Турция поддерживает Украину в инициативе проведения переговоров по «деоккупации» Крыма. Об этом написал у себя в Twitter по итогам встречи с украинским коллегой министр иностранных дел этой страны Мевлют Чавушоглу.
Он особо подчеркнул, что остался доволен встречей. По его словам, Киев и Анкара будут укреплять отношения, особенно в области военного сотрудничества и оборонной промышленности.
Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также встречался со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским и по итогам переговоров заявил, что Турция продолжит поддерживать территориальную целостность Украины и никогда не признает «незаконную аннексию» Крыма Россией. Он добавил, что считает Украину ключевой страной, способной обеспечить стабильность и безопасность Турции.
Не очень понятно, о каких переговорах по «деоккупации» Крыма говорил Чавушоглу. Очевидно речь о т.н. «крымской платформе», организацию которой в конце сентября анонсировал украинский президент, призвав международное сообщество присоединиться к инициативе.
«Это координация международных усилий по защите прав крымчан и деоккупации полуострова», — заявил он, выступая с трибуны ООН.
Известно, что в настоящее время Украина проводит переговоры на уровне национальных правительств стран-членов Евросоюза об их участии в инициативе, для чего глав МИД Дмитрий Кулеба регулярно совершает иностранные визиты по всему миру. Сообщалось также о возможном участии США и Канады.
И если с Западом, с которым отношения у России откровенно плохие, все понятно, то куда лезет Турция, с которой отношения вроде как партнерские? Создается впечатление, что Турция едва ли не чаще других вспоминает о Крыме. Зачем? Забыли, ч о у них есть собственная аналогичная проблема — Турецкая республика Северного Кипра, которую турки хоть и не присоединяли к своей территории, однако вопрос признания республики другими странами для них остается острым.
Тем временем, постоянный представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов считает, что нежелание Турции признать российский статус Крыма объясняется заинтересованностью в принадлежности полуострова «деградирующей и разваливающейся Украине с перспективой последующего получения территориальных приобретений».
По его словам, сейчас создаваемая «крымская платформа» нужна исключительно для обострения международной обстановки вокруг Крыма.
Напомним, как заявлял Дмитрий Кулеба до этого, международный саммит «крымской платформы», на котором планируется обсудить вопрос «возвращения» полуострова, пройдет в мае 2021 года в Киеве.
— Эрдоган не признаёт и не признает переход Крыма в состав России — как и все другие страны, — убежден доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.
— Но да, он при этом действительно активно говорит о «деоккупации». Это принципиальная позиция Анкары, которую турки занимают давно и системно — ведь они вложили большие деньги в крымскотатарскую общину. Тот же «Меджлис"* — это турецкие вассалы. А сюзерен должен защищать вассала и его интересы. Поэтому Турция на радость своим почитателям из части крымскотатарской элиты таким вот образом защищает их права.
Для Эрдогана это вопрос престижа и статуса. Причем не только внешнеполитического. Крымские татары являются частью «турецкого мира» — и электорат Эрдогана требует у своего султана этот «мир» защищать и продвигать. По сути, на данной защите и продвижении зиждется значительная часть внутриполитической легитимности султана.
«СП»: — Георгий Мурадов считает, что турки хотят вернуть Крым разваливающейся Украине, чтобы потом забрать себе «на законных основаниях». Как бы вы оценили эту версию?
— Такая версия теоретически есть, но она из разряда фантазий. Крым вернется Украине только в случае развала России.
«СП»: — Если бы Крым не был российским, насколько реален было бы его присоединение к Турции? Крымчане пошли бы на такое?
—Крымчан бы никто не спрашивал. В случае дезинтеграции Украины и при молчании России Анкара вполне могла бы ввести свои войска в Крым для «защиты крымскотатарского населения». По примеру того, как она это сделала в Сирии и на Кипре. Но, повторюсь, для реализации такого сценария России должны были править чубайсята и козырята образца начала 90-х.
«СП»: — Кстати, да. У Турции есть свой «Крым» — ТРСК. Так чья бы корова мычала? Может, в их ситуации и впрямь лучше промолчать? Или они считают, что это разные вещи?
— А где связь? Да, Турция защитила кипрских турок через ввод войск. Но она не включила ТРСК в состав Турции. Более того, турки приложили большие усилия для того, чтобы обе части Кипра воссоединились. И референдум о воссоединении провалил не Север, а юг — тамошние греки. На нынешней Турции висит достаточно грехов — не надо навешивать лишние.
«СП»: — Нужно ли России как-то реагировать на эти все заявления? Или собака лает — караван идет? Мы же не просим признавать, но помолчать было бы не лишне…
— России нужно не реагировать, а делать выводы. Осознать, что Турция — это не партнер, а временный попутчик. У которого припасена целая прорва кинжалов для массажа российской спины. Также осознать, что мы слишком много позволяем Эрдогану — и не только в Сирии, на Кавказе и в Средней Азии, но и в Крыму, а также в Татарстане. Так что пора снова, как в конце 2015-начале 2016 годов, проводить тотальную зачистку российского пространства от турецких инструментов мягкой силы.
— Очередное заявление турецкой стороны нельзя назвать резким. Анкара с самого начала не поддержала воссоединение Крыма с Россией, — считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— И дело тут не в защите территориальной целостности Украины, а в том, что уже давно (задолго до 2014 г.) Турция видела Крым в сфере своего влияния, активно занималась работой там с крымскими татарами. И эта линия поведения подчеркивается постоянно различными государственными деятелями Турция. Если Вы заметили, сам Чавушоглу не употреблял в своем твите действительно резкого термина «деоккупация» — это уже интерпретации отдельных СМИ. Что же касается т.н. «крымской платформы», то о согласии участия в ней заявлял еще Эрдоган на встречах с Зеленским.
«СП»: — А зачем турки постоянно об этом напоминают? Как это сочетается с нашими якобы партнерскими отношениями? Создается впечатление, что турки чаще напоминают о Крыме, чем враждебные нам США и ЕС…
— Турки вспоминают о Крыме ровно столько, сколько встречаются с украинцами. На каждой встрече с турецкими лидерами украинские политики поднимают этот вопрос, а турки всего лишь соглашаются с этой позицией. При этом давайте вспомним слова Сергея Лаврова, который четко обозначил, что Турция является нашим «тесным партнером», но никогда не была нашим «стратегическим союзником». И требовать от нее союзнических отношений по всем вопросам было бы наивностью В этой связи куда больше вопросов к союзникам вроде Белоруссии, чья позиция по Крыму не сильно отличается от турецкой.
«СП»: — Есть такая версия, что Эрдоган хочет «вернуть» Крым разваливающейся Украине, чтобы потом забрать себе «на законных основаниях». А если бы Крым не был российским, реально такое было бы?
— Как я заметил выше, Турция давно и целенаправленно работала в Крыму с крымскими татарами и тамошними мусульманскими сообществами. В том числе являлась прямым партнером т.н. «меджлиса крымско-татарского народа*» (заметьте, данная организация не признается в России, но и не признавалась Украиной в бытность Крыма в составе той). Не секрет, что Эрдоган в последние годы взял курс на воссоздание «турецкого мира» в рамках границ бывшей Османской империи (он даже Иерусалим в этот мир зачислил). Было бы странно, если бы он в меньшей степени вздыхал по Крыму, чем по Иерусалиму.
«СП»: — Нужно ли России как-то реагировать на эти все заявления? Может стоит напомнить об оккупации Кипра?
— Ну, разве что для троллинга… Можно предложить по этой же формуле собрать «кипрскую платформу» или совместно с Венгрией — «закарпатскую платформу». А ДНР и ЛНР могли бы выступить с инициативой созыва «Донецка-криворожской платформы» — чтобы обсудить деоккупацию Донецко-Криворожской республики в границах 1918 года. Думаю, Россия должна живо откликнуться на подобную идею… Ну, а если серьезно: мне кажется, излишнее привлечение международного внимания к бредовой инициативе Зеленского — это как раз то, чего украинские информационные пропагандисты и добиваются. Они-то прекрасно понимают, что Крым ушел навсегда и никакими заклинаниями или платформами Украина его не вернет. Но создать шум, определенный фон с целью добиться очередных санкций против России — от этого Киев не отказался бы…
* Верховный суд Крыма признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.