itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Преподобный Серафим Вырицкий: О том, где найти утешение в трудные времена

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России 
0
754
Время на чтение 6 минут

Источник: Союз православных жураналистов

Вырицкий старец Серафим (Муравьев). Фото: foma.ru

3 апреля Церковь празднует день памяти широко почитаемого старца Серафима Вырицкого. Нам, считающим, что мы живем в тяжелое время, есть чему поучиться у этого святого.

По времени жизни преподобного старца вполне можно отнести к нашим современникам. Тем внимательнее следует отнестись к тому, что проходя свой земной путь в совсем недавнем для нас прошлом, отец Серафим смог пройти через такие испытания, по сравнению с которыми о наших сегодняшних страхах и переживаниях даже стыдно говорить.

Пересказывать жизнеописание старца я не стану, но хотел бы поделиться некоторыми личными переживаниями.

* * *

В Вырице я был всего один раз в 2006 году. Это тихое место, окруженное сосновым лесом, где дышится особенно легко. Возле могилы отца Серафима людей не было, храм в честь Казанской иконы Богородицы пустовал и вообще вся обстановка способствовала спокойному молитвенному настрою. В тот момент я еще совершенно ничего не знал про преподобного Серафима. Теперь же, после знакомства с его житием, могу точно сказать, что оно стало для меня словесным выражением той теплоты и умиротворения, которые я чувствовал, находясь непосредственно возле могилки старца.

Часовня над могилами отца Серафима и матушки Серафимы. Фото: serafim.com.ru

Как в случае с новомучениками и исповедниками ХХ века, жизнеописание отца Серафима носит несколько протокольный характер. Оно лишено витиеватости, «елейности» и ненужного сегодняшнему читателю нагромождения красивых слов и выражений. В нем четко видно, что святость – это не какая-то данность, предопределенность или с легкостью добываемая человеком заслуга. Святость достигается потом и кровью, каждодневным подвигом, душевными и телесными страданиями и прочими испытаниями.

Святость – это не какая-то данность, предопределенность или с легкостью добываемая человеком заслуга.

Отцу Серафиму пришлось пережить действительно тяжелые времена. Помимо личных трагедий, таких как ранняя смерть родного отца, а позже и дочери, он был свидетелем двух мировых войн и революции. И здесь как-то невольно напрашивается параллель со святителем Лукой Крымским.

Давайте просто представим: постреволюционное время, начало репрессий против Церкви и духовенства, т.е. это время когда не то, что священнослужителем опасно быть, но и просто верующим. Время, подобное первым векам истории христианства, когда став членом Церкви, человек с большой долей вероятности попросту «подписывал» себе смертный приговор. Но вот, как и в первые века, все же находятся люди, несмотря на все риски, готовые ступить на стезю служения Богу.

Василий Муравьев (имя отца Серафима в миру) 29 октября 1920 года принимает монашеский постриг в Александро-Невской Лавре (т.е. находясь в самом центре революционных событий), а 15 февраля 1921 года становится священником Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Кроме того, мы знаем, что будущий святитель также пережил личную трагедию потери супруги.

Казанский храм. Фото: serafim.com.ru

Вообще жизнеописания этих двух светочей ХХ века я бы назвал «семейно-монашескими». И тот, и другой имели положительный семейный опыт, теплые отношения со своими близкими, но Господь их привел к более высокому служению. Более того, как мы знаем, супруга отца Серафима в схиме получила такое же имя, и на закате жизни жила вместе с ним в Вырице, а за немощными святыми стариками ухаживали их внучки и правнучки.

Но не только жизненным подвигом старца мы можем вдохновляться. Преподобный Серафим оставил нам и несколько наставлений, наиболее трогательное из которых, как мне кажется, его духовное завещание «От Меня это было».

Духовное завещание отца Серафима – это совершенно небольшое по объему творение – говорит о вере, пожалуй, более доходчиво, чем какие-либо рациональные доказательства.

В частных разговорах бывало так, что люди у меня спрашивали о наличии каких-либо доказательств в пользу нашей веры, существования Бога и пр. Исходя из собственных интересов и опыта преподавания апологетики, таких аргументов я могу выудить в своей памяти немало. Но я также могу сказать, что человек, как правило, приходит к Богу не на основании рациональных доводов, а переживая личную с Ним встречу в глубине своего сердца. И тут этому творению нет равных. Духовное завещание отца Серафима – это совершенно небольшое по объему творение – говорит о вере, пожалуй, более доходчиво, чем какие-либо рациональные доказательства. Это не значит, что они не имеют смысла, но они направлены к разуму, рассудку, в то время как слова вырицкого старца «бьют» прямо в сердце, проделывают «бреши» в его закостенелой «обороне» позволяя Богу «просочиться» сквозь них так, чтоб, наконец, спасти этого закоренелого грешника.

В «Поучениях» преподобного Серафима есть и эсхатологические изречения. Так, например, он говорит, что «придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Не знаю, настало ли сейчас то, о чем говорил старец, но в утешение нам маловерным он добавляет: «Господь тысячу лет будет ждать, чтобы хоть один человек спасся и не восполнил число падших ангелов».

Фрагмент надгробия старца Серафима. Фото: serafim.com.ru

Подобные наставления всегда немного пугают. Со стопроцентной точностью мы не можем сказать, что они относятся именно к нашей эпохе, но явная от них польза заключается в укреплении веры. Мы видим шаткость этого мира, шаткость отдельной человеческой жизни, а потому и единственную «опору», стержень можем найти лишь в любящем нас Боге.

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества»

Обращаясь к наследию отца Серафима, борьбу с маловерием, как мне кажется, можно было бы разделить на две части:

  • практическую и
  • теоретическую

Первая заключается в совете постоянно прибегать к чтению молитвы преподобного Ефрема Сирина, так как в ней, по слову старца, заключена вся сущность Православия, все Евангелие, ведь перед обращение к Богу известными словами мы испрашиваем у Него «помощи на приобретение свойств нового человека».

В отношении теоретической части скажу, что нам будет весьма полезно перечитывать его духовное завещание.

Вот мы сегодня много переживаем относительно назревшей эпидемии, СМИ при этом нагнетают дополнительную истерию и человеку, даже обладающему определенным «иммунитетом» против всего этого безумия, бывает сложно удержаться от тревожных мыслей. И для нас теперешних в завещании старца Серафима есть крайне полезные слова:

«Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил… Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было. Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя».

К этим словам и добавить нечего.

Пусть и жизненный подвиг и наставления вырицкого старца помогут нам укрепить нашу веру, избавиться от каких-либо ненужных страхов и тревог. Пусть реальность Бога станет для нас реальнее окружающего нас мира. Пусть наша вера-доверие, станет верой-знанием, верой-уверенностью в незыблемой и постоянной заботе о нас нашего любящего Небесного Отца.

Через творение преподобного Серафима Господь призывает: все свои переживания, боли, испытания предоставь «Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков».

Источник: Союз православных жураналистов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Коронавирус
Цивилизационный кризис российского социума
Для пробуждения самосознания русского народа надо предпринимать самые решительные меры
22.09.2022
«Пандемия стала катализатором молекулярно-генетических исследований»
По словам Владимира Путина, целостность управленческой вертикали Роспотребнадзора, готовность эффективно действовать в экстремальных условиях во многом обеспечили успех борьбы с ковидом
15.09.2022
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Почему не озвучиваются должным образом преступления США?
05.08.2022
Начинают новую вакханалию с коронавирусом?
О настораживающих заявлениях ВОЗ и Роспотребнадзора
14.07.2022
«Деятельность врачей стала менее заметной и героизированной»
ВЦИОМ представил результаты опроса россиян ко Дню медицинского работника
20.06.2022
Михалков поймал за хвост мировых заговорщиков
О практической «конспирологии» и чипизации
06.06.2022
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Каковы мотивы собянинской «ковидной амнистии»?
Может, стыдно стало московским властям за содеянное в 2020-21 годах?
26.05.2022
ВОЗ как инструмент управления и уничтожения
Истинная цель Всемирной организации здравоохранения – уменьшение количества населения земли
26.05.2022
Ревакцинация в условиях отсутствия ковида
Как приморские журналисты своим непрофессионализмом напугали зрителей
06.05.2022
И нету им покоя
Почувствовав, что Запад приподнял своё затёкшее седалище, с сумасшедшей скоростью поставляя вооружение киевской хунте, подконтрольные ВОЗ структуры решили пойти ва-банк
03.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Прохозяйничались»
Новый комментарий от Владимир22
02.10.2022 19:32
Идти по примеру ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья!
Новый комментарий от Калужанин
02.10.2022 19:30
«Какая вера – такая и жизнь»
Новый комментарий от Владимир22
02.10.2022 19:18
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.10.2022 19:14
Заседание Совета Безопасности ООН
Новый комментарий от наталья чистякова
02.10.2022 18:51
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.10.2022 18:50
Наказ Василия Шукшина
Новый комментарий от наталья чистякова
02.10.2022 18:40