«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью... Кто не любит Господа Иисуса Христа, - анафема, мара́н-афа́» (1 Кор. 16:13-14, 22). Такие слова мы слышали, дорогие братья и сестры, в апостольском чтении.
Во все времена эти слова звучат диссонансом с тем, что предлагает нам мир. В миру мы слышим постоянные призывы: расслабляйся, живи в свое удовольствие, бери от жизни все, то есть на первый план выдвигаются плотоугодие, служение своим страстям. Те пастыри и проповедники, которые призывают людей отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом, всегда оказываются изгоями общества и бывают гонимы. Об этом еще в IV веке говорил в одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст. Тем людям, которые сомневались, где подлинная вера - в Православной Церкви или у ариан, он твердо отвечал, что истинная Церковь всегда гонима.«И гонения, и скорби, и тесные обстоятельства, - говорит Златоуст, - не только не должны смущать вас, но еще (должны) радовать, так как через них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа, так сказать, изображаем (Его в себе)».
И действительно, если рассмотреть историю Церкви, начиная с проповеди святого Иоанна Крестителя и заканчивая нашими днями, то во все времена против Церкви ведется если не открытая, то незримая борьба. Не случайно святые отцы земную Церковь называют воинствующей, а небесную - торжествующей. Многие из нас еще помнят гонения советского периода. И так как диавол постоянно совершенствует свое искусство обольщения, то что-то подобное, но в более утонченной форме, наметилось в наши дни. Обо всем этом Спаситель нас таинственно предупреждает в нынешнем евангельском повествовании, притче о злых виноградарях.
«Некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (см. Мф. 21:33-39).
Виноградник - это Церковь Христова, к которой через участие в Таинствах мы все принадлежим. Хозяин виноградника - Христос, а мы - виноградари. Нам часто кажется, что Господь нас не видит, что Он как будто куда-то отлучился, и мы принимаемся своевольничать. Все начинается с малого: мы допускаем компромиссы со своей совестью, грешим, нарушаем Закон Божий, не слушаем пастырей Церкви, они перестают быть для нас авторитетом.
Ныне продолжается дискуссия, кто же был виноват в революции 1917 года и последующих жестоких гонениях. Многие историки сходятся на том, что в тех печальных событиях повинны сами пастыри, которые пасли не народ, а самих себя, и получили за это справедливую расплату.
Действительно, среди нас бывают нерадивые священники, и тогда, в первые годы испытания веры, они добровольно сняли с себя сан и стали работать извозчиками и сапожниками, лишь бы их не трогала новая власть. Но были и тысячи мучеников и исповедников, которые, несмотря на все жестокие гонения, продолжали нести свое служение Богу и людям.
Очевидно, что основной причиной всех гонений является не наше пастырское нерадение. Оно может быть лишь поводом для ищущих повода, как предупреждает апостол. Главная причина гонений - желание завладеть наследием Божиим. То есть в какой-то момент человеку начинает казаться, что не Церковь, не ее пастыри, а он сам знает, как правильно устроить свою жизнь. Зачем ходить в церковь и тратить драгоценное время на молитву, зачем жертвовать на храм, зачем терпеть и смиряться перед обидчиками, зачем уступать? На все эти вопросы он дает собственный горделивый ответ. В итоге все заканчивается открытой борьбой с Церковью и ее служителями. Ныне, например, это утонченно и хитро делается под лозунгами государственного и национального возрождения.
Каков же будет результат всего этого? Господь Сам задает такой вопрос после изложения притчи: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Ему отвечают: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (см. Мф. 21:40, 41).
Каждый может убедиться, что люди, которые отпадают от Церкви, где текут благодатные источники животворящей и вдохновляющей на жизненные свершения воды, сами навлекают на себя погибель. Не Господь их губит, ибо Он как любящий Отец желает, чтобы все спаслись и в познание истины пришли. Сам человек без благодатной помощи теряет трезвое размышление, он не способен терпеть и смиряться, хранить целомудрие и верность, прощать и любить и, в конце концов, сам себя и себе подобных истребляет. Сколько погибло ярых гонителей Церкви в тех же советских лагерях, где ранее погибали их жертвы!
После изложения притчи Господь задает вопрос, которым одновременно вселяет твердую надежду на спасение тех, кто претерпевает гонения за веру во Христа и желание твердо стоять в истине и исполнять Заповеди Божии: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21:42).
Очевидно, сколько бы гонители Церкви ни пытались ослабить и совершенно разрушить веру или навязать свою, все их усилия напрасны, потому что, как бы они ни старались, невозможно построить на земле счастливую жизнь без краеугольного камня веры Христа.
И еще одно напоминание всем нам в этот воскресный день, когда мы также празднуем отдание Преображения Господня. Даже самая большая вера может оказаться бездейственной, мертвой, разрушительной, жестко нетерпимой к инакомыслящим, если мы не накопим в своем сердце благодати Божией с помощью молитвы, поста, покаяния и причастия Святых Христовых Таин. Это мы видим на недобром примере всех тех, которые называют себя христианами, но из-за одержимости политическими страстями отпали от благодатной Церкви и оказались в расколе или секте. Без воздействия благодати человек теряет мужество, он не может выдержать не то что жестоких гонений и мучений, но даже небольшой, ничтожной напраслины или упрека со стороны окружающих его людей.
Мы веруем, что в нашей Святой Православной Церкви, в отличие от преисполненных ненавистью к нам еретиков и раскольников, присутствует полнота благодатных даров Святого Духа. А потому не будем бояться гонений, какими бы грубыми или утонченными они ни были, ибо с нами Всемогущий и Всеблагой Бог. Он не допустит искушения, которого бы мы не могли перенести.
Аминь!
Православная жизнь