«Отец стал глубоко верующим человеком»

Воспоминания о Науме Коржавине его дочери

Бывший СССР 
0
675
Время на чтение 12 минут

Известный поэт, драматург и писатель Наум Коржавин в 1973 году вынужден был покинуть СССР и переехать в США. Он долго жил в Бостоне, последние годы жизни провел в т.н. Научном Треугольнике в Северной Каролине. Там он был прихожанином Свято-Троицкого храма. Поэт долго шел к вере, крестился в 66 лет. У него была непростая интересная жизнь: арест, ссылка, реабилитация, неустанная работа над стихами… Умер Коржавин два года назад в США, но был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Его дочь Елена Рубинштейн любезно согласилась рассказать о жизни поэта.

Наум Коржавин

Наум Коржавин

– Елена, что вы помните о Москве своего детства?

– Сначала мы снимали комнату в коммунальной квартире под Москвой, потом, благодаря помощи поэта Александра Твардовского, нам дали отдельную однокомнатную квартиру в Мытищах. Как мы были счастливы! Правда, мне, когда я была маленькой, нравилось съемное жилье, потому что там были двери с матовым непрозрачным стеклом. А на стекле – красивые узоры.

Помню, когда мы гуляли во дворе с подружками, какие-то женщины сказали нам: «Что вы, девочки, тут гуляете?! Скажите вашим отцам, чтобы они построили для вас детскую площадку!» Я, тогда первоклассница, возмутилась: «А мой папа не может!» А женщины: «Гм! Наверное, “шишка” какая-то?!» Я говорю: «Мой папа не шишка, он – поэт». Женщины от такого ответа рты открыли. Я тогда ничего не понимала, думала, что папа работает поэтом (как другие работают инженерами, строителями, врачами). Работает поэтом и не в состоянии делать площадки. На самом деле я сказала правду, потому что по дому папа ничего не умел делать. К нам приходили его друзья и помогали. Например, литературный критик Александр Чудаков сделал нам стеллажи, писатель и поэт Владимир Войнович повесил люстру.

Друзья, соседи тогда друг другу помогали, жизнь была тогда такая – трудная.

Где бы мы ни жили – в отдельной или на съемной квартире, несмотря на разные сложности, со всеми соседями были великолепные отношения. Да, люди тогда жили не в роскоши, а порой и в бедности, но любили встречаться, устраивать праздники, вместе радоваться.

– Ваш отец был честным, смелым, свободолюбивым человеком и поэтом. А каким он был в семье, в домашней обстановке?

– Папа был хорошим отцом, во мне души не чаял. Трудно сказать, как он занимался моим воспитанием из-за своей постоянной занятости. Тем не менее он любил и находил время со мной гулять, водить меня в гости к своим друзьям.

Когда мне было 10 лет, родители развелись, но, несмотря на это, мы с папой регулярно встречались, у меня никогда не было чувства, что я ему не нужна. Наоборот, я знала: отец меня любит, и я для него важный человек. Моя мама сделала все для того, чтобы у меня с отцом сохранились хорошие отношения. Более того, родители не стали друг другу врагами после развода. Уже в Америке, когда папа приезжал к нам, мама за ним ухаживала.

А еще папа был хорошим дедушкой. Первая внучка Наташенька и мой папа – родственные души: девочка любила читать прозу и стихи, сама писала. Отец считал, что в них есть что-то общее. Младшего внука, Гришеньку, папа тоже, конечно, любил. Для внучки он написал книжечку «Веточкины денечки» – историю о жизни девочки Веточки, у которой появился братик Ветанечка. В главных героях угадываются Наташа и Гриша. Хотя брошюрка была исключительно для домашнего пользования, никогда не издавалась, папины друзья-художники сделали к ней красивые и веселые иллюстрации. Внукам подарок нравился, книжка хранится у нас до сих пор.

Наум Коржавин в молодости

Наум Коржавин в молодости

Наташа и Гриша, повзрослев, сохранили теплые отношения с дедушкой. Будучи студенткой Кембриджского университета, Наташа часто встречалась с дедушкой.

Поэту Коржавину Господь дал возможность познакомиться и с правнуком Яшенькой.

Моего мужа папа исключительно называл Мишенькой. Коржавин – поэт, творческая личность, Миша – сейчас известный ученый физик, профессор, они дополняли друг друга, потому что в душе лирики и физики – романтики.

Со своим зятем отец познакомился, когда Миша был аспирантом Гарвардского университета, папа повлиял на его мировоззренческие взгляды. Папа с уважением и любовью относился к моей свекрови Розалии Яковлевне и шутливо наставлял меня: «Слушайся Розу! Она – умная!» У нас дружная семья, и папа был ее членом. Даже наша собака трепетно относилась к нему. А животные прекрасно чувствуют, хороший перед ними человек или нет.

Конечно, нам всем не хватает его. Иногда хочется задать вопрос, а задать-то его и некому, потому что только отец мог бы на него ответить. В становлении моего мировоззрения, в моем восприятии мира папа сыграл большую роль. Я скучаю по нему, прежде всего Наум Коржавин для меня – папа, папочка…

– За вполне безобидную стихотворную строку о генсеке вашего отца в 1948 году отправили в ссылку. Рассказывал ли папа о тех годах?

– Папу сначала забрали на Лубянку, через восемь месяцев осудили по статье Уголовного кодекса СССР как «социально опасный элемент». Отца отправили в ссылку, что было для него спасением: попади он в лагерь, не выжил бы. Об этом Коржавин писал в своих мемуарах.

Наум Коржавин не был сталинистом, но, когда мы выиграли эту страшную войну – Великую Отечественную, отец стал сталинистом, правда, на короткое время. Он везде читал свои стихи – честные, прямые.

Отец везде читал свои стихи – честные, прямые

Его «благополучно» посадили, как папа говорил, «за дело», потому что хоть и не надолго, но он стал оправдывать генералиссимуса. И только когда он стал жертвой сталинской кампании по борьбе с космополитизмом, Коржавин быстро изменил свое отношение к «отцу народов».

К папе следователи хорошо относились. Он им читал свои стихи, по их мнению, крамольные, но люди в погонах считали Коржавина в каком-то роде городским сумасшедшим и поэтому были не слишком жесткими к нему.

Отцу пытались помочь, например друг Федор Медведев, который работал в ЦК комсомола. Когда к нему пришли люди из «конторы» и зачитывали стихи Наума Коржавина, Медведев убеждал их: в произведениях нет ничего плохого и опасного для строя. Возможно, благодаря Медведеву папу отправили в ссылку, а не в лагерь. Эту историю мне рассказывала бабушка – папина мама.

В ссылке отец работал, учился сапожному делу.

После ссылки людям запрещалось жить в крупных городах. Отец поехал в Караганду (этот город не входил в список запрещенных), где получал образование его двоюродный брат. Коржавин учился там в Горном техникуме и работал в газете. В Караганде было немало лагерей, ссыльных, неблагонадежных. Например, моя мама, дочка врага народа, после вуза получила распределение в Караганду. Ей запомнилось, как по улице с собаками вели на работу заключенных.

В Караганде было много интересных людей. Подобралась теплая компания

В городе были интересные люди: многолетняя узница ГУЛАГа Ольга Адамова-Слиозберг, литературный критик и поэт Юрий Айхенвальд и его будущая жена – дочка врага народа Валерия, сын Сергея Есенина и Надежды Вольпин Александр. Подобралась теплая компания.

Папа в Караганде много писал, для него это было важным. Конечно, не менее важным было и то, что отец познакомился с моей мамой. В 1953 году они поженились. Потом по амнистии молодая семья переехала в Москву, а там – трудности: отец почти бесправный, прописки нет, получить ее тяжело. В 1956 году Коржавин, как и многие другие репрессированные, был реабилитирован. Наум Моисеевич продолжил и окончил обучение в Литературном институте.

– Ваш отец уехал в США в 1973 году. О причине эмиграции он говорил, что боялся задохнуться. Чувствовал ли он себя свободно в Америке, удалось ли ему «отдышаться»?

– Папа чувствовал себя свободно в Америке в том смысле, что его не могут посадить, что он ничего такого не сможет сделать, сказать, чтобы навредить своим друзьям.

Наум Коржавин был русским патриотом, но он и США любил, являлся и американским патриотом. Здесь нет противоречий: отец был благодарен Америке за то, что она его приютила. Правда, он так и не стал настоящим американцем, не по вине США, конечно, а потому что всегда считал себя русским поэтом. Русским поэтом в большом смысле этого слова. Он же родом из Киева, в 15 лет переехал с родителями в Россию. Коржавин писал: «Я просто русским был поэтом в года, доставшиеся мне…».

Он всегда считал себя русским поэтом. Русским поэтом в большом смысле этого слова

Папа болел за Россию, его волновало, что там происходит. Но и за Америку он переживал, Штаты ему не были безразличны. Отец выполнял свой гражданский долг: голосовал на выборах.

– Приезжал ли ваш отец в Россию? Чем запомнились поездки?

– Наума Коржавина лишили советского гражданства в 1973 году, и по ряду причин он советский или российский паспорт не восстанавливал. После перестройки папа стал часто ездить в Россию. Первый раз это случилось в 1989 году. Тогда у людей была надежда, эйфория, как писал Булат Окуджава: «А если все не так, а все иначе будет, пусть Бог меня простит, пусть сын меня осудит…». Когда папа приезжал, устраивались поэтические встречи, залы были переполнены. Конечно, он был счастлив, потому что для поэта важно признание своего народа, важно, чтобы его стихи читали.

Люди сначала ничего не знали о нем, и папа писал по этому поводу:

Я пью за свою Россию,
С простыми людьми я пью.
Они ничего не знают
Про страшную жизнь мою.
Про то, что рожден на гибель
Каждый мой лучший стих…
Они ничего не знают,
А эти стихи для них.

С тех пор прошло столько лет, папины стихи читают, я это знаю. Близкий друг Коржавина Валентин Берестов создал Литературный центр в Москве, где выступали молодые талантливые поэты, проводились семинары, встречи. Папу туда приглашали, и он читал там свои стихи, его произведения читали другие люди.

Несколько лет назад произошел удивительный случай. Мы с моими мужем, сыном, невесткой и друзьями гуляли по центру Москвы. В переходе метро я услышала знакомые слова. Сначала не поверила! Мужчина и женщина читали стихи Коржавина: «Старинная песня. Ей тысяча лет: он любит ее, а она его – нет…». Я опешила, остолбенела от неожиданности, из-за этого не подошла к этим людям, а надо бы! Теперь жалею.

Уже после смерти папы знакомая, Люся Польшакова, у которой он останавливался во время поездок в Москву, рассказывала, что как-то встретила в подземке молодых людей, которые пели песни на стихи Коржавина. Конечно, приятно, что и молодежь знает творчество близкого мне человека. Если бы можно было рассказать об этом папе, ему было бы очень приятно.

Любовь и признание у Наума Моисеевича были и в альма-матер – в Литинституте, об этом многие писали в своих воспоминаниях. Более того, все литературные архивы Коржавина переданы в РГАЛИ в Москву, где над ними работают, их изучают.

Папа был знаком со многими поэтами и писателями, например с Евгением Евтушенко. Отец не был его фанатом, но не понимал, когда одни и те же люди сначала восхваляли Евтушенко, следуя моде, а потом – поносили, ругали, когда так было принято. Отец терпеть такое не мог.

Папа дружил с Булатом Окуджавой, ценил и любил «окуджавский» песенный жанр стихов.

Еще среди близких друзей – Валентин Берестов, Владимир Войнович, Борис Балтер, Олег Чухонцев, Бенедикт Сарнов, Лазарь Лазарев, Станислав Рассадин, Александр Чудаков.

Люди высоко ценили творчество папы. Была придумана единица поэтического таланта: одна коржавинка, две коржавинки… (Вернее, один мандель, два манделя, ведь Мандель – папина «настоящая» фамилия.)

Папа в поэзии никогда не шел на компромисс, да ему и не было в этом никакой нужды, ему не надо было поддаваться никакой моде.

– Знакомы ли американцы с творчеством вашего отца?

– Некоторые стихи переведены на английский язык. Папу приглашали в Американский дом творчества в Бостоне. Коржавин часто встречался с американским писателем Лурье, который жил под Бостоном и хорошо знал русский язык, писал о России. (Я тоже лично знала писателя.) Творчество папы знают в США в узких литературных кругах, широкой американской аудитории папа, к сожалению, не знаком. Папины стихи еще были переведены на испанский, французский языки, на иврит.

Свято-Троицкий храм в Северной Каролине

Свято-Троицкий храм в Северной Каролине

– Наум Коржавин был прихожанином Свято-Троицкого храма в Северной Каролине. Каков был его путь к Богу? Ведь в юности ваш отец был увлечен революцией.

– Мой папа был увлечен революцией, как и многие мальчики и юноши того времени. Он говорил: «Теперь вам кажется, что легко открывать истину в трех соснах». Как и многие в советский период, отец вначале был атеистом. Он вырос в еврейской семье, где все были неверующими, кроме дяди. Однажды мой папа, искренний пионер, полностью уверенный в своей правоте, пришел к родному дяде и говорит: «Хм! А ты докажи, что Бог есть!» А тот ему спокойно: «Эма, я не могу тебе доказать. Я ВЕРЮ в Бога». Юный Коржавин призадумался, он не ожидал такого ответа. Став постарше, папа от атеизма постепенно перешел к Православию. Где-то лет в 40 с лишним, перед эмиграцией, он был уже верующим человеком. Он много читал русскую классику, которая в большинстве своем основана на христианских ценностях. Думаю, что это повлияло на его приход к Православию.

Русская классика основана на христианских ценностях, она повлияла на его приход к Православию

– Были ли люди, которые повлияли на приход отца к вере?

– Когда я была совсем еще девчонкой, мы с папой вместе ездили к священнику Александру Меню. Я слушала его, разинув рот, и тогда не представляла, кто этот необычный батюшка. Я слушала рассказы людей, которые приезжали к Меню.

Мне, девчонке, почему-то особенно запомнился один рассказ, почему-то именно эта история поразила меня. Один верующий молодой человек, который соблюдал всегда пост, пришел в столовую в среду. Он был голоден, так как много работал, уставал, тратил энергию, но все блюда в тот день были мясными. Мужчина с сожалением, что нарушит пост, заказал мясо… Как же герой рассказа был удивлен и обрадован, когда на своей тарелке увидел рыбу, а не мясо! Причем рыба – только у него. Откуда она взялась, никто так и не понял. Человек был счастлив.

Наум Коржавин с игуменом Гавриилом и прихожанами Свято-Троицкого храма (Северная Каролина, г. Мебан)

Наум Коржавин с игуменом Гавриилом и прихожанами Свято-Троицкого храма (Северная Каролина, г. Мебан)

– Известно, что ваш отец крестился в зрелом возрасте…

– Желание креститься у отца появилось в Америке. Когда я приехала к нему в 1977 году в Бостон, папа уже ходил в храм, но не был крещеным. Он был прихожанином храма Русской Православной Церкви Зарубежом, единственного в том районе. Храм находился не в самом Бостоне, а за городом. Меня папа повел в храм чуть ли не на следующий день после моего прилета.

Там были люди первой волны эмиграции из России, они смотрели на меня как на чудо. Одна прихожанка, познакомившись со мной, воскликнула: «Посмотрите! Только что из России, и такая душка!» Меня это потрясло: в советское время разве называли друг друга «душкой»? Такое обращение можно было встретить только в художественной литературе.

Да, у папы путь к Богу был долгим. Отмечу, что до крещения, до того, как он стал ходить на Литургии и службы, папа ко всем относился по-христиански, то есть по-доброму, с любовью. Неважно, кто был перед ним: «простой» человек, известный писатель… Люди отвечали ему тем же – его все любили. Даже когда он лежал в больнице в Америке, беспомощный, плохо объясняющийся на английском, его весь медперсонал обожал. Наверное, к нему нельзя было по-другому относиться – я это говорю не потому, что это мой родной отец. Я видела сама, и другие подтвердят: Наум Коржавин располагал к себе всех людей. Меня и папа, и мама научили с уважением относиться к окружающим, независимо от их положения в обществе, образования, профессии.

Наум Коржавин с дочерью Еленой (стоит за ним)

Наум Коржавин с дочерью Еленой (стоит за ним)

Папа был добрым, но не мягкотелым. Им нельзя было манипулировать в серьезных вопросах. Он был верен самому себе, имел свою точку зрения, и никто не мог на нее повлиять. Он должен был все продумать, прочувствовать сам. Это касалось и литературы, и событий в мире, и отношений к людям, и вопросов веры.

Отец крестился в 66 лет. Это произошло в Москве в 1991 году. Таинство совершил протоиерей Вячеслав Резников (ныне покойный). Кто были его крестными, я не знаю. Позже Наум Моисеевич стал крестным Марины, дочери друга – поэта Валентина Берестова. Коржавин был настоящим крестным, много делал для Марины, принимал активное участие в ее жизни.

Отец серьезно относился к вере, крещение – не формальность для него. Он стал глубоко верующим человеком. Например, его утренняя молитва длилась не менее часа. Он молился за всех родных, близких друзей, знакомых.

Его утренняя молитва длилась не менее часа. Он молился за всех родных, близких друзей, знакомых

В Свято-Троицком храме (г. Мебан, штат Северная Каролина), уже будучи сильно больным, в сопровождении наших друзей Олега и Тамары Кривулиных, сидя в инвалидной коляске, «выстаивал» длинные (четырехчасовые) службы, неустанно молился. Невзирая на плохой музыкальный слух, Коржавин громче всех пел, вторя церковному хору. Папа любил Литургии, службы в Свято-Троицком храме, он всегда радовался встрече с настоятелем отцом Гавриилом. Они много общались, беседовали.

Отец Гавриил – он, к сожалению, рано преставился – был светлым, интеллигентным человеком. Он, выпускник механико-математического факультета Ленинградского университета, любил поэзию, музыку. Мы с папой и батюшкой часто вместе ездили на концерты.

Папа умер на девятый день после кончины отца Гавриила.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Грипас
История жертвы насилия, сохранившей беременность
Виноват преступник, а накажут младенца?
11.09.2024
«Кроха грустно вздохнула и замерла»
История одного аборта
06.09.2024
Он помог понять, что после рака есть жизнь
Памяти протоиерея Вячеслава Перевезенцева
19.05.2021
«Желаем остаться живой после интервью»
или Встреча с отцом Димитрием Смирновым
01.02.2021
Все статьи Александра Грипас
Бывший СССР
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
День памяти священномученика Иоанна Кочурова
Сегодня мы также вспоминаем легендарного русского летчика А.И.Покрышкина и хирурга А.В.Вишневского
13.11.2024
Израиль и Трамп ждут машиаха
Зачем им нужна большая война на Тихом океане и во всём мире?
12.11.2024
Добрый царь Леонид
Памяти Л.И.Брежнева
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.11.2024 17:57
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от влдмр
13.11.2024 16:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
13.11.2024 15:32
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 15:28
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:45
Крестный ход и миссия состоялись
Новый комментарий от kuzanez
13.11.2024 14:41
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 14:21