25 сентября около 20:50 при заходе на посадку на расстоянии двух километров от военного аэропорта Чугуева Харьковской области упал и загорелся военный самолет марки Ан-26 Ш (бортовой номер — 76) одной из воинских частей Украины. Крушение произошло во время учебного полета, после падения самолет взорвался, что привело к гибели находившихся на борту.
Всего на борту самолета было 27 человек, из них — 20 курсантов Харьковского национального университета Воздушных сил ВСУ им. Ивана Кожедуба и семь членов экипажа. В результате аварии погибли 26 военнослужащих. Руководство университета опубликовало список погибших.
По предварительной оценке специалистов, произошел отказ одного из датчиков в левом двигателе воздушного судна. То есть отказал не сам двигатель, который, как утверждают, имел в запасе более 5 тыс. летных часов до очередного ремонта, а один из его датчиков. Есть также версия, что самолет зацепился крылом за землю. Такое заявление утром 26 сентября, отвечая на вопросы журналистов на месте катастрофы, сделал министр обороны Украины А. Таран. Он отметил, что «все шло по плану, самолет выполнял тренировочные полеты для обучения курсантов, а за штурвалом находился пилот-инструктор». В ходе полета, уточнил Таран, «курсанты поочередно садились в правое кресло рядом с инструктором для получения навыков пилотирования и управления самолетом». Глава ведомства подчеркнул, что бортовой самописец находится в самолете, поэтому точные выводы о причинах можно будет сделать после анализа записанной информации.
Обозреватель А. Мельник считает, что следствие допускает несколько причин крушения воздушного судна, одна из которых предполагает возможный отказ двигателя. Государственное бюро расследований проверяет еще три версии. Среди них фигурирует и ненадлежащее исполнение обязанностей экипажем или лицами, ответственными за управление полетами, а также несоответствующее стандартам техобслуживание.
Известно, что этот борт с лета текущего года был отправлен на ремонт, который должен был продлить срок эксплуатации боевой машины еще на два года, а закончить ремонт планировалось к 1 октября. Об этом сообщило украинское издание «Страна», которое обратило внимание на сообщения специализированных авиационных СМИ. В конце июля они писали, что командование ВВС Украины заключило контракт с заводом «Антонов» на продление срока службы девяти военных самолетов. Среди них — и Ан-26 (Ш) с бортовым номером 76 (заводской номер 56-08), изготовленный в 1977 г. То есть на момент крушения самолету было 43 года.
Один из пилотов, Ашраф Мсуя, звонил матери за день до трагедии и говорил, что самолет был неисправен. «Двигатели отказывали неоднократно. Он это знал. Не жаловался, просто объяснял, что машина не до конца в исправном состоянии», — рассказала женщина. По ее словам, сын, 1991 г. рождения, окончил университет им. Кожедуба и всегда хотел быть лучшим, служить Украине.
Выживший в крушении курсант Вячеслав Золочевский не выпрыгивал из самолета, как сообщалось поначалу. «Мы его не нагружали вопросами, просто спросили, чем мы можем помочь. Сказал, что все происходило, как в компьютерной игре… Он всего не помнит, он потерял на определенном этапе сознание. После того, как он пришел в себя, он покинул обломки самолета, насколько нам сейчас понятно, и начал тушить пламя на своем коллеге. Он выжил, находясь в самолете», — заявил глава Харьковской областной администрации А. Кучер. Сейчас курсант находится в больнице с травмами средней тяжести.
* * *
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования президенту Украины в связи с гибелью людей в авиакатастрофе.
Обращение Патриарха было опубликовано на официальном сайте Московского Патриархата: «Его Превосходительству В.А. Зеленскому. Уважаемый Владимир Александрович! Болью в моем сердце отозвалась трагическая весть об авиакатастрофе в Харьковской области, в которой погибли и получили тяжелые травмы курсанты и военнослужащие украинской армии. Примите мои искренние соболезнования в связи с произошедшей трагедией. Глубоко сопереживая родным и близким погибших, молюсь об утешении скорбящих и скорейшем исцелении раненых. Всеблагий Господь да упокоит души усопших и подаст утешение всем ныне страждущим».
Патриарх также выразил соболезнования митрополиту Киевскому и всея Украины Блаженнейшему Онуфрию.
Свои соболезнования передал и начальник российской Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина генерал-полковник Г. Зибров.
Одесский протоиерей Владимир Корецкий в Фейсбуке попросил молитв о упокоении племянника Димитрия — погибшего в Чугуеве курсанта.
Поскольку некоторые православные позволили себе хулу в адрес Патриарха Кирилла за его соболезнование в связи с авиакатастрофой под Харьковом, обозреватель ресурса «Царьград» Михаил Тюренков написал в Фейсбуке: «Гибель украинских курсантов, разумеется, не должна вызывать наше злорадство. Да, эти ребята должны были пополнить ряды офицерского состава ВСУ и вполне возможно, им предстояло отдавать приказы убивать русских людей, в том числе и мирных жителей, в Донбассе. Но с другой стороны, не вина этих ребят, что они оказались гражданами такого недогосударства, как Украина, единственной внятной идеологией которого является русофобия.
Как не их вина, что в течение последнего столетия им, потомкам русских православных людей, создали ложную “украинскую” идентичность. Горе семей погибших — наше общее горе, ведь, несмотря на трагические страницы нашей новейшей истории, мы остаемся одним народом.
И глубокие сочувственные слова Патриарха Московского и всея Руси, то есть и Украины тоже, очень важное тому подтверждение».
* * *
Известно, что за несколько часов до катастрофы в сети появилось фото разбившегося позже самолета с украинскими курсантами. Снимок группы курсантов Харьковского университета Воздушных сил ВС Украины опубликовал на своей странице в Фейсбуке украинский националист из Одессы Александр Коваленко, ведущий блог «Злой Одессит».
«Так! Я не понял, а где средства индивидуальной защиты и социальное дистанцирование? Фоткаются они тут, понимаешь, а через 2 недели кому Воронеж бомбить?» — подписал он фото.
Такая «шутка» вызвала неоднозначную реакцию в комментариях к записи.
«А смешно вышло, — саркастически ответил военкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин и привел комментарий своей давней донецкой подруги Жени Марти. — «Показательные выступления в ракурсе “онижедети” — удел тех, чьи земляки не гибли под бомбежками… Это не четырнадцатый год! И пацаны осознанно шли учиться бомбить кого? Да Донбасс или Россию, других вариантов нет… Господь, видимо, был милостив — и забрал их безгрешными, пока они не успели замарать себя по локоть в крови».
Спустя час после написания данного комментария одесский националист удалил свою страницу в соцсети вместе со скандальной записью.
Есть и мнение известного киевского историка: «Скорбеть надо было немного раньше. Когда они курсантами становились».
В развитие такого суждения сказано другим человеком: «Выпускной курс штурманов-бомбардиров. Такие же определяли боевой курс на Луганск 2 июня 2014 г.».
Обратили внимание наблюдатели и на такой «бумеранг». Одним из курсантов на борту потерпевшего крушение под Чугуевом самолета был сын военного летчика, сбитого вблизи Луганска в 2014 г.
Его имя значится в списке жертв. Курсант 33-й группы летного факультета Александр Скочков сознательно поступил в Харьковский национальный университет Воздушных сил, решив следовать путем отца — штурмана Игоря Скочкова, сбитого на самолете Ил-76 вблизи столицы ЛНР при попытке доставить в Луганский аэропорт десантников ВСУ с военной техникой и боеприпасами в июне 2014 г. «Игорь гордился бы тем, что сын пошел по его стопам в тот же университет. Нет старшего Скочкова, но есть младший», — рассказывала в интервью в 2017 г. жена погибшего штурмана.
То есть следует все же понимать: парни пошли в курсанты осознанно, прекрасно понимая, что воевать придется с такими же, как и они, русскими людьми, в Донбассе.
Вряд ли курсантам также рассказали в школе и вузе, что Чугуев, расположенный на реке Северский Донец, — старинный русский город, в котором части разных родов войск и полигоны располагались и во времена Российской Империи, и во времена СССР. И основан он, по одной из версий, по указу царя Иоанна Грозного.
* * *
Украинский публицист И. Лесев на своей страничке в социальной сети дал разгромную характеристику как авиации, так и самой Украине.
«Уже сейчас свечки на аватарках и слезные речи политиков всех мастей — от районного уровня и до самого Первого. Первый, к слову, уже сегодня будет в Харьковской области. Ну как же без него? Страна должна знать (накануне выборов), как Зе печется об армии и авиации. Дальше пышные похороны, заверения в вечной памяти и… и, собственно, все. Элитка разбегается по своим кормушкам.
Но давайте прямо — падение АН-26 — это закономерность. Нет, он мог не разбиться именно вчера. Он мог разбиться позавчера. Или завтра. Но когда любой технике 40+ лет — она обречена в какой-то момент навернуться.
А что создало/приобрело украинское государство за все эти годы для своих ВВС? Ни-че-го. У Украины нет военно-воздушных сил. Украина обладает исключительно советскими летательными аппаратами — истребительными, бомбардировочными, транспортными, учебными, вот вся линейка — это made in USSR.
Да, у нас проводят какую-то модернизацию авиапарка. Проводить, кстати, начали еще со времен Януковича. МиГ-29 долопатили до уровня МиГ-29 МУ-1, учебный чехословацкий Л-39 довели до Л-39 М1, Су-25 до Су-25 М1 и так далее. Ставят новую авионику и вооружение. Это абсолютно нормальная мировая практика, потому что этим занимаются во всем мире. Каждый выпущенный самолет в течение его жизни дохимичивают по нескольку раз.
Но ремонтировать раз приобретенное 40 лет назад без закупки/производства новых образцов техники — это тупик. Да, есть совершенные системы, которые и спустя 50 лет конструкторская мысль радикально переплюнуть не смогла. Как у американцев Б-52 “Стратофортресс” или у русских Ту-160, которые пару лет назад начали опять выпускать.
Другой вопрос — а дорого ли быть авиационной державой? Чертовски дорого. Час полета на МиГ-29 — это 3,5 тонны авиатоплива. А чтобы курсант стал летчиком, ему надо налетать хотя бы 500 часов. Подготовка одного летчика — это состояние. И на Украине военных пилотов меньше, чем особо редких экземпляров животных в Красной книге.
Одновременно 40 боевых самолетов в воздух Украина сегодня точно не поднимет. Потому что нет пилотов.
И это мы говорим только о базовой эксплуатации. А сколько стоит купить новый самолет, скажем, истребитель? От 30 миллионов долларов и больше.
Итак, военная авиация — это фантастически дорого. Но тогда другой вопрос — так ли уж она нужна? Все современные вооруженные конфликты выигрывались теми, кто контролирует воздушное пространство. Все. Исключений — ноль.
Любая страна с признаками субъектности развивает боевую авиацию.
И вот Украина. …В такие черные дни возникают вопросы со сгоревшими курсантиками. Почему для них не нашлось денег на новый самолет, а на зарплату Коболеву, который получает по миллиону в день, деньги находятся? … Почему на “суспильне телебачення”, которое никто в этой стране не смотрит, включая тех бездарей, что там работают, мы тратим в год полтора ярда? Почему мы продолжаем молча смотреть, как из бюджета на откровенный распил “Стены Яценюка” продолжают капать деньги? Почему из фонда на ковид выпилили 30 ярдов гривен на дороги с непонятными подрядчиками и очень понятными откатами? ... Вот эти все “почему” — это цена жизни погибших курсантов. Они уже стали камикадзе, решив стать военными летчиками в воровском государстве. Одновременно строить ВВС и ТАК воровать невозможно.
Что дальше? Мамки погибших будут плакать до самых своих последних дней. А обладатели пафосных свечек-аватарок воздвигнут Эверест пафоса и уже с понедельника разбредутся по своим сладким схемам. Надо еще столько успеть украсть.
И никто из власти не скажет, когда в стране начнут покупать/производить новые самолеты».
* * *
В. Зеленский сообщил в ходе визита в Харьковскую область о необходимости организовать полноценную проверку состояния всей техники, которая находится на вооружении государственной армии. Кроме того, он подчеркнул, что намерен получить всю статистику по вертолетам, самолетам и другим единицам военного оборудования. Правоохранительные органы «по поручению президента проанализируют все контракты в оборонной сфере». После случившейся трагедии становится все более очевидным то, что военная техника и инфраструктура в целом в этом государстве в принципе уже устарели и нуждаются в полной замене. Какие-то единицы оборудования требуют капитального ремонта.
Киев попытается использовать крушение самолета Ан-26 в виде повода для запроса финансовой помощи у США или Евросоюза, убежден член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, эксперт по Белоруссии и Украине политолог Б. Безпалько.
Проверка, которую демонстративно распорядился провести Зеленский, уверен Безпалько, не даст адекватных результатов. «Думаю, что анализ вряд ли что-то нам покажет и уж тем более приведет к каким-то коренным изменениям. Важно понимать, что после него потребуется массовая закупка техники, на которую у украинского государства нет финансовых средств. Поэтому тотальная проверка, скорее всего, станет определенным пиар-ходом Зеленского перед населением, который таким образом попытается показать, как он заботиться об армии, особенно после трагедии. … Я не думаю, что распространенные коррупционные схемы, которые активно используются не только в украинской армии и оборонно-промышленном комплексе в целом, будут внезапно вскрыты и ликвидированы в ходе расследования. Вероятнее всего, проверка организовывается для политической показухи».
Политолог выразил сомнение, что такую помощь Украине предоставят. «Тем более, ранее глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель по итогам визита в Киев заявил Владимиру Зеленскому, что Европейский союз “не является благотворительной организацией или банкоматом”. Американцы тоже не дадут Киеву денег и не обеспечат Украину новой военной техникой», — констатировал Безпалько.
* * *
Крушение украинского Ан-26 станет поводом для провокаций против России, западные СМИ будут использовать трагедию, чтобы выставить РФ виновной в деле MH17. Об этом заявил технический эксперт Ю. Антипов.
Некоторые западные издания в своих публикациях заостряли внимание на том, что крушение было всего в 100 километрах от места дислокации подразделений ДНР и ЛНР. Портал Flight Global вовсе связал инцидент с авиакатастрофой малайзийского Boeing 777 шестилетней давности, который якобы был сбит российским ЗРК «Бук».
По мнению Антипова, крушение Ан-26 обречено на подобные провокации. Западные СМИ будут раскручивать тему пресловутого «русского следа» в этой катастрофе, которая случилась перед очередным заседанием суда по делу MH17.
«В преддверии продолжения суда, а он будет 28 сентября, противная сторона делает все движения, чтобы хоть как-то, хоть что-то притянуть за уши и хоть что-то объяснить в суде каким-то образом, почему Россия виновата и так далее. Потому что фактов, как мы видим, нет. Поэтому они начинают всякие инсинуации», — объяснил эксперт.
Он отметил, что в трагедии 25 сентября причина крушения очевидна, но даже это не помешает переводить ее в политическую плоскость. «Командир четко сказал, что проблема из-за отказа двигателя. Самолет не так далеко улетел от места дислокации, а проблема с техникой начинается тогда, когда идет усиленная работа всех узлов и агрегатов: это, как правило, на взлете и при посадке, когда двигатель работает на максимуме», — уточнил технический специалист. Заявления некоторых СМИ о возможной причастности РФ к произошедшему Антипов назвал «пустой болтовней». Он добавил, что для подобных обвинений необходимы факты, которых нет.