Кейт Дейтон. Иллюстрация: liga.net
Президент США Дональд Трамп во время избирательной кампании 2016 года не уделял особого внимания Украине, называя ее при этом «бессмысленным ярмом» Европы, где царят хаос, коррупция и экстремистские настроения. Однако ввиду последних событий Украина стала играть для Трампа одно из ключевых значений. И как следствие, на должность американского посла на Украине, которая оставалась вакантной ровно год, в Белом доме наконец-то нашли человека — выбор Вашингтона пал на генерал-лейтенанта Кейта Дейтона, занимающего пост главы Германского фонда Маршалла США (GMF).
В мае минувшего года Трамп принял решение о досрочном отзыве посла из Киева Мари Йованович, которая получила свою должность еще в президентство Барака Обамы. На протяжении целого года поверенные в делах заправляли дипломатической миссией на Украине.
Первые слухи о том, что в кресло Йованович может сесть генерал-лейтенант в отставке, появились еще в конце 2019 года. Американская пресса писала, что в Белом доме рассматриваются две возможные кандидатуры на должность посла в Киеве — помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Филипа Рикера и Кейта Дейтона. И лишь 1 мая пресс-служба Белого дома уведомила о том, что Трамп решил сделать дипломатическим представителем на Украине именно Дейтона, — теперь дело осталось за Сенатом.
Итак, что же мы знаем о предполагаемом после в Киеве? Дейтону 71 год, большую часть жизни он посвятил военной службе. Известно, что он руководил Управлением стратегии, планирования и политики Министерства сухопутных войск США, а также управлял агентурной разведкой разведывательного управления Пентагона. Более того, будучи главой группы по изучению Ирака, активно занимался подготовкой кампании «Иракская свобода» по свержению режима Саддама Хусейна. Последние годы службы Дейтон посвятил координированию безопасности США в Израиле и Палестинской автономии. Также он был военным атташе в посольстве США в Москве. Поэтому он свободно говорит на русском языке, а в вопросах развития постсоветского пространства разбирается на профессиональном уровне.
Немаловажным фактом из биографии Дейтона является то, что он выполнял роль негласного советника Михаила Саакашвили в 2008 году, когда тот еще был президентом Грузии.
В отставке Дейтон с 2010 года — именно тогда он стал у руля GMF, специализирующегося на «решении проблем региональной безопасности». В 2018 году получил пост старшего советника США по обороне на Украине.
Опрошенные EADaily собеседники уверены, что кандидатура Дейтона на посту посла в Киеве выбрана Трампом не случайно: именно с его помощью он рассчитывает снять все «украинские проблемы», чтобы переизбраться во второй раз. При этом Киеву не стоит надеяться на какие-то новые преференции от Вашингтона.
Председатель Международного совета российских соотечественников, депутат Верховной рады V—VII созывов Вадим Колесниченко считает, что проблема длительного неназначения посла США на Украине была связана именно с внутриполитическими проблемами Вашингтона: война, которую объявили демократы Трампу, не позволяла ему сконцентрироваться на этом вопросе.
«Трамп решил направить в Киев представителя Пентагона по одной простой причине — Дейтон не карьерный дипломат. До него все были дипломатами-демократами. Тем самым Трамп демонстрирует свое нежелание играть вместе с демократами, чтобы не получить подножку или удар в спину, а Дейтон будет четким служакой, четким исполнителем Трампа и политикой (с точки зрения не навредить американскому президенту) заниматься не будет», — пояснил он.
Колесниченко считает, что посылы, которые несет за собой предполагаемое отправление Дейтона в Киев, лежат на поверхности.
«Перед Дейтоном стоит задача № 1 — это сбор компромата по кандидату в президенты США от демократов Джо Байдену, который становится серьезным оппонентом Трампу, начавшему терять из-за коронавирусной проблемы значительную поддержку. Более того, задача № 2, которая стоит перед Дейтоном, заключается в том, чтобы взять под более строгий контроль со стороны Вашингтона все украинские элиты, каждая из которых стала играть свою партию», — обратил внимание политик.
В то же время, указывает Колесниченко, нельзя сбрасывать со счетов личные отношения Дейтона с Михаилом Саакашвили, который недавно получил на Украине должность главы Исполнительного комитета реформ.
«Американцы смогли продвинуть Саакашвили хоть на какую-то должность в Украине. А Саакашвили и Дейтона связывают достаточно теплые отношения по вопросу организации войны в Южной Осетии. Дейтон был негласным советником у Саакашвили, когда тот был президентом в Грузии. И эти отношения тоже имеют определенный смысл», — убежден он.
Колесниченко выразил уверенность в том, что для Украины особого значения иметь не будет, что послом туда будет отправлен Дейтон.
«Не будет кардинальных изменений в политике США по отношению к Киеву. Дополнительных денег тоже не будет. Да и как бы это ни было обидно, Украина сегодня является токсичной для стран Европы и США. И политики Украины начали осознавать, что их страну использовали всегда и сегодня стараются использовать на стороне, чтобы не замараться во всем том, что происходит там. Украина выпала из мировой повестки дня и находится на обочине. Она должна ждать, когда сильные мира сего определят развитие мирового политического консенсуса, а Украине потом предложат встраиваться либо в одну, либо в другую модель», — подытожил он.
Депутат Верховной рады V—VII созывов, председатель «Комитета спасения Украины» Владимир Олейник считает, что Трамп не мог раньше поставить на место посла в Киеве своего человека по объективным причинам.
«В Соединенных Штатах Америки двухпартийная система. Приход на президентский пост вовсе не означает управление всем государством. Трамп не обладал всей полной власти, так как есть демократы, которые оказывают ему мощное сопротивление. Процесс назначения сторонника Трампа в Украину затянулся, и это процесс объективный», — пояснил он.
В то же время Олейник считает, что тот факт, что Дейтон является военным, а не дипломатом, говорит о том, что он привык решать проблемы исключительно силовым путем, — Киев должен принять это во внимание.
«Я бы охарактеризовал Дейтона скорее как человека войны, а не мира. Если бы Трамп назначил в Украину послом дипломата, то это были бы намеки на мирное решение споров. А Дейтон привык решать вопросы исключительно силовым путем. И Киев должен это понимать», — подчеркнул он.
Олейник убежден, что политика США в отношении Украины не поменяется, но может измениться предмет торга.
«Может быть такой вариант, что Трамп захочет обострить ситуацию в районе Донбасса. Завязать большой конфликт с Россией тут не получится, но Дейтон может попытаться сторговаться за счет обострения ситуации. Трамп захочет получить союзника против Китая. И именно генерал Дейтон может сыграть ему роль помощника», — пояснил он.
Также Олейник убежден, что перед Дейтоном будет стоять еще одна задача — раскрыть коррупционный скандал, связанный с соперником Трампа Джо Байденом, который, согласно последним социологическим опросам, уже на 10% опережает действующего американского лидера.
«В Украине есть ключик, связанный с коррупцией Байдена и его сына Хантера. Зеленский ничего не делает, чтобы расследовать этот коррупционный скандал. Дейтон должен будет сделать все, чтобы раскрыть все детали коррупции Байдена», — добавил он.
В то же время Олейник убежден, что ничего хорошего ждать Украине от назначения Дейтона послом в Киев не придется.
«США рассматривают Украину исключительно как колониальное государство», — указал он.
Политолог Владимир Корнилов уверен, что Трамп очень тщательно подходил к выбору нового посла в Киеве, так как хотел найти наиболее «лояльного» для себя человека.
«Бывшая посол Йованович работала откровенно против Трампа. Он решил временно заменить ее на более лояльного дипломата Уильяма Тейлора, уже имеющего опыт работы на Украине. Но и тот оказался „с душком“, который Трампу не понравился. Ошибаться с новым назначением главе Белого дома уже было нельзя и некогда — выборы все ближе. Поэтому он тщательно отбирал и взвешивал с тем, чтобы под избирательную кампанию обеспечить себе бесперебойный и более надежный инструмент управления неспокойной территорией», — считает он.
Корнилов предполагает, что с Дейтоном Трамп связывает надежды на то, что кадровый офицер не предаст его и не нарушит иерархию управления. Политолог подчеркнул, что для Трампа крайне важно обеспечить жесткую дисциплину на «подконтрольной территории — Украине».
«Не секрет, что команда Трампа связывает с „украинским вопросом“ огромные надежды в уже начавшейся избирательной кампании. До сих пор ему приходилось для обеспечения этого направления пользоваться черным ходом — услугами Джулиани. Теперь добавится и официальный канал», — сказал он.
В свете вышесказанного Корнилов уверен, что Киеву стоит ожидать более жесткого давления со стороны американского посольства — время дипломатических переговоров кануло в небытие.
«Дейтон несколько лет назад сказал, что, несмотря на его опыт работы в дипломатических учреждениях, он был и останется артиллеристом. Вот этого Киеву и надо ожидать — командного, более нахрапистого стиля нового генерал-губернатора, который будет требовать подчинения и жесткой дисциплины. Время дипломатических переговоров и подковерных интриг уходит в прошлое. Дейтон к такому не привык», — подытожил он.
Политолог, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий убежден, что годовая пауза в назначении посла США на Украине фигурально не что иное, как пощечина Киеву персонально от Трампа за участие последнего в избирательной кампании американского президента на стороне Хиллари Клинтон.
«Украине четко показали, что в иерархии ключевых интересов хозяина Белого дома она пасется на задах», — пояснил он.
Песецкий подчеркивает, что назначение бывшего военного в чине генерал-лейтенанта на должность посла свидетельствует о продолжении ястребиной политики Вашингтона руками Киева.
«Недаром Дейтон с 2018 года был стратегическим советником Министерства обороны Украины. Надо полагать, что именно он насоветовал создание Керченского инцидента, который чуть было не привел к полномасштабному боевому столкновению армий Украины и России. Вполне очевидно, что его „повышение“ со статуса советника министра обороны до уровня посла приведет к умножению плановых провокаций по типу керченской. Так, на днях впервые американские стратегические бомбардировщики бороздили небо над Черным морем в сопровождении украинских истребителей, фактически провоцируя российских военных в Крыму. Ведь единственной целью для них в Черном море мог быть только полуостров. Совпало ли это с назначением нового посла в Киеве или стало эдакой его визитной карточкой для Москвы? Уверен, что скорее — второе», — обратил внимание он.
При этом Песецкий напоминает, что Киев мечтает вступить в НАТО.
«В качестве вступительного взноса Киев готов предоставить собственную территорию для военных баз альянса. Так что Дейтона могли назначить послом как раз под материализацию этой задачи, которая стала особо актуальной в свете возможного решения Берлина о выводе американских ядерных сил с территории Германии. Ведь если решение состоится, то США придется срочно искать страны для передислокации своих ракет. В их числе Польша, Украина и Грузия. Если первая за риск попасть под российский ядерный ответ потребует от Вашингтона миллиардных откупных, то Киев и Тбилиси могут это сделать в качестве жеста „доброй воли“. То есть задаром. Не исключаю, что новый посол США в Киеве заточен под решение этой задачи тоже», — отметил политолог.
Песецкий не сомневается, что назначение Дейтона приведет к однозначному обострению отношений Киева с Москвой.
«Не исключаю, что все это приведет к полному разрыву с балансированием на уровне прямого военного конфликта», — резюмировал он.
Эксперты сошлись во мнении, что Трамп выбрал на роль посла на Украине военного, а не дипломата с единственной целью: чтобы тот четко и оперативно выполнял указания из Вашингтона. Перед Дейтоном стоит задача «нарыть» на оппонента действующего президента Байдена максимум компромата, выведя Трампа в лидеры новой президентской гонки. Вашингтон в очередной раз сделал Украину разменной монетой в своих грязных политических играх.