Источник: Русский вестник
Белоруссию и Российскую Федерацию объединяют: история, культура, образ жизни, нравственные принципы и социальные стереотипы, этнические корни и православная вера. Но общество умело запутали в понимании собственной истории.
К сожалению, не только за ХХ век, но и за два десятилетия XXI века не было дано должной оценки советской цивилизации, ее героям и еретикам, ее достижениям и ошибкам. Что такое был военный коммунизм? Что такое были репрессии против буржуазных классов? А против священников? И не стоит списывать проблему, ссылаясь на реакцию Революции на белый террор. Военный коммунизм, отраженный в Конституции РСФСР 1918 года, был попыткой большевиков и их союзников, прежде всего идейных анархистов, осуществить уникальный социальный эксперимент, потому что они начали строить общество Будущего без государства, без права, без нравственности, без религии, без семьи… Они попытались отказаться ото всех якобы буржуазных предрассудков. Конечно, эксперимент потерпел полное поражение, и уже с 1920 года революционеры стали говорить о необходимости революционного государства, революционного права. Но это только часть преданной забвению общей белорусско-российской истории.
Остановлюсь только на одном моменте, важном для понимания корней российско-белорусского единства. Не просто так в 1961 году в Программе КПСС появился Моральный кодекс строителей коммунизма. Национально ориентированные силы в КПСС смогли закрепить в главном на тот момент документе общества светское изложение Нагорной проповеди Господа Бога Иисуса Христа. Однако, заложив в Программе надуманную цель – завершение строительства коммунизма, назначив достижение этой цели на 1980 год, а главное – сосредоточив внимание общества на повышении благосостояния человека в отрыве от его духовного развития, был запрограммирован крах советского социального эксперимента.
Осталась неисправленной и непонятой до самого момента гибели СССР главная ошибка русской попытки строительства социализма – отказ от духовно-нравственных устоев русского общества, отказ от православного стержня народного Духа. Эта ошибка учившихся у западных учителей революционеров дополняется и ныне титаническими усилиями наследников российских «февралистов», неолиберальных поклонников западной цивилизации, продолжить перекраивание России на европейский манер. И ныне, как и после февраля 1917 года, пытаются силой уничтожить корни русской цивилизации, превратить полиэтнический народ России из сложившейся единой нации во временное сообщество иванов, не помнящих родства.
Для реального сбережения в будущем наших народов необходимо укрепить Восточно-Христианскую (русскую) цивилизацию, собрать в нее историческую Россию – не только Белоруссию и Российскую Федерацию, но и Казахстан, и, возможно, ряд других сегодня независимых государств, которые добровольно захотят соединиться в одно союзное государство. Да и Украина тоже, раздираемая ныне привнесенным из Стамбула расколом Православия. Это о духовно-нравственных вопросах, которые лежат в основе российско-белорусского единства. И для великороссов, и для белорусов, как и для славян вообще, государство есть форма самоидентификации, главная цель и главный смысл публичной деятельности – в историческом процессе. В правовом или политико-правовом отношении единство наших народов должно обеспечиваться Союзным государством.
Проблемы завершения строительства Союзного Российско-Белорусского государства упираются политически в наличие или отсутствие воли правящих элит и лидеров государств, а юридически имеют конституционно-правовую природу. В этом отношении важно понимать, что государство и право «являются источниками и условиями существования друг друга». Для успешного завершения создания Союзного государства необходимо провести и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь конституционные реформы. Продемонстрирую это на примере Российской Федерации.
В тексте действующей Конституции Российской Федерации 1993 года использованы многие идеи и даже формулировки, отработанные первым российским парламентом в период 1990–1993 годов и включенные в Конституцию России до декабря 1993 года. Например, даже структура органов государства, установленная Конституцией до 1993 года, оказалась достаточно работоспособной: она позволяет российскому обществу жить, позволяет надеяться, что со временем жизнь станет лучше.
Договор 1999 года наметил создание Союзного государства, но не учредил его. В соответствии со ст. 62 Договора от 8 декабря 1999 года для конституирования Союзного государства должен быть принят Конституционный Акт учредительного характера, определяющий государственное устройство Союзного государства и его правовую основу. Разновекторность интересов именно в этих вопросах и остановила с 2000 года завершение создания российско-белорусского союзного государства. Что ж пусть ускоряется евразийская интеграция, и уже на ее основе воплощается в жизнь русский идеал – союз братских народов складывается в новое союзное государство.
Если по предметам совместного ведения нормативно-правовые акты Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам (ст. 59 Договора), то по вопросам, объявленным и в Белоруссии, и в России предметом исключительного ведения Союзного государства, правовые акты после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника (ст. 60 Договора).
Однако такая правовая позиция не может не наталкиваться на принципы ст. 4 Конституции РФ (и аналогичную статью Конституции Республики Беларусь), которая недвусмысленно провозглашает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Ни о каких решениях союзных – наднациональных органов в конституциях нет речи.
Аналогична ситуация с отсутствием конституционно-правовой основы для евразийской межгосударственной интеграции. Интеграционный конституционализм отсутствует.
Конституционная реформа в современной России назрела еще и потому, что многие из конституционных норм, требующих скорейшей корректировки, находятся в главе 1 Конституции, положения которой в соответствии со ст. 135 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием самостоятельно. Их изменение требует либо созыва Конституционного собрания, либо проведения референдума. Конечно, этот путь позволил бы радикально устранить несовершенства действующей Конституции, но он предполагает длительную работу.
Возможен и другой путь. Так, в Конституцию Франции, в ходе развития европейской интеграции, после ст. 88 о соглашениях с другими государствами, которые желают объединиться к ней с целью развития их цивилизации, включили раздел XV «О европейских сообществах и Европейском союзе». В нем в ст. ст. с 88.1 до 88.4 закреплены условия и порядок участия Франции в европейской интеграции. В Германии этому же вопросу посвящены нормы ст. ст. 23, 24 Конституции ФРГ.
По аналогии и Конституцию Российской Федерации следует дополнить новой главой. В частности, глава «Союзное государство и Евразийский Союз» может быть, например, такой:
«Ст. 79.1. В целях осуществления идеи единения народов Российская Федерация принимает участие в Союзном государстве с Республикой Беларусь и в Евразийском Экономическом Союзе в силу заключенных и одобренных Федеральным собранием межгосударственных договоров для совместной реализации некоторых своих полномочий. Президент и Правительство Российской Федерации должны всесторонне и своевременно информировать Федеральное собрание о деятельности Союзного государства и Евразийского Экономического Союза.
Однако, помимо отдельной главы, интеграционный конституционализм требует упоминания и в преамбуле Конституции, например, в формуле: «…опираясь на социально-экономическое и культурно-историческое единство народов Российской империи и Советского Союза, укрепляя Союзное государство и Евразийский Экономический Союз».
Хочу подчеркнуть: имеет смысл только такая евразийская межгосударственная интеграция, которая будет восстанавливать Российский Союз (Россию) как цивилизацию в ее культурно-духовном смысле и исторических границах.
Действительно, историческая Россия – ныне Российский Союз – реально может существовать только как духовное и политико-правовое единство славяно-тюрко-финно-угорских и кавказских народов. И государственной формой нашего единства может быть только Союзное государство, какие бы трудности ни были на пути такого реинтеграционного движения. Конституционная реформа Российской Федерации должна максимально точно обеспечивать и оформлять этот процесс.
С.Н. БАБУРИН,
президент Международной славянской
академии наук, образования,
искусств и культуры
Источник: Русский вестник