Источник: Православная жизнь
Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
Все родители желают своим детям только добра, и если это верующие христиане, то, естественно, хотят, чтобы и они вели церковную жизнь. Однако очень часто бывает так, что дети ещё слушаются родителей, посещают с ними все службы, но когда становятся постарше, то в храм уже никак не идут. Почему так происходит? На этот вопрос даёт ответ воскресное Евангелие, которое читается в 12-ю неделю по Пятидесятнице (см. Мф. 19:16–26).
Ко Христу подошёл некий юноша и спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Христос сразу не дал ответ, но, чтобы показать человеческое недостоинство перед Богом, задает ему встречный вопрос: «Что ты называешь Меня благим?» И говорит: «Никто не благ, как только один Бог».
Действительно, каких бы жизненных успехов мы ни достигли, какими бы добрыми себя ни считали, на самом деле нам еще очень далеко до совершенства. Чаще всего даже то добро, которое делаем, мы совершаем с желанием выгоды для себя, для собственного благополучия и удовольствия. Но Христос хочет от нас большего. Он говорит юноше, а в его лице и всем нам – молодым и старым: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Кажется, что все предельно просто, но лукавство человеческой природы заставляет не исполнять их или делать это лишь формально. Поэтому и юноша не понимает, о каких заповедях идёт речь, и не потому, что не знает их, а потому, что исполняет их лишь поверхностно, по своекорыстию, о котором шла речь выше.
Когда же Христос даёт ответ на его вопрос и перечисляет, какие заповеди Он имеет в виду: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя – то юноша говорит Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» После такого вопроса Иисус прямо не обличает молодого человека, а пытается подвести разговор к тому, чтобы он сам понял причину своего неспокойствия. И разъясняет ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Но отречься от своего самоугодия, служения страстям юноша не смог. Он отходит от Христа с печалью.
В Евангелии объясняется и причина печали юноши: «потому что у него было большое имение». Эти слова, согласно мысли многих святых отцов Церкви, можно воспринимать или буквально, или аллегорически. То есть под большим имением возможно понимать все таланты, которые мы имеем и которые нужно употреблять для служения Богу и ближним. Кто-то из нас хороший администратор, кто-то прекрасный учитель, другой хорошо поет или играет на музыкальных инструментах, или вкусно готовит пищу, а кто-то – успешный бизнесмен. Можно этими талантами послужить Богу и людям, а можно употребить их лишь для развития своей гордыни, тщеславия, властолюбия и других страстей.
Увы, есть немало прекрасных людей, которые своими талантами не только не приносят пользу другим, но из-за гнева или скупости зарывают их в землю или даже ради наживы приносят большой вред другим. Вот почему в конце разговора Иисус сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Эти слова показались ученикам Спасителя очень суровыми, а потому они «весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» Иисус же, отвечая на их недоумение, сказал: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:16–26). Поистине, без Божией помощи мы не можем ничего сделать толком, чтобы это было полезно не только нам.
Ныне некоторые пренебрежительно относятся к церковной аскезе, молитве и постам или пытаются свести их к самому минимуму. Многие просто боятся аскезы. Ими предлагается некое альтернативное радостное христианство без креста самоотвержения. Но лишь только благодаря аскезе мы можем преодолеть свое самоугодие и употребить свои способности и дарования во благо. Тот, кто не преодолел с помощью молитвы и поста свою гордыню, гнев, похоть, не может по-настоящему радоваться и любить, быть верным мужем, женой, братом, другом, работником, служащим.
Как видим, юноша уходит от Христа не потому, что он видит впереди себя лучшую жизнь, ведь не случайно Евангелие подчеркивает, что он уходит с печалью, а потому, что он не захотел преодолеть себя, свои страсти.
Кроме страстей, к которым немало людей привыкают, многие не могут быть со Христом и уходят от Него из-за окружения, которому совершенно чужды христианские взгляды на жизнь. Над теми, кто хоть как-то выделяется из их среды, хочет жить честно и по совести, неверующие вначале насмехаются, далее начинают презирать, а потом мучить и убивать, потому что люди, живущие по-христиански, становятся живым укором их совести. Во все времена в Церкви было много мучеников и исповедников. Выдержать давление от внешних может лишь человек, который регулярно посещает храм Божий и обретает в нем надёжных друзей. Без их поддержки в трудную минуту сложно устоять против греха и тех людей, которые постоянно к нему подталкивают.
В мире очень много соблазнов, дабы искусить не только простых верующих людей, но даже избранных – епископов, священников, богословов. В эпоху интернета, когда все наши дела на виду и ничего невозможно скрыть, мы видим, что многие из них падают от искушений, как листья осенью. Так же непросто устоять против них юношам, которые по мере взросления освобождаются от родительской опеки. Не будем их сильно винить за какие-то нехорошие поступки и когда они уходят из Церкви. Лучше сделаем все для того, чтобы в трудную минуту их поддержать, дабы они в нас увидели не неумолимых судей, а по-настоящему заботливых родителей и друзей. Аминь!
Источник: Православная жизнь