В 2021 году в России и во многих странах мира будут торжественно отмечать 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина был создан Организационный комитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий. Были выделены большие средства, в том числе и на реставрацию музейных зданий и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя. Региональные власти тех мест, где проживал и создавал свои знаменитые произведения Фёдор Михайлович, активно вносили свои предложения в проект плана юбилейных мероприятий. План утвердили, но я не нашёл в нём того, что было первоначально внесено в этот проект. Речь идёт о «Мемориализации некрополей и восстановление могил родственников и потомков Ф.М. Достоевского».
В августе 2017 года я получил ответ от представителя оргкомитета по плану мероприятий. Мне сообщили: «надеемся, что этот пункт будет утверждён и мы продолжим работу в этом направлении». К сожалению, работа в этом направлении так и не началась.
Время безжалостно обошлось с захоронениями предков и потомков писателя. Могилы его родителей, обоих сыновей, первой жены, двух братьев, всех четырёх сестёр, внука, дяди, тётушек, деда и бабушки со стороны отца и матери, и других родственников утрачены в советское время. Они исчезли в основном в 1930-е годы. А в зарубежной Европе захоронения его обеих дочерей и жены сына сохранились. Они под патронатом местных властей.
Акты этого могильного вандализма вероятнее всего были ответом на общественные и религиозные убеждения Ф.М. Достоевского. Они долгое время были не совместимы с официальной идеологией. Ленин назовёт Достоевского «архискверным писателем». Другое дело с захоронениями, например, родственников Л.Н. Толстого. В отличие от Ф.М. Достоевского Лев Толстой по выражению Ленина был «зеркалом русской революции».
Как-то неловко с такими негативными, а точнее позорными фактами
беспамятства в отношении близких родственников писателя проводить очень
торжественные юбилейные мероприятия.
Надо что-то делать! И что-то уже делается. Другой вопрос - как? Останки Марии Фёдоровны Достоевской,
матери писателя, с 1934 по 2012 год находились в фондовом подвале Музея
антропологии при МГУ. Потом их доставили на временное хранение в один
из храмов подмосковного города Зарайска. Подобная передача состоялась
без согласования с руководством Московского музея Ф.М. Достоевского и
представителями Министерства культуры РФ.
Формальным получателем останков (по документам) является Московский
государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСТИ), г.
Коломна. Потом останки получило Некоммерческое предприятие «Заповедное
Даровое». Эта организация вместе с местной епархией РПЦ планирует
создать в этом малолюдном и отдалённом от Москвы месте
«Михайло-Мариинскую обитель», в честь родителей Достоевского. Для этого
необходимо захоронить останки М.Ф. Достоевской рядом с
могилой её супруга М.А. Достоевского. Обитель создаётся недалеко от
места усадьбы Достоевских, в селе «Даровое». От усадьбы остался лишь
перестроенный флигель. А, по оценке специалистов, место погребения отца
писателя установить нельзя. Церковный погост полностью уничтожен и
перекопан. Однако на фактически произвольном месте установили кенотаф -
надгробие на символической могиле отца писателя. Рядом намереваются
захоронить и останки Марии Фёдоровны.
Подобные действия в отношении фондовой единицы государственного музея
вызывают справедливые протесты! Почему не было публичного обсуждения и
согласования с Музеем Ф.М. Достоевского в Москве?
Дело в том, что прежнее место захоронения М.Ф. Достоевской было
установлено по архивным документам. Оно в 40 шагах от действующего
московского храма. Церковная территория ограждена и охраняется, там
находится Община сестёр милосердия. Храм ранее был кладбищенской
церковью, там отпевали и хоронили Марию Фёдоровну и 15 её близких
родственников. Кладбище снесли, на её территории образовали Детский парк
отдыха. После эксгумации останков матери писателя, её гроб остался в
земле с частью мелких останков. Об этом читаем в документах эксгумации.
Поэтому у могилы М.Ф. Достоевской проходит церковная служба. Она
проходит и над другими её останками в зарайском храме. Там, у правой
стороны алтарной части храма установили деревянный крест с её портретом и
гроб с её непогребёнными останками!
Череп М.Ф. Достоевской исчез в мастерской антрополога и скульптора М.М. Герасимова. Зачем он делал по черепу реконструкцию её лица, если сохранился великолепный портрет Марии Фёдоровны? Это же не череп Ярослава Мудрого, Тимура или Ивана Грозного?
Наяву кощунство и явные интриги на костях. Следует соединить все останки и похоронить по-христиански, по-людски!
Место утраченной могилы Ф.Ф. Достоевского, сына
писателя давно установлено нашей инициативной группой. В 2017 году
сотрудники «ГУП «Ритуал» неофициально признали, что во время какой-то
инвентаризации Ваганьковского кладбища была совершена ошибка. Записали
на этом могильном месте других покойников. В течение семи лет я не мог
добиться успеха, писал обращения в адрес Союза писателей России,
депутатов Госдумы РФ и Мосгордумы, те писали в Департамент Правительства
Москвы, которому подчинены кладбища. Депутаты просили разобраться в
этом деле. Они изучили справку Экспертно-криминалистического центра МВД
РФ о исследовании старой фотографии могилы сына писателя. Я представил
эту справку. На фотографии определили надписи на соседней могиле,
которая сохранилась. Она в полуметре, слева от исчезнувшей могилы Ф.Ф.
Достоевского. Меня удивило, что никто из достоевистов и потомков
писателя не интересовался этой музейной фотографией.
На мои обращения, а также и депутатов появлялись ответные отписки, мол,
по документам инвентаризации там похоронили покойников в двух гробах и
двух урнах. И это на узком месте. В последнем запросе один депутат резко
потребовал ответа, почему столько лет после экспертизы не появились на
этом месте надписи о захоронении четырёх усопших.
И наконец, в последнем ответе уже не упоминали этих покойников.
Рекомендовали обратиться в суд, а на суде, как я понял, они признают
свою ошибку. Лёд тронулся, однако у прямых потомков сына писателя нет
печатных документов об их родстве с Ф.Ф. Достоевским. Без этого не будет
официального признания этого места могилой Ф.Ф. Достоевского и
назначения её ответственного распорядителя.
Фёдор Фёдорович Достоевский сумел спасти в Крыму (1918 год) бесценный
архив своего гениального отца. Ему чудом удалось избежать расстрела, он
успел крикнуть «Большевики поставили моему отцу памятник, а вы меня
расстреливаете». Среди чекистов нашёлся один образованный. Он остановил
расстрел словами «Отец этого буржуя был на царской каторге». Архив был
доставлен в Москву и помещён в одну из комнат Исторического музея. Там
до своей смерти в январе 1922 года тяжело больной Фёдор Фёдорович
оберегал и собирал рукописи, дневники, письма, личные вещи своих
родителей. Через шесть лет после его кончины всё это станет фондами и
появится на стендах первого в мире Музея Ф.М. Достоевского в Москве.
Ф.Ф. Достоевского похоронили на Ваганьковском кладбище за счёт
Исторического музея из-за его бедности. Его вдова, дочь и жена сына
умирли на чужбине. К тому же Ф.М. Достоевского и в послевоенные годы
продолжали официально считать реакционным писателем.
Всё это отразилось на трудной жизни Андрея Фёдоровича Достоевского,
внука писателя. Он умер в 1968 году. А за несколько месяцев до своей
кончины из Крыма останки своей бабушки А.Г. Достоевской.
Её могилу в Ялте дважды оскверняли. Её останки соединились в одной
могиле с останками Ф.М. Достоевского на некрополе Александро-Невской
Лавры в Санкт-Петербурге.
Поучительный пример для современных потомков Ф.М. Достоевского и наших
известных достоевистов. Они должны активно участвовать в восстановлении
погребения родственников великого писателя.
Источник: Литературная Россия