Введение санкций против Турции в связи с проведением ею геологоразведочных работ в спорных районах Восточного Средиземноморья опять не состоялось. После продолжавшихся до глубокой ночи ожесточенных дебатов европейцы осмелились лишь на полумеры, отвергнув предложение Греции ввести эмбарго на поставки оружия в Турцию и другие жёсткие шаги.
«Саммит поручает Совету ЕС принять дополнительный чёрный список на основании решения от 11 ноября 2019 года, касающегося ограничительных мер из-за незаконной деятельности Турции в Средиземном море», – сказано в заявлении по итогу саммита лидеров Евросоюза. Имеются в виду персональные санкции, но не уточняется, кто войдет в расширенный список, где сейчас два топ-менеджера турецкой государственной нефтяной компании TPAO.
Участники очередного саммита ЕС вновь не решились на санкции против Анкары
При этом Брюссель фактически расшаркался перед Анкарой, указав на «стратегический интерес в развитии взаимовыгодных отношений с Турцией» и отметив, что «предложение о позитивной повестке» для Анкары остаётся в силе.
В Афинах разочарованы. По мнению влиятельной Kathimеrini, «окончательный текст [заявления саммита]… далек от твердого ответа, которого хотели Афины». И произошло это, считает греческое издание, потому что «блок Берлин – Рим – Мадрид настаивал на откладывании серьезных решений, причем итальянцы особенно негативно относились к перспективе новых санкций против Анкары. Положение Греции и Кипра было ослаблено также явным нежеланием Франции настаивать на более существенных мерах».
Премьер Греции Мицотакис требовал на саммите принятия жестких мер против Турции
Премьер-министр Греции Константинос Мицотакис заявил: «На октябрьском заседании Европейского совета мы, все главы государств и правительств, решили, что если Турция продолжит свое преступное поведение, то будут последствия. И мы совместно установили, что датой принятия решения будет этот Европейский совет в декабре». Однако решение не состоялось и в декабре.
Афины давно бурно спорят с Турцией из-за границ в Средиземном море, обвиняя Анкару в нарушении конвенции ООН по морскому праву в связи с бурением в Восточном Средиземноморье, в районе, который греки считают исключительной экономической зоной Кипра. Греция и Кипр договорились с Израилем о строительстве газопровода в Европу, а Турция в ответ подписала соглашение о делимитации морской границы с правительством Ливии в Триполи и заявила свои права на воды, через которые должен пройти греко-израильский трубопровод.
Спорные участки в Восточном Средиземноморье. Инфографика ФАН
Греки, настаивая на санкциях, предупреждали, что проданное Турции оружие может быть использовано против стран Евросоюза. В частности, речь идёт о шести подводных лодках типа 214, совместно производимых Германией и Турцией. Кроме того, Греция добивалась запрета на финансирование турецких компаний и банков со стороны ЕС, приостановки участия Турции в программах ЕС и пересмотра условий таможенного союза между ЕС и Турцией.
Накануне саммита Эрдоган обвинил Грецию и Кипр в попытках «использовать [Евросоюз] как таран». В записанном 7 декабря видеообращении он обещал противостоять «империалистической экспансии», угрозам и шантажу. «Мы ясно обозначили, что не примем планы и карты, стремящиеся ограничить нашу страну рамками побережья Анталии», – сказал Эрдоган.
А бывший начальник штаба ВМС Турции Джихад Яйджи, которого считают идеологом турецкого проекта «Голубая родина», подтвердил претензии Анкары на часть территории Греции. В интервью Kathimerini он заявил, что более 100 островов Эгейского моря не считаются принадлежностью Греции, так как не были ей переданы. Он продемонстрировал карту «Голубой родины», где половина Эгейского моря обозначена как зона ответственности Турции.
Турция не собирается отказываться от своих планов бурения возле Кипра
Анкара ясно даёт понять, что не откажется от своих претензий на огромные месторождения нефти и газа на дне моря. Перед самым саммитом турки вывели из конфликтного района своё исследовательское судно «Орук Рейс», но продолжают твердить о своём праве продолжать бурение.
Итак, в вопросе санкций по отношению к Турции у Евросоюза ничего не получается. Во-первых, многие государства ЕС не видят в Турции угрозы, для них Анкара – союзник по НАТО. Угрозой они считают Россию. А во-вторых, они боятся Эрдогана, который давно угрожает тем, что в любой момент может «открыть двери» и в Европу хлынет поток новых беженцев с Востока.
Даже США, хотя конгресс и объявил на днях об эмбарго на поставки оружия Турции, лишь грозят Анкаре пальцем. 10 декабря агентство Reuters сообщило, что Вашингтон готов ввести санкции против Турции в связи с приобретением ею российских систем С-400, но и тут речь идёт лишь о персональных санкциях (против главы Управления оборонной промышленности при президенте Турции Исмаила Демира).
Эрдоган не намерен отступать
Причины нерешительности Брюсселя и Вашингтона в отношении Анкары хорошо разъяснил генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Мы должны убедиться, что понимаем важность Турции как члена НАТО и как части западной семьи». А Эрдоган, сознавая собственную «важность», не сомневается, что он волен в «западной семье» распоряжаться.
В Анкаре не находят нужным это скрывать. Выступая накануне саммита ЕС в турецком парламенте, министр обороны Турции Хулуси Акар заявил: «Мы сильны, потому что мы правы… Мы полны решимости и способны отстаивать наши права и интересы в Эгейском море и Восточном Средиземноморье».
Другое дело – Россия: решение о продлении на очередные шесть месяцев санкций Евросоюза против России на саммите проштамповали без обсуждения.
Заглавное фото: REUTERS/POOL New