Заглавное фото: REUTERS/Kevin Lamarque
Согласно данным, опубликованным 7 февраля Министерством торговли США, двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и Китаем установила в 2022 году рекорд – 690 миллиардов долларов. А министр торговли США Джина Раймондо привела ещё более внушительную цифру: «Годовой товарооборот между нашими двумя странами вырос в геометрической прогрессии с 4,7 миллиона долларов в 1972 году до более чем 750 миллиардов долларов сегодня».
«Какая ещё холодная война? Торговля США с Китаем достигла нового максимума», – пишет автор статьи в Politico Дуг Палмер. И действительно, несмотря на все разговоры о враждебности США и Китая, импорт китайских товаров в США увеличился в 2022 году до 538,8 млрд долларов. В том же году США экспортировали в Китай товаров на 153,8 млрд долларов. То есть дефицит, который испытывает Америка в торговле с Китаем, достиг в 2022 году 382,9 млрд долларов. И это, кажется, при администрации Байдена не слишком смущает американцев.
«Я думаю, что отделение от Китая было бы ужасной ошибкой», – заявляет журналистам Джон Боде, президент и главный исполнительный директор Ассоциации американских переработчиков кукурузы, член коалиции «Фермеры за свободную торговлю».
Politico отмечает, что после нескольких лет постоянного роста импорта из Китая Дональд Трамп начал в 2018 году торговую войну, которая привела к введению тарифов на китайские товары на сумму более 300 миллиардов долларов. В ответ Пекин ударил по американским товарам на 100 миллиардов долларов. Большая часть пошлин, введённых сторонами, все еще в силе спустя два года после прихода администрации Байдена. Взаимозависимость Китая и США оказывается сильнее. «Решения потребителей и бизнеса до сих пор более влиятельны, чем правительственная политика», – говорит Эд Грессер, бывший помощник торгового представителя США по торговой политике и экономике.
И всё-таки напряжённость политических отношений не может совсем не отражаться на торговле. Недавний отчет Boston Consulting Group прогнозирует, что торговля между США и Китаем сократится к 2031 году на 63 миллиарда долларов (примерно на 10 процентов). Правда, пока это только прогноз.
Сейчас американские компании перемещают производство в менее геополитически рискованные для них страны, такие как Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии. Многие компании разрабатывают стратегию «Китай плюс один». Здесь выигрывают третьи страны. Так, двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и Вьетнамом увеличилась за последние 10 лет более чем в три раза, достигнув в 2022 году рекордных 127,5 млрд долларов. В торговле с Вьетнамом у США, кстати, тоже дефицит, который в прошлом году составил рекордные 116,1 миллиарда долларов.
А как будут развиваться отношения между двумя экономическими гигантами, Китаем и Америкой, после пролёта над Соединёнными Штатами китайского воздушного шара? Ведь когда министр обороны США Ллойд Остин, после того как американцы сбили шар, позвонил своему китайскому коллеге, тот не снял трубку, чего раньше не бывало.
Британская The Guardian подчёркивает: «Стремление китайского лидера Си Цзиньпина создать стабильную внешнюю среду для развития внутренней экономики дает возможность для дипломатического примирения с США и ЕС. Многие бенефициары более спокойных двусторонних отношений, в том числе крупные американские бизнес-группы, хотят, чтобы отношения приняли позитивный оборот».
При этом полемика между сторонами по Тайваню не прекращается, глава палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти объявил о намерении посетить Тайбэй, а китайская Global Times пишет, что, в случае если США разместят свои ракеты в Японии, со стороны Китая может последовать «стратегический ответ». А Джо Байден тем временем заявляет, что отношения США и КНР из-за аэростата никак не пострадали.
Всё-таки Соединённые Штаты Америки и Китайская Народная Республика странные враги. Или не враги?