Основная масса воюющих в битве вакцин — не врачи и исследователи, а пиарщики, журналисты, пропагандисты и блогеры, на все голоса расхваливающие и критикующие самые разные препараты. Пока пандемия проходит рубеж в два миллиона погибших, на передовую борьбы против тоталитарной российской вакцины (это не шутка и не преувеличение, такая формулировка действительно встречается) вышла газета Financial Times. При чём тут новости финансового мира, не знает никто, но крестовый поход против "Спутника-V" газета начала с размахом, достойным своего громкого имени. Ещё в прошлом году вышла серия материалов, посвящённых тотальному недоверию к новой вакцине. "В России никто не хочет колоться "Спутником", — писала FT, в чём ей вторили многие другие западные массмедиа и значительная часть российских блогеров.
Вакцина объявлялась ненадёжной, неэффективной и даже опасной. Но прошло время, контракты на поставку "Спутника" заключил ряд стран, в которых почему-то в результате вакцинирования никто не умер. Более того, беда пришла, откуда не ждали — журналисты Bloomberg и New York Times привились тоталитарным препаратом и тоже имели наглость остаться живыми и здоровыми. В связи с этим нарратив пришлось корректировать. В том же самом FT, ещё недавно бессовестно лгавшем о ненужности "Спутника" населению, заявили о его нехватке. Российская власть, написал московский корреспондент газеты Генри Фой, не справляется с поставками вакцины в регионы и не покрывает спрос в препарате от коронавируса.
Такое переобувание на ходу характерно для тех, кто ведёт вакцинную войну против интересов России, зачастую находясь в самой России. Тем временем вакцинация препаратом от Pfizer превращается в настоящую пиар-катастрофу, несмотря на старания маркетологов фармацевтических гигантов. В одной только Франции было зафиксировано около четырёх с половиной тысяч случаев проявления побочных эффектов. 29 стариков умерли после прививки в Норвегии, на что пресс-служба Pfizer ответила, что у них эти "данные не вызывают тревоги". Германия, чьё министерство здравоохранения полностью провалило начало массовой вакцинации, потеряла от лекарства Pfizer десятерых. В Литве ковид нашли у 78 человек, привившихся от него. В США, где вакцинация идёт полным ходом, сообщают о 55 смертях и 96 опасных для жизни осложнениях. Лицевой паралич, судороги, отнявшиеся части тела — список симптомов вакцины, сделанной наспех, продолжает расширяться. Швейцария, Израиль, Британия, Испания — отовсюду поступают данные о погибших или серьёзно пострадавших в результате прививки свободной и демократической вакциной. Эти данные, какими бы кошмарными они ни были, оказались скомпрометированы на минувших выходных. Дело в письмах, которые "увели" из Европейского агентства по лекарственным средствам. Эти письма недвусмысленно указывают на то, что Pfizer оказывала давление на европейских чиновников с целью побыстрее продавить свой препарат на рынок Европы, избегая ненужных формальностей. Зато через все круги бюрократического ада Евросоюза собираются прогнать центр Гамалеи, на что постоянно ссылаются самые разные чиновники по всему континенту. Граждане Бельгии, Дании, Швеции, Нидерландов и ряда стран победнее: Венгрии, Польши, упомянутой выше Литвы, — спрашивают собственные правительства, почему вакцин Pfizer/ BioNTech и Moderna катастрофически не хватает на всех и почему бы в таком случае не обратиться к России или Китаю. Европейские чиновники куда менее идеологизированы и агрессивны, чем американские журналисты, поэтому вместо дури про тоталитарные прививки они предпочитают мямлить что-то про необходимые сертификации. Но евробюрократ нерешителен и тих лишь на словах. Когда доходит до дела, в нём просыпается дух европейских тиранов былых времён.
На днях в Германии ужесточили наказание для тех, кого принято называть ковид-диссидентами. В Саксонии, где ещё недавно строили жилые блоки для приёма беженцев, решили приспособить эти помещения (названные "местами принудительного проживания") для преступников нового поколения. Bild в достаточно нейтральном материале озаглавила учреждение "коронавирусной тюрьмой". В охраняемых полицией бараках будут содержаться ковид-диссиденты, на которых германское правосудие не сумело подействовать силами штрафов и выговоров. Вышки по периметру, колючая проволока, собаки — похоже, немцы иначе просто не умеют.
Менее изобретательно к вопросам подавления несогласных подошли в остальной Западной Европе. В Амстердаме демонстрацию граждан, недовольных жёсткими ограничительными мерами, разогнали из водомётов. Над облитыми водой в январские холода голландцами посмеялась полиция, заявив, что причиной разгона стало несоблюдение социальной дистанции. В США, где вакцинация идёт ударными темпами, но всё равно не догоняет рост числа заражённых, первоначальный план, состоявший в плавном задвигании пандемии на задворки информационного пространства сразу после ухода Трампа, провалился. Теперь новая администрация, пользующаяся любовью и обожанием журналистов, вынуждена объяснять людям, почему кошмарные показатели ковида в США не изменились магическим образом сразу после победы Джо Байдена и его демократов. Европейской свободой здесь и не пахнет — по всей стране в преддверии коронации престарелого президента повышены меры охраны любых административных зданий, а любой, кто решится выйти на улицу с выражениями недовольства локдауном, тут же будет записан в нацисты, сторонники Трампа и внутренние террористы. Так и произошло в Мичигане, где полтора десятка местных вышли к местному Капитолию и внезапно обнаружили себя страшной угрозой национальной безопасности. Дело вовсе не в инаугурации — нет ни единой предпосылки к тому, что силовики не будут скручивать и стрелять недовольных, газетчики не будут одобрять это, а модераторы соцсетей не будут вытравливать врагов народа из информационного пространства, попутно внося свой вклад в битву вакцин.
14 января Твиттер заблокировал учётную запись "Спутника-V". Зачем вакцине блог в Твиттере, никто так и не понял, но сам факт блокировки и разблокировки лишь после того, как очередной, уже привычный акт беспредела соцсетей попал в новости, очень показателен. Твиттер, конечно, нашёл формальную причину в виде попытки несанкционированного входа, но за такое не блокируют, так что дело куда серьёзнее. Несмотря на все усилия пиарщиков, маркетологов и пропагандистов, в битве вакцин побеждает тот, чей препарат побеждает болезнь. Тот факт, что наше государство не действует по образцу западных либеральных демократий, случайно показавших своё тоталитарное нутро, весьма похвален, но взаимосвязь между масштабной вакцинацией и снижением числа заболевших должна распространяться российскими СМИ с большей скоростью, чем злорадный смех над чужими неудачами. Все пиар-успехи России за последние годы были не результатом ответной информационной кампании — во лжи и хитрых манипуляциях нашим врагам нет равных, — а в простом и очевидном исполнении своих обязанностей. Россия, победившая пандемию силой науки, — этот образ в случае своевременного воплощения в жизнь мир не забудет никогда.