О свободе Украинской Православной Церкви

Беседа с архимандритом Маркеллом (Павуком)

Диакон Сергий Герук  Архимандрит Маркелл (Павук) 
Автокефалия на Украине 
0
10.09.2020 219

Источник: Православие.Ru

Архимандрит Маркелл (Павук) – духовник Киевской духовной академии и семинарии, заведующий сектором заочного обучения КДАиС.

О том, что такое свобода вообще и свобода Церкви в частности, как соотносятся свобода духовная и свобода политическая, может ли христианин быть свободным в условиях политических притеснений Церкви Христовой и как складываются сегодня отношения между Украинской Православной Церковью и украинским государством, – наша беседа с отцом Маркеллом.

Архимандрит Маркелл (Павук) Архимандрит Маркелл (Павук)

– Отец Маркелл, насколько независима Украинская Православная Церковь сегодня в новых политических условиях, в послемайданный период? Как можно охарактеризовать современную ситуацию церковно-государственных отношений?

– Внешне наша Церковь свободна как никогда. Никто, например, из государственных чиновников ныне не вмешивается в кадровую политику Церкви, ее литургическую, проповедническую и хозяйственную деятельность. В советское время, да и в синодальную эпоху до революции 1917 года, все это было под жестким контролем. Однако, с другой стороны, те или иные политики, особенно в предвыборную кампанию, оказывают очень сильное давление, в первую очередь на церковную иерархию, чтобы склонить ее на свою сторону. Уже притчей во языцех стала ситуация с навязыванием под выборы президента в 2019 году так называемого томоса.

Тем не менее большинство духовенства, несмотря на давление через определенные государственные органы, с честью выдержало это испытание, а главное – сохранило свою паству. Если кто и отсеялся, то в основном не постоянные прихожане, а захожане, которые приходили в храм лишь для совершения таинств Крещения, Венчания или освятить воду, мед или зелье.

Правда, и до сих пор отдельные СМИ и некоторые представители власти своими действиями рисуют Церковь Христову в глазах общества как «врага», по отношению к которому можно применять физические методы воздействия. Такое положение вещей красноречиво говорит не только о нарушении прав и свобод верующих, но и создает в стране атмосферу избирательности, ненависти и злобы к людям с другими религиозными убеждениями. Это дискриминация по религиозному признаку, которой нет места в цивилизованном государстве.

– Если сравнивать свободу канонической Украинской Православной Церкви и свободу ПЦУ и УГКЦ, в чем разница?

– Эти структуры вроде бы пользуются внешней свободой больше, чем мы (со стороны властей их никто не притесняет и не гонит), но их состояние чем-то напоминает положение религии в СССР. То есть их духовенство все свои действия и слова должно согласовывать с генеральной линией того политического курса, по которому ныне идет наше государство.

Если наверху сказали, что «русский мир» – это плохо, то не дай Бог кому из духовенства ПЦУ и УГКЦ его похвалить или не высказать свое порицание!

Если, например, наверху сказали, что «русский мир» – это плохо, то не дай Бог кто посмеет его похвалить или не высказать свое порицание! Тебя сразу обвинят в предательстве национальных интересов, и на твое место найдут десятки людей, которые не будут отступать от «генерального курса». Наше же духовенство в вопросах своего отношения к политике имеет полную свободу, а точнее: как бы на нас ни давили, мы не хотим эти вопросы даже включать в повестку своего служения.

Для нас самое главное – это воспитать достойных граждан Отечества Небесного. Как говорит блаженный Августин, лишь достойный гражданин града Небесного может быть достойным гражданином града земного. Национальная символика, язык, культура становятся актуальными и вдохновляющими на созидательный труд лишь в том случае, когда их носители руководствуются 10 заповедями Закона Божия или хотя бы голосом совести. Если под национальными знаменами Божий закон попирается, тогда эти вещи перестают иметь сакральное значение. В таком случае, образно говоря, проще повесить черный пиратский флаг с черепом и костями. Так будет честнее…

– Скажите, отче, о какой свободе говорил Христос: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32)? И как соотнести «свободу» упомянутых конфессий с этим высказыванием Господа?

– Истина – это Сам Христос. Но познать Господа многим мешают грехи и страсти гордыни, сребролюбия, похоти, гнева. Они делают человека несвободным, рабом греха и порока.

Когда человек борется с ними и обращается ко Христу за помощью, тогда становится не декларативно, а по-настоящему свободным. А разве можно назвать свободным человека, который ни дня не может обойтись без спиртного, или который за деньги готов другим глотку перегрызть, или который из-за похоти плоти не может быть верным своей супруге, или который даже в храме строит церковную жизнь на гневе к соседнему государству?! Человека же целомудренного, трезвенного, щедрого почти невозможно подтолкнуть на какое-то беззаконное дело. Он не предаст, не подставит, не бросит в беде, не будет участвовать в сомнительных политических проектах.

Киево-Печерская Лавра сегодняКиево-Печерская Лавра сегодня

– Наши храмы захватывают, Церковь обвиняют в пророссийской направленности; дошло до того, что парламент пытался принять закон о запрещении и переименовании УПЦ (греко-католиков и адептов ПЦУ это никак не касается). Значит ли это, что мы несвободны политически, а свободны духовно?

– Думаю, в данном процессе основную роль играют не столько высокие идеалы патриотизма, сколько элементарная человеческая зависть. ПЦУ и УГКЦ страшно раздражает то, что, в отличие от них, мы после распада СССР пользуемся относительной внешней и внутренней свободой. Поэтому нас всячески обвиняют в политической заангажированности, пытаются захватывать наши храмы, обзывают нас москалями, грозятся выдворить за пределы Украины. Но парадокс духовной жизни состоит в том, что чем больше внешне нас пытаются поработить, тем больше внутренне мы становимся свободными.

Чем больше внешне нас пытаются поработить, тем больше внутренне мы становимся свободными – это парадокс духовной жизни

Внешняя свобода, на что обращал внимание еще святитель Иоанн Златоуст в IV веке, не всегда благо, ибо она может способствовать чрезмерной духовной расслабленности, и такого человека легко поработить лукавому, сделать несвободным.

– Вы говорили, что таких жалко, именно жалко, поскольку они лишены истины и свободы. Мы к ним относимся как к братьям заблудшим, а они к нам – как к врагам. Почему?

– Их жалко в первую очередь потому, что они искренне заблуждаются. Большая часть моих родственников и знакомых проживает на Западной Украине. Я знаю, что большинство галичан – это честные, щедрые и очень трудолюбивые люди, которые никогда не потерпят, чтобы в их огороде росли сорняки, а дом был грязным и перекошенным. По сравнению с другими регионами Украины, на Галичине не такой большой процент распада семей. В каждый воскресный и праздничный день люди стараются обязательно быть на богослужении в храме. И одновременно с этими несомненно положительными фактами политики системно и целенаправленно насевают здесь семена ненависти и недоверия к тем, которые хотят быть в единстве с Православной Церковью, которые молятся за Московского Патриарха. Но гнев, недоверие, подозрительность не обесценивают ли все другие их добродетели?! Поэтому их и жалко.

– Блаженнейший Онуфрий часто повторяет, что свободу человек приобретает в Боге, в борьбе с грехом в самом себе персонально. Прокомментируйте эти слова Предстоятеля, как их воплощать в жизнь христианину?

– Об этом уже шла речь чуть выше. На самом деле именно грех, а не русский, европеец или американец делают людей несвободными. Это постоянный посыл почти всех проповедей Блаженнейшего. Каждая наша исповедь освобождает нас от греха и делает способными любить не только свою семью, свой народ, государство, но и всех людей вне зависимости от национальности. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного (Гал. 3: 28). Он всех любит и желает, чтобы спаслись и наследовали Царство Небесное все, а не только отдельные народы.

– Вам, как руководителю заочного сектора Киевской духовной академии и семинарии приходится много общаться с духовенством, чаще всего приезжающим из глубинок и из-за рубежа. О чем вы говорите, какие темы волнуют их? И затрагиваете ли вы тему свободы?

– Приезжих с Востока Украины, из Донбасса в первую очередь спрашиваю, перестали ли стрелять, когда все это кровопролитие прекратится. Интересно, что сколько людей, столько и мнений. Кто-то настроен оптимистически и говорит, что мир не за горами, а кто-то пессимистично считает, что это надолго.

Те, кто служит за рубежом, говорят, что их пастве очень сложно осознать свою греховность, многие не могут потерпеть даже малейшего замечания в свою сторону. Так что тема свободы актуальна для всех.

– Православные старцы ХХ века, например Лаврентий Черниговский, говорили, что храмы откроют и будут строить в благолепии и красоте, но ходить в них будет нельзя или просто некому будет. О чем тут речь? Не о храмах ли, например, захваченных ПЦУ-шниками, ведь они стоят полупустыми? И касается ли это нашей конфессии?

– Думаю, что преподобный Лаврентий, в отличие от нас, грешников, на мир смотрел целостно. Оскудение благочестия происходит и по причине раскола, и по причине общего оскудения духовной жизни. Например, многие священники заметили, что после Майдана 2013/2014 года в несколько раз уменьшилось количество крещений, венчаний, исповедей. В какой-то мере это происходит из-за того, что отсеялись так называемые «захожане», которые приходили в храм лишь на Пасху и Рождество или ради участия в указанных выше Таинствах и требах. Для них более важными стали сплетни политиков и журналистов, нежели авторитет Церкви. Теперь за указанными требами кто-то из них идет к раскольникам, а большинство вовсе никому не доверяет и самоуверенно говорит, что у них «Бог в душе».

Пользуясь нестроениями в церковной жизни, значительно активизировали свое влияние протестанты и сектанты, которые всегда были энергичными в проповедничестве. Они через СМИ и особенно интернет сумели многим внушить пренебрежительное отношение к духовенству, а особенно к Таинствам и требам. Почти во всех православных группах в социальных сетях обязательно укореняется человек сектантского толка, который, пользуясь незнанием многими православными христианами основ вероучения, сеет свои идеи, с которыми чисто логически большинству людей сложно не согласиться.

– И вопрос несколько не по теме. Говорят, сегодня большинство студентов духовных школ стремятся остаться в городах. Так ли это, и если да, то чем это объяснить? Как соотнести этот факт со свободой, о которой говорил Христос?

– Думаю, что в данном случае их веру, свободу во Христе побеждает страстная молодость, желание устроенной комфортной жизни. К тому же мало какая красавица захочет поехать за мужем в глухое село. Но, к сожалению, приобретая мир с его страстями и похотями, такие люди теряют самое главное – сугубую благодать Божию – и становятся не благоговейными священниками, служению которых, по мысли Златоуста, завидуют даже ангелы, а обычными требоисполнителями, которым быстро надоедает их служение, которые душевно выгорают, а некоторые даже снимают с себя сан.

Крестный ход в Киеве, 2016 год Крестный ход в Киеве, 2016 год

Церковь наша благодатная и живая, ибо она создана не политиками перед очередными выборами, а Самим Христом

– И в заключение: нашу Церковь на Украине обвиняют во всех смертных грехах, в политической зависимости от России, и тем не менее она растет в численности, в количестве приходов и монастырей. Достаточно вспомнить крестные ходы, в которых принимают участие сотни тысяч человек. Неужели это все «жертвы путинской пропаганды» или всё-таки что-то другое?

– Действительно, несмотря на некоторое оскудение духовной жизни, Церковь наша благодатная и живая, ибо она создана не политиками перед очередными выборами, а Самим Христом. Людям давно надоели политические баталии, разжигание и нагнетание вражды и недоверия между православными народами. Они хотят мира, аскетического подвига, победы не над другими, а над самим собой, своими страстями. Во время крестного хода хотя бы немного можно отвлечься от житейской суеты со многими проблемами и полностью посвятить себя молитве и покаянию, свидетельству истинной веры.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Ответ на 1, prot:

Если бы в свое время МП дала автокефалию УПЦ,то не было бы никаких расколов-ни пцушников,ни томосов,а была бы еще одна православная церковь в в семействе Православия.Но кто-то этого не желал и поэтому был организован раскол.

Что это? Наивность? Непонимание?.Слепота? prot не видит,каково сейчас "семейство Православия"? Думаю,видит и знает, и это "семейство" его устраивает.

электрик / 10.09.2020 19:53

2. Наше же духовенство в вопросах своего отношения к политике имеет полную свободу, а точнее: как бы на нас ни давили, мы не хотим эти вопросы даже включать в повестку своего служения.

Разве это свобода? Такая позиция в отношении Русского мира? Вообще не касаться этого вопроса? Это и есть свобода от Русского мира.

электрик / 10.09.2020 19:48

1. Искусственный раскол

Если бы в свое время МП дала автокефалию УПЦ,то не было бы никаких расколов-ни пцушников,ни томосов,а была бы еще одна православная церковь в в семействе Православия.Но кто-то этого не желал и поэтому был организован раскол.

prot / 10.09.2020 18:35
Диакон Сергий Герук
Все статьи Диакон Сергий Герук
Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Автокефалия на Украине
«Не понаслышке знаю о притеснениях верующих»
Святейший Патриарх Кирилл и иерархи Поместных Церквей поздравили православных Украины с Воскресением Христовым
05.05.2021
«Молимся, чтобы прекратились все военные действия и действия против Церкви»
Иерархи Поместных Православных Церквей поздравили верующих УПЦ МП с Пасхой
04.05.2021
Зеленский выдал себя с потрохами
«Православный» президент Украины предложил Владимиру Путину обсудить положение УПЦ МП в Ватикане
28.04.2021
О возможной встрече В. Путина и В. Зеленского
Единственное, что может предложить лидер Украины, так мирную жизнь верующих при регистрации украинского Экзархата Русской Православной Церкви
27.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Куда движемся?
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 20:01
Исход человека из экономики
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 19:54
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от NNNN
05.05.2021 19:41
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Константин В.
05.05.2021 19:35
Белое, красное и жёлтое
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.05.2021 16:48
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
05.05.2021 12:29