увидеть и карты города с топонимами: сельцо Черкизово, далёкая Шелепиха, точечка Хвили (то есть Фили), и фотографии лабазов там, где сейчас – многоэтажные кварталы. Москва любит меняться, подчинившись хитрому генплану – екатерининскому или же сталинскому, но тут всё – мистика и genius loci. Москва примеряет платья, но остаётся собой.

Экспозицию открывают видеоматериалы. Москва-сакральная – о монастырях и храмах, о легенде Третьего Рима. Неслучайно Марина Цветаева, говоря о главенстве Москвы перед северной столицей, писала: «И целых сорок сороков церквей / Смеются над гордынею царей!» Престол убран, а душа осталась. Далее – обыденность, но такая увлекательная! Рассказ о воде и московском водопроводе. А ещё – земля и дороги. История с географией. Затем - вехи градостроения. Мелькают пышные имена - Бове, Казаков, Жилярди, их сменяют Щусев, Жолтовский и Посохин.

Зрителю напоминают о тех, кто подзабыт, но некогда блистал. О тех, кто остаётся за кадром. Максим Геппенер – коренной москвич из немцев, главный архитектор коммунальных служб. Его стихия - городская инфраструктура. Геппенеру принадлежат эскизы водонапорных башен в неорусском стиле. Знаете ли вы, кто такой Вячеслав Олтаржевский? А ведь это – первый архитектор ВСХВ-ВДНХ. Владимир Черепанов – ведущий специалист транспортной системы, творец многоуровневых развязок. Алексей Гутнов – теоретик и практик «гуманного строительства», автор пешеходного Арбата. Целая галерея имён!

Основная экспозиция посвящена XX столетию, когда Москве была отведена важнейшая роль, и это началось ещё до того, как в 1918 году Владимир Ленин перенёс столицу обратно в Москву, подчеркнув её царский статус. Всем знакомы футуристические открытки фабрики "Эйнемъ", созданные неизвестным художником в 1914 году, накануне войн и потрясений. Ретрофутуризм всегда наивен, однако, здесь кое-что предугадано – и магистральные дома, до смешного похожие на «сталинские», и автомобильные пробки, и воздухоплавание. Правда, пассажирские самолётики, о которых мечтали в начале XX века так и не появились и, наверное, к счастью. Одно забавляет – «женщины будущего» по-прежнему ходят в немыслимых шляпках, а мужчины – при усах и в цилиндрах.

После 1918 года тема реконструкции Москвы сделалась одной из базовых задач Советской Власти. Хаотическая раскиданность не внушала оптимизма, а купеческие сады и причудливые дома «с горгульями» и коваными ирисами выводили из себя. Заштатный облик бросался в глаза – особливо на фоне разрухи. Москва должна стать образцовым европейским city. Множились планы по переустройству – то выдвигалась концепция города-сада, где зелёные зоны будут перемежаться с жильём и промышленностью, то говорилось о переносе административных центров на северо-запад столицы, то намеревались разгрузить Москву при помощи «спутников». Градостроительные дискуссии активно велись и спецами, и шир-нар-массами, которые по большей части жили в общежитиях и непрезентабельных коммуналках.

Социум горел энтузиазмом, а будущее казалось интереснее настоящего. Даже маститый галл – мсье Ле Корбюзье почтил Moscou своим присутствием. Его логическая схема была прямодушна: всё, кроме нескольких культурно-значимых объектов, полагалось убрать, и настроить рациональных параллелепипедов. Корбюзье чаял и Париж сровнять с землёй, но там ему отказали, вот он и приехал в Москву, где в тот момент жадно требовали новизны и разрушения.

Постулировалось, что человек – существо коллективное, и лучший способ это доказать – это внедрять дома-коммуны, где сознательный пролетарий будет лишь ночевать, тогда как его питанием и досугом займутся фабрика-кухня и рабочий клуб – с футболом, шахматами, библиотекой. Романтический проект Николая Ладовского - непонятно, как это могло устоять, но в 1919 году авангардисты ещё искали пути, выстраивая превеликую гармонию. "Коммунальный дом" Ладовского будто бы собирается мчать в стратосферу.

Парящие города – не метафора и не сказка. Перед нами – летающий мегаполис Георгия Крутикова, кстати, лучшего ученика Ладовского. Думалось, что хомо-сапиенс переселится в небеса, а грешная твердь будет предназначена для труда и развлечений. Над этими фантазиями, конечно, смеялись – и коллеги, и обыватели, зато «летающий город» полноценно отражал Zeitgeist межвоенного периода.

На экспозиции есть, чему подивиться. Институт библиотековедения на Ленинских горах – инопланетная грёза Ивана Леонидова; горизонтальные небоскрёбы Эля Лисицкого – диковинные сооружения, которые хотели разместить на Бульварном кольце; Московское отделение редакции газеты "Ленинградская правда" Ильи Голосова – эффектное здание-стакан. К нему предъявлялась масса требований – быть суперсовременным, удобным и занимать мало места, каким-то чудом вписываясь в существующую застройку. Это – «бумажная» архитектура, слегка безумная, очень талантливая и – дерзкая.

Поодаль – один из амбициозных проектов – Наркомтяжпром.

Первая половина 1930-х годов – конструктивизм уже приелся, но сталинское ампиро-барокко ещё не родилось. В эти годы всеми владела безудержная гигантомания, смешанная с поисками нового стиля. Пафосно-крикливые формы, притягательные и отталкивающие. Каждый эскиз – Красавица и Чудовище в едином порыве. Стеклобетонный чертог братьев Весниных, страшный сон Пиранези – от Ивана Фомина, башенки Ивана Леонидова, одна из которых смахивает на исхудавшую градирню, а вторая – на укрупнённую ростральную колонну. И вишенкой на торте – замысел Константина Мельникова, где волшебные лестницы уводят в небо, а на самой верхотуре – обнажённые боги Олимпа куют славу большевистского тяжпрома.

Но главная нереалированность — это Дворец Советов, при том, что его уже воспринимали, как нечто свершившееся, помещая картинку на обложки журналов и конфетные фантики. Визуализация не сработала. Величавая махина осталась на бумаге, явив после всех борений мокрое место, означенное, как бассейн "Москва". На выставке – уже послевоенный, доработанный вариант Бориса Иофана. Ощущается и усталость, и естественное разочарование. Когда профаны говорят, что, если бы не смерть вождя, строительство было бы завершено, то просто не чуют местные грунты, в принципе, не позволяющие громоздить здание такой высоты.

Послевоенная Москва, несмотря ни на что, рядилась в праздничные одежды – возникали хоромы с барочной лепниной, а перроны метро всё чаще напоминали Версаль короля-Солнце. В области мемориального зодчества царил наполеоновский дух – строгость, не мешающая роскоши. Одной из идей Сталина было торжественное увековечение павших воинов. Возникала религия Победы.

Вот - пантеон Вечной Славы, предложенный Иваном Жолтовским и таких пантеонов (то есть «храмов, обращённых ко всем богам»!) собирались возвести около полсотни в разных городах. Эта выставка не только о Москве-реальной; она о не случившихся возможностях, о параллельном грядущем.

Следом - хрущёвский модернизм, как архитектурная месть Иосифу Сталину.

Хорошая идея расселения коммуналок превратилась в уничтожение эстетики, а рьяные исполнители сбивали каменные виньетки с уже достроенных зданий. Вместе с тем, Оттепель – свежий ветер и гимн светлоокой юности. «За ночь ровно на этаж / Подрастает город наш», - звучали тёплые голоса из радиоточки, а пелось о крупноблочном строительстве, позволявшем в короткие строки возвести целый район. Мы видим не только знаковые силуэты, вроде посохинского Дворца Съездов, но и рисунки, не обретшие себя в камне. Проекты несостоявшейся в Москве Expo-67 удивляют смелостью, зато советский павильон в Монреале 1967 года изумил тогда всех. Многие нынешние «открытия», преподносимые, как новации, берут своё начало в 1960-х, когда молодые ребята полыхали воодушевлением и рисовали Москву этакой фешенебельной столицей мира.

Наигрались в светлое Завтра? На пороге - эпоха «брежневского» стиля. Замыслы 1970-1980-х годов – не лишь стандартные коробки, высмеянные в новогодней комедии о пьяном докторе и белокурой словеснице, чьи квартиры оказались точными копиями. На выставочных стендах – эскизы Михаила Филиппова с его бережным отношением к Москве-исконной. В те годы писалось о малоэтажном строительстве, клумбах и озеленении; о том, что ребёнку важен двор, как место формирования его личности; о том, что в безликом районе – больше маргиналов и алкоголиков, чем в эстетически-привлекательном. Пока же лидирует многоэтажная тема и дома-«человейники». На выставке имеются материалы, посвящённые реновации, о которой ещё долго будут горячо и озлобленно спорить. К Москве нельзя подходить с позиций рацио – её надо любить и чувствовать. Но – увы.

Отдельный разговор - об оформлении экспозиции. Музей Москвы, в принципе, отличается креативной подачей, превращая любую задумку в головокружительный квест, где посетитель бродит по лабиринтам коллективной памяти. И сегодня устроители не разочаровали. Маршрут похож на самоё Москву – бродишь и не знаешь, куда вынырнешь. Всё венчает инсталляция «Библиотека» - тут шкаф с книгами, столики, диван - узнаваемая тонконогая мебель 1960-х, а вдалеке - чертёжный кульман. Можно полистать книги, отдохнуть от впечатлений, подумать, а заодно вспомнить строки Маяковского: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва».

 

Воспитательный дом в Москве. К.Бланк. Д. Жилярди.Конец XVIII-нач. XIX вв

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Владимир Ильич Ленин
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Предать земле из христианского милосердия»:
Почему нам важно похоронить Ленина
20.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06