Американская жизнь глазами иеромонаха из Киева

Автокефалия на Украине  Бывший СССР 
0
736
Время на чтение 13 минут

Иеромонах Анатолий (Кимбирский) Иеромонах Анатолий (Кимбирский)

Храм Святого Тихона Задонского в Сан-Франциско расположен в северо-западной части города, примерно в 20 минутах ходьбы от кафедрального собора РПЦЗ. Сама церковь занимает часть довольно большого здания, в котором, помимо храма, находятся служебные квартиры духовенства, канцелярия правящего архиерея Сан-Францисской епархии РПЦЗ, а также небольшой музей, посвящённый святителю Иоанну (Максимовичу). Именно архиепископом Иоанном, просиявшим своим милосердием и состраданием в разных уголках нашей планеты, была основана Тихоновская церковь в 1951-м году.

Нынешний причт Церкви немногочисленный: в ней служат епископ Феодосий (Иващенко), викарий Сан-Францисской епархии, иеромонах Анатолий (Кимбирский) и диакон Николай Шарков. Основную нагрузку приходского служения несёт сейчас отец Анатолий (владыка Феодосий нередко находится в разъездах); именно с отцом Анатолием я общался во время своего приезда в Калифорнию. Сам батюшка живёт в США не так и долго, с декабря 2016 года. Большая часть его жизни и служения прошли на территории Украины, а в Сан-Франциско он прибыл из Киево-Печерской лавры.

В беседе с отцом Анатолием я затронул темы, связанные с его приходом к вере, служением на Украине и в США, а также оценкой нынешнего развития Православия в Калифорнии.

– Я родился в совершенно нерелигиозной семье, мои родители никогда не ходили в церковь, – рассказал иеромонах Анатолий. – Нас трое у родителей, у меня ещё старшие брат и сестра. И я первый в семье стал ходить в церковь – для родителей это даже было очень неожиданно. Правда, через некоторое время и родители, и брат с сестрой пришли к вере. Но вначале родители были шокированы тем, что я стал таким ревностным прихожанином.

– Что же привело вас к вере?

Настоятель подошёл ко мне. Не спросив даже моего имени, говорит прямо в лоб: хочешь быть священником?

– В своё время, когда я ничего ещё не понимал в духовности, но познавал мир, искал правду, читал различную литературу, мне попалась «Исповедь» Августина Аврелия. Она меня очень впечатлила, я стал о многом задумываться, размышлять. Затем, когда я был уже в Харькове студентом Инженерно-педагогической академии, мне запомнились слова одного из наших доцентов, Олега Дмитриевича Пташного. Он читал курс высшей математики. Помню, мы проходили векторную теорию, и Олег Дмитриевич размышлял о строении вектора, о строении мира. Он тогда сказал аудитории: чем больше я вникал в математику, чем больше я познавал эти сложные процессы, взаимосвязи, тем больше я понимал, что не может это всё случайно существовать, что есть какая-то высшая взаимосвязь, что в этом есть рука Божия. Олег Дмитриевич сказал это при всей аудитории.

Мне его слова как-то очень запомнились, запали в душу. И я тогда стал ходить в храм, появилось какое-то рвение, горение в сердце, желание быть на службе. Так что моё воцерковление началось с Харькова, я посещал там службы в Благовещенском соборе и в Покровском монастыре.

– Но далеко не каждый человек, приходящий в Церковь, избирает стезю священства. Что вас подвигло принять священный сан?

– Со мной произошла такая интересная история: когда я приехал в свой родной город, Светловодск Кировоградской области, и пришёл в храм (в котором до этого никогда не был), то в самом конце службы ко мне подошёл работник и попросил немного задержаться, так как со мной хотел поговорить настоятель. Я думаю: что он от меня хочет, ведь ни я его не знаю, ни он меня. Служба закончилась, настоятель подошёл ко мне. Не спросив даже моего имени, говорит прямо в лоб: хочешь быть священником? Конечно, у меня возник лёгкий шок, смущение, я не знал, что ответить. Хотя мысли о священстве у меня были. Я и говорю: не знаю, что вам сказать, но, если честно, хочу. Настоятель и отвечает: у тебя это желание прямо-таки на лбу написано. Видимо, воля Божия проявилась через эти слова настоятеля, отца Александра. Потом в его храме я прослужил 5 лет, сразу после моего рукоположения в 2001-м году.

– Видите, такое желание у вас подспудно было и до чудесной встречи с отцом Александром?

– Да, я и раньше размышлял о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, мне это нравилось. Хотя, наверное, на первом месте были мысли о том, как работать, как семью содержать. Я рано женился, в 20 лет, и ребёнок у меня родился, когда мне был 21 год.

Сейчас, спустя многие годы, когда моя семья распалась, я понимаю, что, возможно, лучше было бы жениться позже. Тогда бы я, наверное, меньше сделал ошибок; более осознанно относился к семье, своему выбору, своим поступкам. Сейчас, конечно, мне есть что рассказать людям, что посоветовать, от чего уберечь на основании своего опыта. Это всё немаловажно в пастырской практике.

– Отец Анатолий, наверное, во всей этой ситуации важно то, что, невзирая на распад семьи, вы не ушли из священства, сделали важный шаг, приняв монашество.

– Да, я какое-то время служил в Киеве, в Москве, как обычный священник, а уже в 2014-м году, в Киево-Печерской лавре, меня постригли в иноческий чин. Мне очень полюбилась лавра – она для меня как родина, как мать, которую нельзя забыть. Конечно, я не сразу пришёл к монашеству, но этому поспособствовало то, что мне нравились богослужения в монастырях. И для меня время пребывания в лавре – самое лучшее за все годы моего служения. Здесь мои самые яркие воспоминания, самые глубокие переживания – душевные, молитвенные.

Мне очень полюбилась лавра – она для меня как родина, как мать, которую нельзя забыть

– А как получилось, что из Киева, из лавры, вы уехали в США?

– Живя в лавре и неся послушание помощника эконома, я как-то о Штатах и не думал. Но в 2016-м году владыка Феодосий (мы с ним были и ранее знакомы — владыка нередко бывал в Киеве) попросил меня помочь в Сан-Франциско. Всё-таки в Америке ощущается нехватка православного духовенства. Я согласился на просьбу епископа Феодосия; вначале пробыл в США несколько месяцев, как и разрешено по гостевой визе. А потом меня пригласили на постоянной основе, по рабочей религиозной визе. Понятно, что все эти моменты согласовывались с митрополитом Павлом, наместником лавры.

Иеромонах Анатолий (Кимбирский) Иеромонах Анатолий (Кимбирский)

– Вы служили на Украине и немного в России, а потом переехали в Штаты — страну совсем с другой культурой, языком, традициями. Ощутили ли вы какую-то принципиальную разницу — например, в плане отношения прихожан к священнику, посещения богослужений и так далее?

– Я хотел бы, прежде всего, отметить, что в плане богослужений церковь Св. Тихона Задонского мало отличается от того, к чему я привык в Киеве. Мы здесь служим в основном на церковнославянском, английский язык используем немного. Всё-таки наше духовенство приезжее (и владыка, и я), поэтому нам было бы сложнее служить на английском, нежели духовенству кафедрального собора, где практически все священники родились в Северной Америке. И наши прихожане в основном русскоязычные, хотя есть и несколько американцев. Но этим американцам нравятся службы на церковнославянском, они никогда не просили перейти на английский язык. Правда, в целом к нам немного приходит людей, обычно на воскресной литургии человек 30 молится. На вечерних службах (обидно это признавать) порой, бывает, открываю царские врата на возглас, смотрю – в храме никого или 1–2 человека.

Да, я и в Европе замечал такую печальную тенденцию: очень мало людей приходит на вечерние богослужения – например, на всенощное бдение перед воскресной литургией.

– Вообще-то первые эмигранты, приехавшие в Калифорнию после войны, были очень ревностными прихожанами, они много сил и средств вкладывали в созидание храмов. Их дети уже немного отошли от веры. Постсоветская эмиграция, понятно, была не очень религиозная, так как люди выросли в атеистическом государстве. Но меня поражает то, что в церковь не желают ходить люди, которые воспитывались уже после развала СССР. В Калифорнии всё же немало людей грамотных, образованных, имеющих несколько образований, учёные степени (те же работники Кремниевой долины). Но когда говоришь с ними о Боге, то выявляются какие-то странные предрассудки, страхи. Вот, у человека возникли трудности, я предлагаю ему помолиться. А он отвечает: как я буду молиться святителю Иоанну, если он уже умер? Или говорит: а вдруг я помолюсь, и владыка у меня ещё больше заберёт — мой бизнес, мои деньги? Такое встречается удивительное духовное невежество, хотя люди здравые, образованные, и в целом хорошие, порядочные.

А вдруг я помолюсь, и владыка у меня ещё больше заберёт — мой бизнес, мои деньги?

– Вам самому тяжело было привыкать к особенностям американской жизни?

– На самом деле для меня стало приятной неожиданностью, что, приехав сюда, я даже как-то не понял, где нахожусь. Во-первых, окружение было русское, со всеми я общался на русском языке. Во-вторых, богослужения такие же. Люди здесь добрые, относятся хорошо. Даже говорят, что в Америке епископы добрее. И это правда. Всё-таки Православная Церковь в США – это Церковь меньшинства, она не имеет такой финансовой устроенности, как, например, в России или Украине, она не имеет поддержки со стороны государства. И когда архиереи находятся в более трудном положении, в большей зависимости от обычных людей, тогда они ведут себя скромнее, проще, и с ними легче разговаривать. Хотя и у нас в Киеве хорошие владыки. Тот же Митрополит Онуфрий, Предстоятель УПЦ, – святой жизни человек.

– Мне тоже показалось, что владыка Онуфрий достаточно открыт для народа. Помню, 4 года назад я был в Киеве на вечернем богослужении в лавре – и Митрополит Онуфрий тогда лично всех молящихся помазывал освященным елеем. На службе было огромное количество людей, и все могли подойти к нему, причём я даже никакой охраны не заметил.

Для духовенства важно не задирать нос, помнить, для кого мы поставлены

– Всё-таки для духовенства важно не задирать нос, помнить, для кого мы поставлены. Я сам иногда приходил на службы как мирянин, становился в конце храма, чтобы увидеть, что люди чувствуют, каково им молиться. Конечно, нам, священникам, дана благодать молиться в алтаре, но никогда нельзя забывать о тех, кто стоит позади нас, за иконостасом. В Штатах, кстати, отношение к духовенству более спокойное, может, даже более критично-размышляющее. Всё-таки в России или на Украине, если человек спрашивает совета, и ему, к примеру, говоришь: ешь яблоки каждый день – и через неделю всё будет у тебя хорошо, – то человек обычно соглашается и больше вопросов не задаёт. А в Штатах люди могут спросить: хорошо, я буду так делать, но вы можете объяснить, зачем это надо? И сколько яблок есть, какой будет эффект? Причём говорят это не вызывающе, но искренне хотят знать, получить ответ. В России могли бы даже сказать: вот, непослушание, – но здесь таких конфликтов не возникает. Люди искренне интересуются, анализируют, хотят узнать. Поэтому у священника должен быть немалый багаж знаний, чтобы всё разъяснить и растолковать. Наверное, в Штатах нет такого полуобожествления фигуры священника, которое иногда встречается в России и на Украине.

– Но в США, видимо, и священники хорошо понимают, что основное финансирование прихода идёт почти исключительно за счёт прихожан?

– Да, поступают пожертвования, взносы от членов прихода. Хотя все храмовые здания, построенные в Сан-Франциско, были возведены благодаря стараниям предыдущих поколений. Здесь при приходах существуют сестричества — женщины готовят еду и приносят, например, священникам или другим прихожанам. Такая помощь тоже имеет значение.

Приют с храмом свт. Тихона Задонского. Фото: О. Чудова / Православие.Ru Приют с храмом свт. Тихона Задонского. Фото: О. Чудова / Православие.Ru

– Но в любом случае большинству священников приходится трудиться на светской работе?

– Да, большинству приходится работать, причём иногда это работа физически тяжёлая и не так хорошо оплачиваемая. Здесь, конечно, возникают определённые сложности, так как священнику нужно думать не только о приходе и прихожанах, но и о работе. То время, которое можно было бы посвятить службам и общению с прихожанами, священник вынужден посвящать светской работе. Вряд ли это хорошо, да и проблему нехватки духовенства в США такой подход тоже не решает: не все имеют возможность эффективно совмещать церковное служение с работой, к примеру, на заводе или в офисе.

– Отец Анатолий, а почему в США появилась проблема нехватки духовенства?

– Первое время здесь было много русского духовенства из числа эмигрантов. Годы брали своё, и почти все они отошли в вечность. В священный сан стали рукополагаться православные, уже родившиеся в Америке. Но среди местных не так много желающих стать священниками. Кроме этого, почти никто из духовенства не приезжает сейчас из России, Украины. Оно и понятно: ведь для священника условия здесь хуже, чем в странах с православным населением. В России, Беларуси, на Украине священнику не нужно думать ни о какой дополнительной работе: там всё хорошо, всё приносят. А в США, кроме пастырского служения, заботы о людях, о церкви, об убранстве, ты должен думать о том, как себя обеспечить. А кто хочет этим заниматься? Кто хочет приезжать, чтобы потом тратить так время? Работать, вкладываться.

Ещё одна причина, почему мало желающих принимать священный сан, – не так много у нас духовных наставников. Понятно, что любой священник всегда тянется ко Христу, но ведь есть ещё и земное устроение. Епископ, на мой взгляд, не только управленец, но и отец, к которому должен иметь возможность приходить любой священник, чтобы говорить, спрашивать советы и так далее. Почему владыку Иоанна (Максимовича) так любили? Почему тогда не было проблем со священством? Потому что люди могли прийти к нему как к отцу, поплакаться, поговорить. А если человек не может этого сделать, значит, ему некуда идти. Если ему некуда идти, то что он тогда делает? Он пытается найти что-то другое, не связанное со священством.

– Скажите, а «дарование» Константинополем украинской автокефалии как-то сказались на посещении украинцами церквей Московского Патриархата в Калифорнии?

– Никак. Здесь все знают чётко, кто куда ходит, кто куда ходил. Кто был проникнут определёнными националистическими веяниями, тот и раньше ходил в украинскую автокефальную церковь в Сан-Франциско. Украинцы, ходившие к нам в церковь, продолжают и сейчас приходить. У нас нет такого, что все поменяли отношение. Если они приняли решение, то знают, почему они приняли это решение, почему они сюда ходят и что это за Церковь. У нас нет такого – побежал сегодня в одну церковь, завтра в другую. Это безрассудство.

– А как быть с взаимоотношениями с другими юрисдикциями, ведь решение Москвы о разрыве евхаристического общения с Константинополем касается и американских земель?

– Здесь мне сложно о чём-то говорить, я не так тесно со всеми общаюсь, с греками практически не пересекался. Но в Америке, на мой взгляд, нет такого радикализма. Что я имею в виду? Вот у нас на Родине, к примеру, человек ходил в одну, а потом начал ходить в другую церковь. Нередко начинают его обвинять: всё, ты такой-сякой, предатель, мы тебя ненавидим, мы тебя знать не хотим. В США люди более лояльно относятся, спокойно, рассудительно. Да, с греками мы совместно сейчас не молимся, не причащаемся. Но это не означает, что мы не здороваемся или что мы начнём покрышки друг у друга прокалывать. Здесь нет такого, чтобы кто-то кого-то ненавидел, презирал, гнался за кем-то. Мы выполняем решение Синода, разъясняем это людям. Но по-человечески мы ни с кем не перестали общаться, в том числе с представителями Константинополя.

Мы выполняем решение Синода, разъясняем это людям. Но по-человечески мы ни с кем не перестали общаться

– Есть ли какие-то различия в нравственном поведении, морали жителей США и, скажем, родной вам Украины? Например, в наших странах широкое распространение получило блудное сожительство (так называемые «гражданские браки»), семьи распадаются, даже у верующих людей.

– У меня всё-таки есть желание сказать немало хорошего об американцах и их образе жизни. Изначально ведь Америка созидалась на христианских (протестантских) принципах. И сейчас многие американцы придерживаются строгих подходов в плане верности, сохранения семьи, воспитания детей. Здесь немало семей, в которых 5–7 детей, здесь есть понимание ответственности друг перед другом. Моя семья, как я вам уже говорил, к сожалению, разрушилась, но, слава Богу, я ступил на монашескую стезю. При этом я думаю, что без крепкой семьи не будет ни здорового общества, ни нормального будущего. Когда я преподавал в православной гимназии в Сан-Франциско, то немало беседовал с родителями моих учеников. Родители порой сами мало знают, им надо говорить, как относиться друг к другу, как вести себя с детьми. То, что мы в гимназии преподаём детям Закон Божий, рассказываем, как ходить в церковь, как молиться, – всё это останется, скорее всего, не услышанным, если не будет личного примера со стороны родителей. Вот так и растут маленькие революционеры – когда дети видят, что у родителей слова расходятся с делами.

Так вот, возвращаясь к американской ситуации, могу сказать, что здесь семьи крепче, чем, например, на Украине. Причём я не могу однозначно сказать, благодаря чему американцы сохраняют свои семьи. Конечно, лучше всего, когда люди их сохраняют по настоящей любви, по христианским ценностям, по важности понимания, что такое таинство Венчания. Всё-таки это таинство – наша ответственность перед Богом и супругой, перед детьми, которых мы воспитываем.

– Но это не всегда применимо к тем американцам, о которых вы говорите?

– Я не всегда могу сказать, что позволяет им сохранить браки, особенно перед лицом трудностей, от которых наши люди давно бы разбежались. Может быть, есть понимание сущности брака; может быть, страх перед длительными судебными процессами в случае развода. Наверное, к созданию семьи они подходят всё же более осознанно: разговаривают друг с другом, заранее договариваются о каких-то важных вещах. А не так, как у нас иногда бывает: если батюшка повенчал, то всё будет хорошо. Не обязательно.

К созданию семьи американцы подходят более осознанно: разговаривают друг с другом, заранее договариваются о каких-то важных вещах

Ведь семья – это огромнейший труд. В монастыре тоже труд, но ещё неизвестно, где и кому тяжелее. В монастыре мы терпим поношения, лишения от братии, а в семье терпим раздражение, плохое настроение супруги или непослушание детей. Везде приходится чем-то жертвовать. У нас порой люди не понимают, что такое брак, что такое умение уступать и прощать. Пример родителей тоже не всегда положительный. Я думаю, что священники обязательно должны беседовать с теми, кто собирается вступать в брак, спрашивать, каковы ожидания, цели, смысл брака для тех, кто планирует в него вступить. Для чего ты хочешь семью? Что ты ожидаешь от будущей супруги? А что она от тебя ожидает? И что будет, если она станет вести себя не так, как ты ожидаешь? Как ты себя будешь вести? Может быть, тогда бы у людей не было такого разочарования и следующей за ним безысходности, когда вместо решения проблем они бегут разводиться. В Америке это не принято (хотя разводы тоже случаются), и супруги как-то стараются держаться друг друга. В этом, конечно, немалый плюс американского общества.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Мудров
Все статьи Сергей Александрович Мудров
Автокефалия на Украине
2025 год объявлен годом политической теологии
В Институте стран СНГ состоялся круглый стол «"Соединенные штаты Антихриста" и Катехон. Итоги президентских выборов в США и их влияние ход СВО и положение Православия в Колыбели Крещения Руси»
14.11.2024
«Фактически это раскол»
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
14.11.2024
К Богу с автоматами
Как на Украине продвигают унию в канонической Церкви
12.11.2024
Два полюса украинского Православия
Митрополит Агафангел решил поздравить Трампа с победой на выборах в США
08.11.2024
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Сами украинцы вынуждены признать, что и они для Запада – не более чем разменная монета
08.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58