В современных СМИ расписываются плюсы гормональных контрацептивов: якобы полная безопасность, быстрое наступление беременности при отмене и желании иметь детей, улучшение состояния кожи, профилактика онкологии. Мы попросили Анну Мустафину, врача-гинеколога, члена общественной организации «Врачи за жизнь, врачи против абортов», рассказать о вреде современных методов контрацепции для женского организма и детородной функции, информация о котором замалчивается производителями.
Анна Мустафина, врач-гинеколог
– Можно коротко обозначить современные виды контрацептивов?
– Есть барьерные методы – всем известные мужские презервативы. Существуют и женские, но они практически не применяются. На рынке присутствуют спермициды – свечи, мази, кремы, которые обездвиживают сперматозоиды.
Подробнее остановлюсь на внутриматочных спиралях. Как они появились? Есть такая легенда-история. Погонщики верблюдов изобрели способ: вводили камушек или другое инородное тело внутрь матки верблюдицы, чтобы животное в переходах не беременело. Такая манипуляция препятствовала прикреплению эмбриона к слизистой матки. За счёт того, что матка пыталась вытолкнуть инородное тело, происходили её сокращения, и зародыши не прикреплялись. Позже гинекологи взяли на вооружение изобретение погонщиков, в результате появилось много разных форм «препятствий». На сегодня есть спирали пластиковые, есть с содержанием меди, серебра, а также с гормонами. Последние служат ещё и лечебным целям. При эндометриозах применяются для того, чтобы заболевание ввести в стадию ремиссии.
– Принцип действия спирали остался таким же, как и в древности?
– Суть действия внутриматочных средств – абортивная. Они не препятствуют зачатию ребёнка, зачатие может произойти, но плод 7–9 дней в матке не приживается, а выталкивается. То есть происходит мини-аборт. Кроме этических, нравственных компонентов, есть еще и другие отрицательные факторы. Некоторые дети приживаются, надёжность контрацептива – 85%, если спираль гормональная – 97%, но всё равно есть сильные ребятишки, которые, несмотря ни на что, закрепились. Конечно, такая беременность не совсем правильная. Могут возникать угрозы прерывания, аномалии прикрепления плаценты, низкая плацентация – прикрепление плода не к полости матки, а ниже, например, в ее шейке. Спираль гинекологи не очень любят, поскольку она вызывает повышенный риск воспалительных заболеваний именно внутри матки, потому что в шейке находится слизь, которая препятствует проникновению микробов в область матки, а так как там находятся «усы» спирали, то по ним микроорганизмы могут подниматься вверх и вызывать эндометрит – воспалительный процесс во внутреннем слизистом слое матки – эндометрии. Может протекать остро или хронически, может вызывать аднексит – воспаление придатков. Официальное противопоказание – отсутствие детей. Но не всегда соблюдаются официальные рекомендации.
– Наверное, самое распространённое сегодня средство – гормональные таблетки?
– Сегодня врачи чаще назначают гормональные контрацептивы, потому что это удобно. В конце 1990-х годов стали появляться якобы низкодозированные комбинированные гормоны (сокращенно называют в быту КОКами). В них содержатся эстрогены и прогестерон. Какие объявлены плюсы? Налаживание циклов. Есть женщины, у которых нерегулярные циклы или имеются гормональные нарушения, – им назначают контрацептивы в качестве регуляции менструальной функции, даже если отсутствует интимная жизнь.
Механизм их действия – заместительный. Они собственные гормоны, которые должны выделяться яичниками, замещают синтетическими, поступающими извне гормонами. Соответственно, 5 уровней регуляции менструальной функции, которые есть у женщины – матка, яичники, гипофиз, гипоталамус и самый верхний уровень – кора головного мозга – сбиваются препаратами. Гипофиз обманывается тем, что присутствует «чужой» эстроген, и в результате тормозит свою выработку ФСГ – фолликулостимулирующего гормона, отвечающего за стимуляцию синтеза эстрогенов и выработку прогестерона.
Замещается натуральный гормональный цикл на искусственный. Конечно, такое вмешательство в здоровье женщины не проходит бесследно. При гормональных нарушениях могут быть какие-то плюсы, но когда у женщины свой цикл регулярный, и ей пытаются извне навязать искусственный, её гормональная система подвергается испытанию. Бывает так, что прописывают гормональные контрацептивы 5–6 лет, а бывает, что и 10, потом у женщины свои циклы могут не восстановиться, не прийти. Называется гиперторможение гипофиза.
Одно из осложнений длительной гормональной терапии – изменение и нарушение цикла. Хотя, как утверждают некоторые гинекологи, якобы сохраняется запас яйцеклеток в яичниках, но на практике это не подтверждается. Яйцеклетки не сохраняются и не копятся! Точно сказать, что с ними происходит, невозможно. То ли они погибают, то ли идут в рост, а потом редуцируются. Овариальный резерв не сохраняется. Наоборот, фертильность женщины – способность к зачатию – снижается при длительном употреблении гормонов.
К сожалению, многие молодые люди вступают в отношения до брака и детей на этом этапе отношений не хотят, и под их потребности подстроена гормональная контрацепция.
Как говорят медики: «Начинаете интимную жизнь, пока хотите пожить для себя, без детей, принимайте комбинированные таблетки, а потом, как решитесь на пополнение в семье, – отмените препараты, и забеременеете». Но не тут-то было. Женщины, рано начавшие половую жизнь, мечтают о детях после 25, а то и в 30 лет. Они прекращают приём таблеток и обнаруживают неприятный сюрприз: беременность не наступает. Кроме того, и цикл может не восстановиться.
Такие пациентки у меня были. Например, девушке в 15 лет назначили гормоны для лечения псевдоэрозии, что мне показалось странным. Через 10 лет она захотела ребенка, перестала принимать медикаменты, но ничего не получалось. Ко мне она обратилась уже в 30 лет. У неё бесплодие после десятилетнего приёма контрацептивов. Причем свой цикл сбился, а до этого был регулярным, начался с 12 лет. Подчеркну, что влияние гормональных таблеток на детородную функцию – негативное.
– А на чём еще могут отражаться данные препараты?
– Кроме того, что гормоны влияют на наш естественный цикл, есть воздействие на печень и повышенный риск образования тромбов.
Сейчас основные иски, которые предъявляют производителям данных препаратов на Западе, связаны с образованием тромбов и последующими оперативными вмешательствами. Появление тромба – очень серьёзная проблема, она может приводить к инсультам, инфарктам, инвалидности, вплоть до летальных исходов. А при сегодняшнем вирусе – ковиде, который влияет на свёртываемость крови и повышает риск тромбозов, если ещё принимать гормональные таблетки, то риск возрастает до существенных значений. Моё мнение – их сейчас лучше не применять и с целью лечения. Нецелесообразно назначать для нормализации цикла, опасность ничем не оправдана: пусть лучше дни женских недомоганий будут нерегулярными, чем тромб образуется.
Анна Мустафина и Александра Грипас в студии радио «Радонеж» на передаче «Любовь и верность», ведущий Валентин Лебедев
Если касаться этического и нравственного вопроса, также заявлено, что они предотвращают овуляцию, но это не так. Есть исследования, которые показывают, что может наступать беременность при приёме гормонов, но у зародыша нет возможности прикрепиться к слизистой матки. Слизистая необходимой толщины не нарастает, она атрофирована. Здесь мы видим не 100% ановуляцию (когда яичники не выделяют яйцеклетку во время менструального цикла), поэтому не можем утверждать, что это не абортивное средство. Здесь два момента – и с этической точки зрения неправильно, и с точки зрения репродуктивного здоровья. Невозможно предугадать, как та или иная женщина прореагирует на гормоны, каково будет долгосрочное влияние на репродуктивную функцию той или иной пациентки. Некоторые отменяют противозачаточные и становятся мамами. Но даже небольшой процент женщин, которые получили серьёзные проблемы со здоровьем, с репродуктивной системой, – веское основание не закрывать глаза на этот вопрос. За каждой цифрой, даже маленькой, стоят живые люди. Лично я стараюсь не назначать препараты. Кстати, и надежность их не 100%. У меня было в практике две беременности на фоне приёма таблеток. Да и сами производители заявляют о 97–98% гарантии в своих аннотациях.
– В конце 1980-х годов в нашей стране появились так называемые экстренные, «пожарные» контрацептивы. Что можете сказать о них?
– Это тот же прогестерон в огромных дозах вводится после близости. Например, самый известный препарат – «Постинор» и его новейшие аналоги с ещё большим содержанием гормона. Официально заявлено, что они препятствуют зачатию, на самом же деле препятствуют прикреплению плода к слизистой матки. Они производят гормональный срыв в организме, и, если беременность наступила, плод не прикрепляется. Подобная контрацепция во многих странах запрещена, например, в Венгрии, где этот препарат… производится. Он поступает в страны третьего мира и в Россию.
Приводит к дисфункции яичников, к нерегулярным менструациям, к прорывным кровотечениям, образованию кист. Крайне вредная контрацепция, врачи признают это, и сами производители рекомендуют использовать лишь в крайнем случае – после изнасилования. Но, к сожалению, женщины их употребляют намного чаще, некоторые даже чуть ли не каждые 3 месяца. Я провожу воспитательную работу, объясняю. Но экстренные таблетки доступны, рецепт не нужен, любая женщина может купить их в аптеке и сорвать себе гормональную функцию.
– Есть средства, которые не связаны с приёмом гормонов?
– Хирургические методы. Стерилизация у мужчин – перевязка семенных канатиков. Но она повышает риск рака яичка. Есть операция по стерилизации у женщин – перевязка труб. Она выполняется лапароскопическим методом – через 3 небольших разреза (каждый не более 1 см). Делается только, если женщине больше 35 лет и есть дети.
В своей практике сталкивалась с такими ситуациями, которые можно назвать только чудом.
Женщина родила одного ребёнка, потом сделала аборт, дальше – внематочная беременность и удаление одной трубы, затем она собиралась стать мамой уже с помощью ЭКО. Её готовили к процедуре, перевязали оставшуюся маточную трубу (так делается, чтобы избежать внематочной беременности), а она самостоятельно, натуральным способом, то есть без ЭКО, забеременела. Подчеркну еще раз: одна труба удалена, другая перевязана.
Другой случай. Ко мне пришла пациентка и хотела понять, как возможна у неё беременность на маленьких сроках, если полгода назад она развелась с мужем, и с тех пор интимная жизнь отсутствовала. Я сначала думала, что женщина ошибается, путает что-то или привирает. Но потом нашла научную статью о том, как в складках удалённой маточной трубы нашли сперматозоид. Мало того, что он там прожил 5 месяцев, так ещё и был способен к оплодотворению.
Возможно, что и моя пациентка забеременела благодаря подобному жизнеспособному сперматозоиду, который попал до развода и сохранился.
Каждое зачатие – чудо Господне, а когда это случается ещё и вопреки применениям методов контрацепции, человеческим ухищрениям, мы, врачи, радуемся. Убеждаемся, насколько сила Господа и сила жизни велика, насколько противостоит нашим человеческим хитростям.
С Анной Мустафиной
беседовала Александра Грипас