Трехдневным трауром Харьков провожает своего городского голову Геннадия Адольфовича Кернеса, ушедшего из жизни 17 декабря в немецкой клинике «Шарите», где он находился с сентября в тяжелом состоянии в связи с ковидом. В конце концов, отказали почки.
Человеком Кернес был нетривиальным, и мэром — весьма эффективным. Неслучайно в октябре он, даже находясь на лечении за рубежом, с большим преимуществом снова безоговорочно победил на выборах городского головы, в первом же туре.
В комментариях под новостью о смерти мэра Харькова украинские националисты устроили настоящую «пляску на костях». Самое мягкое, что можно прочесть на их страницах в соцсетях, так это фразу «На одного сепара стало меньше!».
Кернес и его уход имеют для Харькова немалое значение. Живущий ныне в Крыму журналист Константин Кеворкян отмечает, что с середины двухтысячных годов вокруг Кернеса, словно вокруг крепкой оси, крутилась жизнь города-миллионника, но после покушения 2014 года — в котором Кернес едва выжил — вопрос о его преемниках постоянно возникал в общественном пространстве. Он был действительно популярным мэром, уважаемым основной массой горожан за несомненные достижения, и они были готовы терпеливо ждать его возвращения из больницы.
Активист «Русской весны», отсидевший в застенках СБУ три с половиной года Спартак Головачев написал в Фейсбуке: «Кернес спешил сделать для Харькова многое, и успел сделать больше, чем кто-либо из мэров в истории Украины. Ему удалось заново влюбить харьковчан в цветущий город».
Сокрушается журналист Елена Райгородецкая: «Казалось, что он бессмертен. На ногах или в инвалидном кресле, он держал Харьков руками, зубами, крепким матом и цепким умом. Катастрофа для города, для “Харьковской цивилизации”. Не просто знала лично, а очень лично. Очень. Бесилась от его вывертов и фокусов, он действительно зачастую вел себя как наперсточник. Но шарик всегда оставался в пользу Харькова. Светлая память сложному и великому человеку. Не знаю, как мы будем дальше жить без тебя, Геннадий Адольфович».
Свое мнение высказал еще один активист харьковской «Русской весны», тоже побывавший в камерах СБУ, Виктор Старчиков: «Кернес был человеком сильнейшей воли, это факт, и это все знают, все, кто с ним сталкивался. Политических позиций не имел, точнее, всегда выбирал ту “что нужно”. Сильный руководитель и хозяйственник; Харьков в этом плане — лучший город Украины. Знаю, что принял православие, не знаю, насколько искренне, знаю, что помогал и точно не мешал строить храмы. Царствие Небесное Геннадию, а Бог всем судья».
Многие предчувствовали такой исход событий, ведь и до госпитализации Кернес выглядел предельно больным человеком, и поражала его способность результативно руководить мегаполисом даже в инвалидной коляске.
Напомним, что родившийся 27 июня 1959 г. в Харькове Геннадий Кернес пробыл на посту мэра 10 лет, то есть два срока, и в минувшем октябре был переизбран на третий! Много говорилось о криминальном, с советских времен, прошлом Кернеса, откуда якобы и было им унаследовано прозвище «Гепа». Тем не менее Кернес окончил Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого по специальности «правоведение». Магистр государственного управления (Харьковский государственный экономический университет). Кандидат наук в сфере государственного управления. В 1998 г. стал депутатом городского совета. Основал и возглавил внепартийную депутатскую группу «Новый Харьков — новые возможности».
В 2006 г. был избран в Харьковский горсовет по списку Партии регионов. Руководил избирательной кампанией ставшего по ее итогам мэром Михаила Добкина. Скандальное обсценное видео, в котором Кернес за кадром «наставляет» Добкина, что надо произносить и как выглядеть, набрало в Интернете миллионы просмотров.
Затем Кернес возглавил депутатский корпус, стал секретарем горсовета. Проводил реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, градостроительстве, бюджетной и социальной сферах Харькова. Инициатор разработки Стратегии развития Харькова.
Во время «евромайдана» заявил, что не позволит сносить советские памятники. (Мы не раз писали о ситуации в Харькове последних лет — со сносом и восстановлением памятника маршалу Г.К. Жукову).
28 апреля 2014 г. на Кернеса было совершено покушение — в позвоночник попала пуля снайпера, когда спортивный мэр совершал утреннюю пробежку. После лечения он появлялся на людях исключительно в инвалидной коляске, обвинив в покушении Арсена Авакова, который, напомним, был оранжевым губернатором Харьковщины при президентстве нелегитимного Ющенки.
2 июня 2019 г. в Харькове состоялся учредительный съезд новой партии «Доверяй делам», двумя сопредседателями которой были выбраны мэры Харькова и Одессы Геннадий Кернес и Геннадий Труханов.
Геннадия Кернеса похоронят 23 декабря на Почетной аллее кладбища № 2.
* * *
Ресурс Украина.ру опубликовал письмо полутора десятка представителей харьковской интеллигенции, живущих теперь по разным причинам за пределами родного города и своей родины:
«…Находясь в разных концах земного шара — от Нью-Йорка до Хайфы, от Германии до России — мы скорбим о нем, как о близком человеке. Кто-то из нас был знаком с ним лично, кто-то знал только Харьков “при Кернесе”, кто-то просто наслышан о его достижениях — но и этого достаточно, чтобы понять масштаб его личности. Построить “град на холме” из погибавшего в “лихие девяностые” города-миллионника мог только истинно преданный Харькову человек. Мы живем в США, Европе, России, и вполне объективно можем сравнивать современный уровень благоустройства Харькова и других городов мира.
Геннадий Кернес сделал город не только красивым и современным, чистым и уютным, но и построил своеобразное государство в государстве. И, как мог, обеспечил его защиту от тех, кто хотел превратить Харьков в областной город с комплексом неполноценности.
Благодаря Геннадию Адольфовичу даже недруги предпочитают жить в Харькове — пусть даже ругая город и его мэра, но не уезжая из самого комфортного в стране мегаполиса.
Кернес был живым и доступным, он никогда не бронзовел в кресле, даже инвалидном. Он не поддавался и воевал на своем фронте и своим оружием. Кто знал Кернеса, тот поймет, о чем мы говорим. Кернес сохранил, насколько мог, наш Харьков. И нас, эмигрантов разных волн эмиграции, всегда тянуло домой.
Мы запомним Геннадия Кернеса сильным, ярким, лукавым, ловким в делах. Он умел играть, отыграть назад и переиграть — в конце концов, выигрывая. Сейчас, когда он ушел, мы с ужасом понимаем, как легко разрушить харьковское чудо.
Эти дни не только скорби, но и тревоги. Из разных стран мы с тревогой смотрим на родной Харьков и тревожимся за него».
Письмо живое, человечное, с понятной тревогой за будущее родного города. Но обратим внимание и на один суровый комментарий к письму: «Я считаю, что время для коллективных писем было, когда пацанов с Рымарской хоронили. НАШ Харьков — был на похоронах. А какой-такой ”наш Харьков” сохранил и приумножил Кернес, я не знаю. И главное — для кого: для жаданов и стародубцевых?».
В самом деле: русский Донбасс встал против кровожадной необандеровщины с оружием в руках. Харьков же, вставший первым, еще до Донецка, оказался «слит», не в последнюю очередь благодаря лавированию Кернеса, которое проявилось и в упомянутых событиях на ул. Рымарской, в центре Харькова.
Тогда молодые парни, Жудов Артем Араратович, 1994 г. р., харьковчанин, и Шаров Алексей Сергеевич, 1984 г. р., житель Днепропетровска, были застрелены в ночь на 15-е марта 2014 г. Всего раненых было пятеро, включая милиционера. Все они получили ранения от пуль неонацистов, забаррикадировавшихся в ту ночь в офисе организации «Патриот Украины», Социал-национальной ассамблеи (СНА), националистической «просветительской» организации «Просвита». Той ночью «правосеки» («Правый сектор – запрещен в РФ) сначала протаранили микроавтобусом группу харьковских ополченцев у памятника Ленину, а потом скрылись в своем логове, отстреливаясь и бросая шумовые гранаты. Тогда к «правосекам» в офис для урегулирования конфликта прибыл мэр Кернес, коему следователь даже разрешил прервать домашний арест. На кадрах видеосъемки, которую скрытно вел один из «правосеков», видно, как мэр миролюбиво здоровается за руку с руководителем нацистов. Некоторые наблюдатели писали, что следует отдать Кернесу должное: дескать, вывел отморозков без боя, больше выстрелов и жертв — не было. Действительно, «правосеки» вышли из офиса, были посажены спецназом в автобус и отправлены в райотделы милиции под арест. Однако известно, что Кернес дал уйти руководителям нацистов через черный ход — в частности, Андрею Билецкому, который очень скоро стал главой нацкорпуса «Азов» (запрещен в РФ).
О том, что Геннадий Адольфович крышует нацистов «Патриота Украины» и что именно под его патронажем нацики иногда перемещались по городу с факельными шествиями, слухи ходили до того года два.
Все помнят также, как «Гепа и Допа» (Кернес и Добкин), которых многие из нас сочли «Мининым и Пожарским» смутных дней 2014 года, вдруг неожиданно «сдулись» после двух съездов депутатов советов разных уровней, которые проходили в переполненном харьковском Дворце спорта. Тогда весь Юго-Восток бывшей Украины мог устоять, не лечь под необандеровщину.
«Жадность и страх, — не без резона замечает один вдумчивый наблюдатель. — Два чувства, помешавшие в 2014 году возникнуть ХНР, и, как следствие, Новороссии. Все могло бы пойти по другому сценарию. С меньшей, гораздо меньшей кровью». Были ль тогда варианты у Кернеса и Добкина?
Выбор всегда есть. Например, они могли вообще оставаться в тени, но поддерживать протест против госпереворота, как поступили некоторые луганские местные элиты. Могли рискнуть и пойти официальным путем, как Олег Царев. Лица региональных элит нужны были не потому, что они так умны и незаменимы, а прежде всего для легализации протестов и разрастания народного сопротивления нацистам и госпереворотчикам. Тогда боевиков майдана прикрывали от зачистки тягнибоки, клички и «трупчиновы», которые гарантировали отморозкам безопасность. У населения Харькова и в целом Юго-Востока таких хранителей всего движения, увы, не обнаружилось.
* * *
После ухода Кернеса особое значение приобретает пост секретаря Харьковского горсовета. Этим секретарем теперь избран Игорь Терехов — бывший вице-мэр при Кернесе (и — вице-губернатор при Авакове!). Председателем Харьковского облсовета избран Артур Товмасян — человек, приближенный к семейству главы МВД Арсена Авакова (приятель аваковского сына); новым губернатором недавно стала Айна Тимчук, тесно связанная с Игорем Коломойским — политическим партнером Авакова.
И все это наводит на печальные мысли по поводу возможной утраты политического наследия Геннадия Кернеса, то есть окончательной победы «майдана» в Харькове.
Аналитик убежден, что истинное наследие Г. Кернеса не только в благоустроенном городе и четко налаженной работе коммунального аппарата, но и в умении держать дистанцию от киевского безумия. Не раз и не два Кернес давал понять заднепровцам, кто «в доме хозяин», что Харьков чтит своих героев, что у Харькова свой нрав и права. И умел — когда жестко, когда дипломатично — отстаивать интересы родного города.
Сможет ли новая команда (контуры которой начали определяться по результатам последних выборов) спасти Харьков от вторжения грабителей и сама удержаться от мародерства, это и есть исчерпывающий ответ на вопрос, насколько долговечно политическое наследие Геннадия Адольфовича Кернеса — многолетнего депутата Харьковского городского совета, секретаря Харьковского горсовета, харьковского городского головы и настоящего харьковчанина.
Подстраховочным вариантом для русского Харькова мог бы стать бывший мэр города, предшественник и друг Геннадия Кернеса Михаил Добкин, однако он снял свою кандидатуру за 20 дней до выборов мэра.
Юрист Татьяна Монтян считает, что после кончины Кернеса власть в Харькове фактически перейдет к Авакову, с которым, как полагают многие, уже договорилось окружение покойного, а новых выборов мэра в ближайшее время не будет, поскольку это невыгодно партии власти.
Эксперт высказалась в присущей ей экстремальной манере: «Харькову капец. Сейчас его захватит Собаков. Мои соболезнования харьковчанам. Все соратнички Кернеса уже легли под Собакова, тот же Терехов уже давно под него лег. Они Кернеса и держали-то в таком состоянии и всем врали, что он вот-вот вернется и все такое, чтобы успеть порешать свои делишки. Не факт, что назначат выборы мэра. Как показывает практика, эта бодяга может длиться очень, очень, очень долго. Зеле невыгодно назначать новые выборы, потому что своего кандидата у него нет. Их Кучер получил в Харькове ноль целых хрен десятых. Теоретически есть 90 дней для назначения новых выборов, но мы знаем массу примеров, когда выборы не назначали годами, если это невыгодно власть имущим… А город жалко».
Фото автора