Митрополит Феодосий (Снигирев)
За четыре дня до Пасхи один из судов города Черкассы заключил владыку Феодосия (Снигирева) под домашний арест. В этот город мы и направили свои стопы.
В последние дни Светлой седмицы довелось побывать в Черкасской епархии, управляющий которой митрополит Черкасский и Каневский Феодосий (Снигирев) находится под домашним арестом. Как известно, за четыре дня до Пасхи, 12 апреля 2023 года, Сосновский суд Черкасс заключил владыку под домашний арест на 60 дней и обязал носить электронный браслет, отслеживающий его местонахождение.
Еще до ареста архипастырь неоднократно обращался к своей пастве, призывая мужественно стоять в вере православной, разъясняя трагические события вокруг Киево-Печерской лавры в связи с рейдерскими захватами православных епархиальных соборов и приходских храмов западных регионов страны и во многих других епархиях Украинской Православной Церкви, наставлял верующих, как сохранить веру в условиях нынешних гонений.
«Политические пертурбации, происходящие в последнее время, и прессинг, и массовая пропаганда против Церкви, по существу, не влияют деструктивно на людей в наших храмах, – говорил митрополит. – Наши прихожане все прекрасно понимают, что происходит. Более того, многие из наших верующих в атмосфере давления почувствовали необходимость стать плечом друг ко другу, быть ближе и теснее. Уверен, наша Церковь в период испытаний качественно становится лучше – духовно укрепляется, исповеднически крепнет, мужает и духовно совершенствуется».
Достаточно посмотреть трогательное видеообращение православных черкасчан, размещенное в сетях, в котором они выражают поддержку, сыновнюю и дочернюю любовь дорогому митрополиту, помещенному под арест, с благодарностью отмечая его лучшие человеческие качества, пастырскую мудрость и жертвенность, его неустанную заботу о людях.
Автору этих строк, журналисту с многолетним стажем, особенно прискорбно видеть ныне, как откровенно издевательски развернута информационная кампания против канонической Церкви, где отсутствует всякая объективность и журналистская этика, по сути – оголтелая ложь, преподносимая обществу под лозунгами «патриотизма».
Профессиональная журналистика призвана к добру и миротворчеству, защите прав и свобод человека, но никак не к попранию религиозного самосознания миллионов граждан Украины, исповедующих православную веру, берущую начало в Днепровской купели со времен святого равноапостольного князя Владимира.
Хочется спросить у молодой плеяды журналистов и чиновников всех уровней, ратующих якобы о Православии в Украине и при этом попирающих законодательство и конституционные права верующих УПЦ: в какой Церкви крестились они сами, их отцы, деды и прадеды?
До раскола, учиненного в 1992 году бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) в Украине действовала единая Православная Церковь, получившая еще до распада Советского Союза статус самоуправляемой с правами широкой автономии. Прибывшему в Киев новоизбранному Предстоятелю УПЦ Митрополиту Владимиру (Сабодану; +2014) выразили поддержку и признание Украинской Православной Церкви все предстоятели Поместных Православных Церквей, включая и пресловутого Константинопольского патриарха. И все было относительно спокойно, пока политики, вопреки положениям Конституции страны об отделении Церкви от государства, не посчитали своим долгом поддерживать и создавать новые самосвятские религиозные образования.
Не менее прискорбно наблюдать, какие нелепые обвинения в светских СМИ выносятся сегодня православному духовенству УПЦ во главе с нашим епископатом, фейковые вбросы в адрес заслуженных иерархов и непосредственно в адрес Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, создавая в лице канонической Церкви образ врага.
Что нам говорит Священное Писание по этому поводу, Сам Господь? В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Завете – много говорится о клевете (Притч. 10:18; 1 Пет. 2:1). Клевета занимает настолько высокое место в списке грехов, что Бог включил запрет на нее в Десять заповедей.
Девятая заповедь гласит: «Не давай ложного свидетельства на другого» (Исх. 20:16). Ложное свидетельство включает клевету, поскольку это является распространением неправды. Клевета – это ложь со злым умыслом, а Бог ненавидит ложь (Прит. 6:16-19; 12:22). Поскольку Он является выразителем Истины (Ин. 14:6), все ложное противоречит Его природе и поэтому является омерзительным для Него.
Стряпая ложный фактаж о митрополите Феодосии, по сути, как говорят в народе, высосанный из пальца, обвиняя его чуть ли не в государственной измене, обвинители и журналисты хотя бы поинтересовались священнической деятельностью иерарха на протяжении десятилетий.
Будучи еще молодым священником, иеромонахом, настоятелем киевского храма-часовни преп. Ефросинии Полоцкой, о. Феодосий много времени посвятил просветительской и социальной работе. Открываются его многогранные способности. При приходе действовал Владимирский духовно-просветительский центр с первой в городе масштабной видео и аудиотекой духовной литературы, что было новинкой для того времени, которую потом переняли многие. С марта 2002 года священник редактировал миссионерский еженедельник «Православный Печерск», а с мая 2007 года в качестве духовника окормлял Международный православный фестиваль авторской песни «Благодатное небо». В том же году Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир (+2014) назначил игумена Феодосия ответственным секретарем Отдела по делам молодежи при Синоде УПЦ, а затем заместителем председателя Синодального отдела «Миссия духовного просвещения» и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви. Спустя несколько лет после возведения в сан архимандрита отец Феодосий был назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.
На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. избран епископом Броварским, викарием Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии. 6 января 2011 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа.
В архиерейском сане владыка Феодосий несет различные церковные послушания, но всегда на первом месте у него была и остается забота о вверенной ему пастве, о всякой душе, ищущей спасения в Церкви Христовой.
Много сил отдано им служению в Духовных школах Церкви в качестве преподавателя, доцента, а с 9 ноября 2022 г. − профессора Киевской духовной академии. Как отозвался о владыке Феодосии ректор Киевских духовных школ архиепископ Сильвестр (Стойчев): «Он архиерей с утра до вечера, и с вечера до утра, всегда – пастырь».
Свое назначение на Черкасскую кафедру владыка оценил так: «Все, что происходит в жизни человека, и особенно священнослужителя, следует воспринимать как Божию волю, а значит – смело исполнять ее. И можно надеяться на Божию помощь в этом исполнении. С таким расположением и с такой надеждой я вступаю на Черкасскую кафедру для совершения своего служения в качестве епархиального архиерея».
С первых дней своего архиерейского служения он уделил первоочередное внимание организационным вопросам жизни епархии. Была создана и активизировалась сеть епархиальных отделов всех направлений, издательская деятельность. Как подтверждение богоугодного служения владыки 17 августа 2021 г. за литургией в Киево-Печерской лавре архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий возведен Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием в сан митрополита.
Нельзя обойти еще одну деталь в биографии архипастыря. Будучи выходцем из потомственной семьи киевской интеллигенции, Денис Снигирев, мирское имя владыки, еще учась в Киевской средней школе, решил посвятить свою будущую жизнь медицине. В 1994 году он окончил медицинское училище, а далее открывалась перспектива получения высшего медицинского образования. Однако Господь призвал молодого человека к служению в Церкви Христовой.
Немалую роль в этом сыграло знакомство будущего пастыря с житием великого святителя, исповедника и чудотворца архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, который, будучи уже медицинским светилом своего времени, был призван к священническому, а затем архиерейскому служению в кровавую годину безбожного режима 1920-х годов прошлого века. Он прошел многолетние испытания в лагерях и все же был признан выдающимся хирургом, спасшим тысячи жизней во время Второй мировой войны. За уникальный медицинский труд «Очерки гнойной хирургии» был удостоен высоких государственных наград.
И что удивительно, именно с Черкассами и Черкасским краем связано имя святителя Луки. Он практиковал в одном из сел этого края, его родители жили здесь и были похоронены на месте ныне действующего черкасского кафедрального Архангело-Михайловского собора. В этом, безусловно, усматривается промысел Божий. Святителя Луку Черкасский архиерей почитает так же, как своего небесного покровителя, преподобного Феодосия Печерского.
Неслучайно с первых дней служения в Черкассах архипастырь установил прочные контакты с медицинскими учебными заведениями и клиниками. Епархия оказывает последним постоянную благотворительную помощь. А будущие медики Черкасс регулярно присутствуют на молебнах у памятника святителя Луки Крымского с барельефом его почивших и погребенных здесь родителей.
Митрополит Феодосий со студентами Черкасской медицинской академии
В епархии действует уникальная в своем роде православная гимназия, где учится более 60 детей, а в 2021 году в епархии успешно прошел организованный владыкой Феодосием Форум православных педагогов.
Можно много говорить о разносторонней деятельности талантливого иерарха, которая ярко свидетельствует о его беззаветной преданности святой апостольской Церкви и боголюбивому украинскому народу, но Господь лучше нас знает своих преданных служителей, достойно несущих святительское бремя пастырей Христовых. И время расставит все по своим местам.
Владыка Феодосий в доме милосердия Драбовского благочиния Черкасской епархии
Завершая краткие заметки о плененном ныне архипастыре, хочется процитировать еще одну мысль митрополита. В январе прошлого года, задолго до нынешних событий, в интервью одному украинскому телеканалу митрополит Феодосий так оценил церковную ситуацию в Украине, приведя аналогию с минувшим богоборческим столетием:
«В свое время, накануне страшных разрушительных событий ХХ века, святитель Игнатий (Брянчанинов) с грустью, пророчески всматриваясь в неизбежную будущую реальность, написал такие слова: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам – и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его". Многие святые, жившие в то время, предчувствовали грядущие потрясения и пророчествовали о них, пытаясь повлиять на общество, разбудить его от греховной спячки. Но при этом они смиренно склонялись перед волей Божией, видя и понимая, каким образом Господь ведет ко спасению Свой народ. Так и сейчас можно осторожно предположить, что Господь Ему одному ведомыми судьбами сможет разрешить проблему раскола Православной Церкви (и нынешних гонений, – Авт.). Да и не только эту, но и многие другие проблемы, которые люди своими действиями сделали якобы "нерешаемыми", загнали в глухой угол. Как это будет – Бог весть.
У нас перед глазами вся история ХХ века с его гражданскими катаклизмами, которая одновременно является и трагической историей нашей Церкви. Но только через трудности, скорби и лишения у многих миллионов людей смогла спасть с глаз злокачественная короста богоборчества. Когда люди уже бессильны себя исправить, когда они становятся неспособными к критической самооценке и деятельному покаянию, то вмешивается Господь.
Будем жить и надеяться, и верить, что рано или поздно снова свобода слова, мысли и религии воцарится на нашей земле. Не на словах, а на самом деле», – заключил митрополит Феодосий.
C Пасхи и до сего дня во всех храмах и монастырях Черкасчины возносится молитва «о Господине нашем, Высокопреосвященнейшем митрополите Феодосии», звучат многолетия любимому иерарху. Люди верят – Господь не оставит Своего служителя и их архипастыря.