itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Третья ступень «Лествицы»: странничество как совершенная форма беспристрастия

0
559
Время на чтение 5 минут

«…Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс. 38:13), – так говорит псалмопевец, размышляя о скоротечности нашей земной жизни. Было время, когда на земле жили наши прадеды. Каждый из них занимался своей работой, болел, лечился, старился. Они уступили место нашим дедам, деды – нашим отцам, отцы – нам. Пройдет немного времени, и не будет и нас на земле, и другие люди будут обитать на ней. Получается, что все мы на земле странники.

Жизнь как форма мысли

Преподобный Иоанн Лествичник считает, что ощущение себя странником рождает самую совершенную форму беспристрастного отношения к людям и вещам: «странник есть тот, кто избегает всякой привязанности, как к родным, так и к чужим». Проявлением странничества «есть не дерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысл, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины».

Лукавый дух пытается вывести подвизающегося из этого состояния искушением справа – под благим предлогом заботы о ближних или с целью проповеди Евангелия: «Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме. О спасении других не все подлежим ответу, ибо божественный апостол говорит: Темже убо кийждо нас, братие, о себе слово даст Богу (Рим. 14:12). И опять: Научая иного, себе ли не учиши (Рим. 2:21). Как бы сказал: Все ли должны мы пещись о других, не знаю; о самих же себе всячески должны мы заботиться».

Кого лукавому духу не удается искусить с правой стороны, того он берет в плен другим способом – искушением слева. Под предлогом странничества дух развивает в подвизающемся любовь к безделию и праздношатанию, а потому преподобный предупреждает:

«Странничествуя, остерегайся праздноскитающегося и сластолюбивого беса, ибо странничество дает ему повод искушать нас».

Даже естественная любовь к родителям может угашать любовь к Богу, а потому преподобный советует: «Да будет отцем твоим тот, кто может и хочет потрудиться с тобою для свержения бремени твоих грехов; а материю умиление, которое может омыть тебя от скверны; братом сотрудник и соревнитель в стремлении к горнему; сожительницу неразлучную стяжи память смерти; любезными чадами твоими да будут сердечные воздыхания; рабом да будет тебе тело твое, а друзей приобретай в Небесных Силах, которые во время исхода души могут быть полезными для тебя, если будут твоими друзьями. Сей есть род (т. е. сродство) ищущих Господа (Пс. 23:6)».

Четвертая ступень Лествицы: послушание.

Первым признаком зарождающейся в сердце человека подлинной любви является добродетель послушания. Кто не любит, тот не может слушаться или выдает лишь внешнее формальное послушание, имея несогласие и ропот в душе. Но по мере того как христианин преодолевает себя, у него появляется нелицемерное послушание. Оно одновременно является признаком зарождающейся любви и средством для её стяжания.

Преподобный Иоанн пишет, что «послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь, чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения. Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения»

Есть люди, которые утверждают, что ныне такое послушание, какое было в древности, невозможно, но тем самым невольно отрицают и возможность существования любви, которая от него рождается и в нем себя проявляет. Полностью покорить свою волю другому человеку, даже если у тебя есть к нему уважение и зарождается любовь, бывает непросто. Преподобный об этом пишет так: «Начало умерщвления и душевной воли и членов тела бывает прискорбно; средина иногда бывает с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби».

Чтобы научиться послушанию, необходимо не доверять самому себе даже тогда, когда совершаешь добрые дела, ибо и они могут быть с примесями пороков, а кто себе не доверяет, тому послушание дается легко: «Кто совершенно отвергсясамочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей».

Но прежде чем отдать себя в послушание, нужно испытать того человека, которому хочешь полностью довериться. «Когда мы, пишет прп. Иоанн, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа и без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемогострастьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

Когда же мы нашли такого человека, то уже нельзя отступать назад, даже если заметим за ним какие-то недостатки, ибо это может быть искушением лукавого: «По вступлении на поприще благочестия и повиновения, – предостерегает преподобный, уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судию, хотя, может быть, в нем как в человеке и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то, сделавшись сами судиями, не получим никакой пользы от повиновения». А чтобы небольшой соблазн от учителя не стал причиной ухода из-под послушания ему, преподобный Иоанн советует всегда помнить о его лучших сторонах: «Желающим соблюдать всегда несомненную веру к наставникам необходимо незабвенно и неизгладимо хранить в сердце своем их добродетели с тем, чтобы воспоминанием об оных заградить уста бесам, когда они станут в нас всевать к ним неверие…»

Тех, кто проявляет послушание, прп. Иоанн причисляет к исповедникам, тем самым указывая на его великую цену и на многотрудность такой добродетели: «Отцы псалмопение называют оружием, молитву стеною, непорочные слезы умывальницею, а блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа».

Начало послушания полагает искренняя исповедь, которую послушник должен быть готов принести не только перед своим наставником, но и перед всеми людьми, ибо в момент какого-нибудь испытания старые грехи могут возгореться с новой силой, а духовный наставник должен быть готов их вовремя предупредить: «Прежде всего исповедуем доброму судии нашему согрешения наши наедине; если же повелит, то и при всех, ибо язвы объявляемые не преуспевают на горшее, но исцелеют».

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Архимандрит Маркелл (Павук)
О свободе Украинской Православной Церкви
Беседа с архимандритом Маркеллом (Павуком)
10.09.2020
Как победить грех и избежать прелести?
Слово духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркелла (Павука)
22.12.2018
Почему истинная Церковь всегда гонима?
Слово духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука)
29.08.2018
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от учитель
28.09.2022 05:33
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от Василий Загляда
28.09.2022 02:30
Победа итальянских консерваторов — холодный душ для стран Евросоюза
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.09.2022 01:50
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.09.2022 00:03
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Константин В.
27.09.2022 23:02
Три вектора развития событий
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 21:33