Источник: Русский вестник
Большая часть жителей океанского города не знает, с чем связано это название
Имена героев флота увековечены во многих городских памятниках и названиях океанского Владивостока. Город воинской славы содержит множество глубоких символов, указующих на самые главные смыслы и устремления российской истории. Здесь много величественных мемориалов тем, кто положил душу за други своя.
Есть еще один необычный воинский памятник – памятник славным страницам русской истории 1877–1878 годов. Этот памятник – название одной горы в километре от бухты Золотой Рог – «Орлиное гнездо»…
К сожалению, большая часть жителей океанского города совсем не знает, с чем связано это название. И из миллионов жителей России мало кто сегодня расскажет что-то об обороне Шипки и о героической войне России с турками в 1877–1878 годах.
А ведь во Владивостоке до революции было не только «Орлиное гнездо», но и балканский Шипкинский перевал, поскольку многие из героев той Русско-турецкой войны потом стали созидателями морской крепости Владивосток. До появления Океанского проспекта это была главная улица-перевал от Золотого Рога вглубь полуострова Муравьева-Амурского, в район нынешней Первой речки. Тогдашний Шипкинский перевал – это ныне круто взбирающаяся вверх от бухты улица Уборевича, переходящая в Партизанский проспект (когда-то Николаевский).
Сходство Владивостокской сопки с горой Святого Николая на балканском Шипкинском перевале было обнаружено строителями морской крепости. Через тот перевал Русская армия в 1877 году должна была пройти к Константинополю. А ныне в густо застроенной владивостокской сопке с телебашней на вершине нам сложно увидеть сходство со знаменитой балканской горой. Но, когда мы едем по главной городской магистрали – проспекту 100-летия Владивостока, по направлению к этой горе, знаем, что там, за ней, за «Шипкинским перевалом», бьется духовное, культурное, административное сердце если и не Константинополя, то христианского воинского города у византийской бухты Золотой Рог.
В 1875 году турки жестоко подавили ряд восстаний, поднятых славянскими народами. Жестокость расправы вызвала возмущение и в Европе, и в России. Наша держава вступила в войну с Османской империей за свободу славянских православных народов.
«В царствование российского Императора Александра II, 7 июля 1877 года. Занятие Шипкинского перевала под начальством генерал-адъютанта Гурко. 28 декабря 1877 года пленение турецкой армии. Генерал-адъютант Святополк-Мирский, генерал-лейтенант Скобелев, под главным начальством генерал-лейтенанта Радецкого». Эта надпись на большом каменном обелиске с двуглавым орлом на вершине болгарской горы Святого Николая кратко излагает суть кровопролитных событий на Шипкинском перевале.
Русский отряд генерал-адъютанта И.В. Гурко в июле 1877 года занял болгарскую гору Святого Николая, открывающую Русской армии врата в Константинополь, затворяющие армии Сулейман-паши возможность соединиться с другими турецкими армиями. Герои Шипки вели артиллерийские бои против турок, отбивали штыковые атаки и вылазки врага, испытывали ежеминутную опасность, не имея прикрытий от разрывающихся в воздухе бомб. Защитники перевала перенесли знаменитое «шипкинское» зимнее сидение в тяжелейших природных условиях и приняли участие в кровопролитных сражениях декабря 1877 года.
В 1902 году большая делегация из России, состоящая из военных, дипломатов, общественности, журналистов – посетила торжества в Болгарии в честь освобождения от османского ига и победы в войне. Болгарская армия, родившаяся в войне 1877–1878 гг., представила собравшимся реконструкции боев на Шипке и в Шейнове.
Тогда же был освящен величественный и утонченный храм-памятник в русском стиле в память о погибших героях у подножия Шипки. Это был дар России братской Болгарии. Участвовал в мероприятиях сподвижник генерала М.Д. Скобелева генерал А.Н. Куропткин, который через полтора года, в 1904 году, прибыл на Дальний Восток и возглавил Русскую армию в начавшейся Русско-японской войне. Поехал в Болгарию и знаменитый московский журналист В.А. Гиляровский. Он оставил заметки интересные всем, кто хотел бы познакомиться с духовным смыслом названия «Орлиное гнездо» одной из гор отрога Сихоте-Алиня. Эти интересные заметки называются «Шипка. Прежде и теперь. 1877–1902».
Поднимаясь на Шипку, Гиляровский записал: « “Орлиное гнездо” над нами. Это груда скал, каким-то чудом держащаяся на заоблачной вершине скал, торчащих кверху, висящих над безднами. Это высшая позиция русских войск…» Писал он это с высоты 1185 метров, когда утренние облака цеплялись за гору и делали влажной всю одежду. Вершина владивостокского "Орлиного гнезда" достигает высоты 199 метров. Облака не зацепляются за эту гору, но часто весной и летом ее застилают сырые туманы.
«Я поднялся на высокую точку, на каменное “Орлиное гнездо”. Здесь ни куска земли, ни признака растительности. На высшей его точке крест. Отсюда вид поразительный. Балканский хребет с сотнями отдельных вершин лежит подо мной, и смотришь на эти горы сверху, как на рельефную карту…
А все эти позиции, раскинутые подо мною, – грандиозная могила 12 000 убитых… Не считая замерзших зимой и без вести пропавших в бездонных пропастях…»
Кстати, во время реконструкции боя в Шейнове Гиляровский встретился с одним из участников шипкинских боев, сохранившихся и выживших после падения с высоты «Орлиного гнезда» в бездну. Это был турок из войска Сулейман-паши, который лицом к лицу встретился с героическими защитниками «Орлиного гнезда» и после своего невероятного спасения, очень полюбил русских.
Он рассказал журналисту свою удивительную историю: «…Тогда я был в войске Сулеймана-паши, и вот здесь, – он указал себе под ноги, – здесь, на этом самом месте, я ел землю…
Сулейман-паша во что бы то ни стало хотел взять Шипкинский проход и завладеть отвесными скалами “Орлиного гнезда”. Это было подвигом невозможным! Тогда упорный Сулейман вызвал три тысячи охотников для этой цели и “заклял” их. <…>
И взял он с охотников клятву, что ни один из них не останется в живых, если не будет на вершине “Орлиного гнезда”, а кто не будет там, да уцелеет, – тот будет проклят. И поклялись все охотники умереть или достигнуть недоступной вершины каменного “Орлиного гнезда”, – и ели землю… И пошли они на другой день на штурм и осталось от трех тысяч около сотни…
– И вы были на штурме? – спросил я старика.
– Я ел землю, я был на самом верху, не гребне “Орлиного гнезда”, и был сброшен оттуда… Когда у защищавшихся не было патронов, не хватало даже камней – они начали в нас бросать трупами…
На самом гребне скалы меня столкнули с трупом, я, падая, ухватился за него, и мы вместе полетели в стремнину… Я упал на труп, и это, должно быть, меня спасло… Ночью я пришел в себя <…> и ушел к морю… Я понял, что вы, русские, непобедимы… Но вы добрые люди… люблю русских…»
Кровавую атаку осуществили шипкинские герои зимой 28 декабря 1877 года. Уже сдалась Плевна. Но в Шейново разгорелся бой: русские генералы, совершив зимний переход через горы, внезапно атаковали хорошо укрепленный шейновский лагерь Сулейман-паши…»
Герои «Орлиного гнезда» пошли в атаку, которую не смог остановить враг. За полчаса атакующие потеряли 1700 человек. После победы под Шейново, как пишет Гиляровский: «...внизу шло ликование… А наверху, на заоблачных позициях, крутила метель, но сквозь свист и вой урагана слышалось радостное, могучее "ура!" победителей. Они знали, что теперь "На Шипке – все спокойно!"»
Шипкинский перевал – самый удобный и быстрый путь к Константинополю через Балканский хребет, разделивший Болгарию. Им прошла победоносная армия Императора Александра II и болгарские ополченцы к Константинополю – древнему христианскому столичному городу, плененному Османской империей.
В той войне для тысяч наших великих предков-героев Шипкинский перевал стал самым коротким путем в Царствие небесное. Верим, что они заслужили и стяжали вход в это Царство через выполнение Божиих заповедей – возлюбить Бога и ближнего паче самих себя. Они отдали жизни за други своя, за свободу братских православных народов. И в память об этих героях и о нашей славной истории в городе Владивостоке есть прекрасный памятник – гора с многозначащим для русского сердца именем «Орлиное гнездо».
В.Н.РОМАНОВА,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Источник: Русский вестник