Много раз нам, священникам-духовникам, приходится сталкиваться с такой проблемой: человек ходит в храм, старается исполнять все заповеди Божии, молится, постится, участвует в Таинствах Церкви, но никак не может освободиться от той или иной страсти, которая его постоянно донимает и мучает. Почему так бывает, даёт ответ нынешнее воскресное Евангелие.
Ко Христу подошел некий человек и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: ‟не прелюбодействуйˮ, ‟не убивайˮ, ‟не крадиˮ, ‟не лжесвидетельствуйˮ, ‟почитай отца твоего и матерь твоюˮ. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:18-27).
Что же это за богатство такое, из-за которого невозможно войти в Царствие Божие? Известно достаточно людей, которым их благосостояние не помешало стать святыми. Также все знают множество бедных, которые тем не менее святыми не становятся. По-видимому, здесь под богатством имеется в виду нечто другое.
Русское слово «богатство» во многом помогает понять, в чем здесь проблема. Препятствием в Царствие Божие для всякого человека вне зависимости от того, богат он или беден, являются пристрастия, добрые или нет, - все то, что претендует занять место Бога в нашей жизни. Это могут быть деньги, еда, спиртное, похоть плоти, почти для всех - тщеславие и гордыня, возникающие при виде своих достижений.
Кроме этих пристрастий, у каждого есть мелкие божки (кумиры), ради которых человек готов жертвовать в своей жизни очень многим. Одним из таких кумиров является политика, ныне ставшая особенно востребованной благодаря развитию информационных технологий. Тем более что участие в политике постоянно подпитывается гордыней и тщеславием - всем лестно ощутить себя ни много ни мало, а творцами истории.
Именно
это мнимое богатство призывает Христос продать и раздать нищим. Что это
значит? Необходимо вектор своей души, который был постоянно направлен
на самоугодие, перенаправить на служение Богу и людям. При этом
оказывается, что отвергнуться себя весьма непросто, а потому Христос,
видя, что богатый человек отходит от него с печалью, говорит: «Как
трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду
пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Но
это еще не все. Обратите внимание, что человек, спрашивающий о вечной
жизни, знал священный Закон и старался его исполнять, однако когда
потребовалось отказаться от своего самолюбия, он не смог этого сделать, а
отошел от Христа с печалью. Этот случай показывает, что даже исполнять
Закон, молиться, поститься, исповедоваться и причащаться Святых
Христовых Таин можно из чувства самоугождения, а не от искреннего
желания послужить Богу и людям. Святые отцы такое состояние человека
называют прелестью, но не в том значении, как понимают это слово
светские люди, а в значении духовной болезни.
В состояние прелести человек впадает, когда в Церкви начинает все делать не по благословению и не по совету с духовником, а самовольно, без послушания, теша этим свою гордыню. Подобное состояние намного опаснее, чем совершение смертных грехов, ибо в последних человек может покаяться, а выбраться из состояния прелести человеку из-за своей гордыни, которую в себе не замечает, фактически невозможно.
Все старые и новые расколы и ереси возникли именно потому, что один или несколько духовных руководителей впадали в бедственное прелестное состояние, когда человек видит лишь чужие грехи, а свои (гнев, гордыню, самолюбие, сребролюбие) не замечает. К сожалению, сейчас людей, которые находятся в группе риска и легко впадают в состояние прелести, становится все больше.
Несмотря на все обещания или угрозы, исходящие от этих прельщенных людей, да никогда не окажемся мы за бортом спасительного корабля Единой Святой Соборной и Апостольской канонической Церкви Христовой, ибо только силою и действием благодати Божией, которая здесь изобильно через святые Таинства преподается, мы сможем победить себя и свои грехи. Аминь!
Православная жизнь