Источник: Независимое военное обозрение
На фоне Антанты Кемаль Ататюрк был для Советской России куда менее грозным противником. Фото с сайта www.atam.gov.tr |
100 лет назад, 21 сентября 1920 года, началась 40-дневная армяно-турецкая война с погромами и резней армянского населения. Армянская армия в 40 тыс. солдат и ополченцев была разгромлена 60-тысячной турецкой армией. Турки оккупировали треть армянской земли и подходили к Еревану.
Почему дашнакское правительство Армении вступило в эту войну? В Ереване были уверены, что США и европейские державы не оставят без помощи армянский народ. Однако европейцы и американцы, отвлеченные другими интересами, оставили армян без поддержки. В частности, британцы. Они уже отобрали у турок Ирак и Палестину и теперь были не прочь прибрать к рукам бакинскую нефть. Франция, в свою очередь, заполучила Сирию и Ливан.
Отметим один малоизвестный факт. После неудачной для Турции Балканской войны с Болгарией, Грецией и Сербией победители потребовали ликвидации турецкого присутствия на Балканах. Около 500 тыс. турок переселили с Балканского полуострова в Турцию. Основная их часть осела на востоке, рядом с местным армянским населением. В 1915 году эти переселенцы совершали еще более жестокие убийства армян, чем турецкие войска. Когда русская армия поспешила на помощь армянам, ее солдаты ужаснулись, увидев огромное число спаленных армянских домов и неубранных трупов.
Между тем Турция, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, не спешила передавать армянам земли Западной Армении по Севрскому договору. На востоке Турции сторонникам Мустафы Кемаля удалось создать сильную и хорошо вооруженную армию. Грузинские меньшевики, правители независимой Грузии, стали союзниками своих вековечных врагов турок. Турецкие войска вместе с немцами вошли в Грузию и завладели складами вооружений бывшей российской Кавказской армии.
Своими союзниками считало кемалистов и ленинское правительство. Оно передало туркам почти 800 кг золота для отражения агрессии англичан и французов. Турецкое купечество занималось сбором средств для Кемаля. В январе 1921 года турецкие жандармы сбросили с парохода в море прибывших в Турцию руководителей турецких коммунистов во главе с Мустафой Субхи. Но и это не разрушило союза Ленина и Кемаля.
Еще одна позорная страница. Грузинские меньшевики не только отказали в помощи армянам при отражении турецкого наступления, но и прихватили под шумок часть армянской территории. А турецкие войска, расправившись с армянами, оккупировали и грузинские земли.
Позднее большевикам удалось вернуть Батуми, но Карс остался турецким. Не вернули турки и южную часть Аджарии. В 1945 году советское правительство отменило действие Карского договора и потребовало у Анкары вернуть территории. Но США, Британия и Франция, недавние союзники по антигитлеровской коалиции, отказались обсуждать этот вопрос. В итоге Сталин отказался от пересмотра Карского договора. Турция вскоре стала членом НАТО.
Армения потеряла даже гору Арарат – свой национальный символ. Арарат 90 лет входил в состав Российской империи и красовался на гербе Армянской ССР. В гербе нынешней Армении на вершине Арарата изображен Ноев ковчег. Между тем американцы установили на северо-восточном склоне Арарата радиолокационную станцию космического слежения. Хотя официально заявляют, что этот объект мирного применения.
Зачем так подробно рассказывать об этих войнах? Их итоги влияют и на современное положение на Южном Кавказе. Москва в споре о Нагорном Карабахе еще в 1920 году взяла сторону Азербайджана. И причиной тому не только желание угодить турецким союзникам. Считалось, что классовое сознание трудящихся выше их национальных интересов. А передовым отрядом закавказских рабочих был бакинский пролетариат.
Но классовое самосознание на Кавказе никогда не могло победить национальную рознь. Показательный пример. Нарком по делам национальностей товарищ Сталин прибыл в 1921 году на Кавказ для решения проблем советизации закавказских республик. И был удивлен тем, как изменились настроения местных коммунистов.
В прошлом большевики разных национальностей были стойкими соратниками в общей борьбе. Знаменитую Бакинскую коммуну возглавляли армянин Шаумян, азербайджанец Азизбеков, грузин Джапаридзе. А при советской власти местные руководители закавказских республик начали враждовать из-за территорий внутри единой страны. Решением проблемы стало создание Закавказской Социалистической Федерации Советских республик (ЗСФСР), куда вошли Азербайджан, Армения и Грузия. Земельные споры пресекались волевым методом. Закавказская федерация существовала до 1936 года.
В царской России на Кавказе не допускалось создание национальных ханств или княжеств – только губернии. Нередко населяющие Россию мусульманские народы не могли определить свою национальность. Азербайджанцев, например, именовали кавказскими татарами или просто мусульманами. Разделение по национальным квартирам началось после распада Российской империи. Оно сопровождалось межнациональной враждой из-за территорий проживания. История повторилась с распадом Советского Союза: он также сопровождался кровавыми межнациональными конфликтами.
Но корни этой вражды уходят еще глубже в прошлое. До присоединения армянских земель к России иранские и турецкие захватчики насильственно смешивали христианское и мусульманское население. Персы не один раз переселяли армян на иранскую территорию, а на их место поселяли мусульман-азербайджанцев. А когда Восточная Армения вошла в состав России, иранские армяне возвращались на свою родину, включая Карабах. Частично эти земли уже были заняты азербайджанцами. Возникала территориальная и этническая чересполосица. Но губернское деление в Закавказье пресекало в зародыше национальную рознь и не допускало и намека на национальные автономии.
Основной причиной незатухающей войны между Арменией и Азербайджаном считается Нагорный Карабах. Карабах – пограничная область, она имеет как равнинную, так и нагорную часть. И если на равнине традиционно жили азербайджанцы, то в Нагорном Карабахе преобладало армянское население.
Очередное обострение произошло в 1987 году. Среди карабахских армян возросло недовольство политикой Азербайджанской ССР. После длительного конфликта местные власти приняли решение о выходе из состава Азербайджана. В 1991 году начались военные действия, которые привели к большим потерям с обеих сторон.
С тех пор этот конфликт так и не был исчерпан, но находился в стадии затишья. Несколько раз при этом возникали локальные конфликты. И сегодня эта неоконченная война продолжается. Азербайджан настаивает на своей территориальной целостности и возвращении утраченных территорий. Армения представляет интересы непризнанной Нагорно-Карабахской республики, так как та не может являться стороной переговоров.
Отдельный вопрос – транспортное сообщение между Арменией и Нагорным Карабахом, где 90% населения – армяне. Если вернуться к советскому административному делению, единственным способом сообщения станет транзит через иранскую территорию. При этом Нагорный Карабах окажется во враждебном окружении: со всех сторон – территория Азербайджана. Ранее армянские войска силой захватили транспортные коридоры для соединения Карабаха с Арменией. Азербайджан пытается ликвидировать эти коридоры.
Турецкая сторона не раз заявляла, что она справедливо вернула себе в 1920-м Карс и другие земли, населенные армянами и завоеванные Россией в 1878 году. Но гора Арарат исторически не входила в состав Турции. До 1828 года это была территория Ирана. По Туркманчайскому договору, заключенному Грибоедовым, гора стала российской.
Можно понять чувства армян, которые видят без бинокля на турецкой стороне, почти вплотную к границе, панораму древней столицы Армении – города Ани. Разрушенные и сохранившиеся храмы, остаток крепостной стены. А когда в Ереване смотришь с балкона на Арарат, невольно возникает вопрос: кто виноват в потере армянами этой святой горы?
Нет смысла обвинять Ленина за союз с турецкими кемалистами: Антанта считалась куда более грозным врагом, и в борьбе с нею средств не выбирали. Нет смысла обвинять и Сталина: он пытался вернуть эти земли, не получилось. Между тем сегодня в Армении виновными считают именно большевиков. А армянское правительство дашнаков, утратившее эти земли и святыни в 1920-м, как будто ни при чем.
В заключение еще об одном проявлении турецкой русофобии. Этот сюжет можно озаглавить «Резня, которой не было». 2 ноября 1914 года Турция вступила в Первую мировую войну на стороне противников России. В 1916-м наши войска взяли турецкий город Эрзурум (или Эрзерум, как называл его Пушкин).
Сейчас это горнолыжный курорт, популярный и у российских туристов. Гуляя по городу, туристы могут добраться до скульптурного барельефа. На нем изображена дикая сцена резни жителей города русскими. Вот солдаты убивают турецких женщин и стариков. Рядом русский генерал насаживает на саблю тело младенца. По длинным усам можно опознать Николая Юденича, командующего Отдельной Кавказской армией.
Все было совсем не так. Зимой 1915 года Юденич разбил турок под Сарыкамышем. Из стотысячной турецкой армии от гибели и плена спаслась лишь треть. Но командующий проявил милость к побежденным. Он запретил присутствие в турецких городах, взятых русскими войсками, частей, укомплектованных армянскими добровольцами. Генерал опасался мести: до прихода нашей армии турки истребили более миллиона местных армян.
Читаем воспоминания полковника Александра Шнеура, служившего в штабе армии: «Неоднократно, проходя в ночное время по Эрзуруму, я слышал из темноты «рус якши» – «русские хорошие». Это можно объяснить гуманным и справедливым отношением русских войск к турецким пленным, раненым и местным жителям».
За все это турецким властям в Эрзуруме следовало бы поставить Юденичу памятник. Обидно, что вместо него красуется лживый барельеф.
Об авторе: Сергей Петрович Тюляков – член Союза журналистов Москвы