Антихристианские и бесчеловечные идеи Жана Кальвина

0
3114
Время на чтение 5 минут

Источник: Православная жизнь

Понятие протестантизма очень широкое и многоплановое. Как говорится, протестант протестанту рознь. Давайте его конкретизировать, тем более и повод есть.


Фото: pravlife.org

На прошлой неделе была годовщина дня рождения французского полемиста, теолога и выдающегося деятеля Реформации Жана Кальвина. В повседневных разговорах православных христиан, если затрагивается тема протестантизма, то, как правило, речь идет либо о лютеранстве, либо о более современных деноминациях, часто также без уточнения конфессиональной принадлежности. Но, как я уже сказал, протестантизм слишком разношерстный, чтоб о нем говорить обобщенно. Вообще возникает вопрос: а зачем нам, в принципе, знать основы протестантских доктрин? Как минимум, это подталкивает к более глубокому изучению и пониманию собственной веры, а также позволяет видеть границы, которые нельзя переступать, и таким образом избежать опасности искажения православного вероучения.

Кальвинизм стал вторым по значимости (после лютеранства) реформаторским движением в недрах Католической Церкви, ставшим следствием ее внутреннего кризиса. Его географическим центром являлась Женева. Жан Кальвин был младшим современником отцов Реформации. Но нельзя смешивать протестантские движения в Германии и Швейцарии. Кальвинизм возник под определенным влиянием лютеранства, но различия между ними стали такими существенными, что каждое движение закрепилось как независимая и самостоятельная ветвь. Деятельность Жана Кальвина в Женеве была настолько значительна, что со временем он стал практически единственным правителем города. Характерной чертой его вероучения были жесткие, иногда довольно мрачные, но логически выверенные формулы, что, в общем-то, в значительной степени и обеспечило их популярность.

В принципе, если углубиться в учение кальвинистов, то несложно заметить, что его и христианским можно назвать с определенной натяжкой. В этом плане даже лютеранство стоит прилично ближе к Истине. Пожалуй, наиболее известной чертой учения Жана Кальвина стала идея о безусловном предопределении человека либо к спасению, либо к погибели. Достаточно вспомнить, что Мартин Лютер ввел мысль об оправдании человека исключительно верой, подаваемой Господом по Его усмотрению. Добрые дела здесь не имеют никакого значения для вечности, ведь человек после грехопадения утратил всякую способность творить добро, а совершаемые им добрые поступки возможны исключительно по действию Божьей благодати. Кальвин же пошел еще дальше и довел эту мысль Лютера до крайнего логического предела.

Немного повторимся, чтоб было понятней. Благодаря лютеранству формируется два условия:

1. Человек никак не может собственными усилиями привлечь Божью благодать.

2. Единственным условием спасения является вера, которая есть дар Бога.

Далее нам известно, что одни люди спасаются, другие – погибают. Значит, одним Господь подает благодать и веру, а другим – нет. При этом мы помним: человеческие усилия не имеют никакого значения и никак не влияют на загробную участь. Вот и получается, что только Бог Сам решает, кого предопределить к спасению, а кого – к погибели, причем абсолютно безотносительно к свободе человека, которой, по мысли Кальвина, по сути, и нет. Лютер свое учение до таких выводов не довел, но мы видим, что оно логически вытекает из сформированных им предпосылок. Кому спастись, а кому погибнуть, не знает никто, – это непостижимая тайна Божья. Но если человек предопределен к погибели, то никакие усилия не могут изменить его участи и наоборот.

Как видим, учение это довольно мрачное и по большому счету имеет лишь личину христианства, не являясь таковым по содержанию. Кальвинизм стал своего рода переходным звеном от Реформации к грубому сектантству. Естественно, кальвинисты находят ссылки на Священное Писание, якобы подтверждающие их доктрину. Однако в духе всех своих позднейших последователей используют цитаты безотносительно к контексту. Такое ощущение, что кальвинисты выборочно знакомятся с библейскими текстами и не видят, что Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), что «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:14–15), что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

В сделанных заключениях Кальвин исходил также из мысли о беспредельной власти, величии Бога, которую, по его мнению, сильно принижала Католическая Церковь своей опорой на цену добрых дел человека. Вообще, в учении кальвинистов гораздо больше выверенных и законнических тонов Ветхого Завета, а также идей пантеистов, чем евангельской радости.

Нельзя не сказать, что учение о безусловном предопределении противоречит такому Божьему свойству, как святость, ведь получается, что именно Бог является источником и причиной зла. Кроме того, здесь явно проступает моральный индифферентизм. И действительно, зачем напрягаться, трудиться ради взращивания в себе добродетелей, если они никакого не имеют значения для спасения. Дабы как-то смягчить свое учение и вывести Бога из-под обвинений в совершении зла, Кальвин решается на еще одну диалектическую уловку: он утверждает относительность добра и зла. По его мнению, Бог не подчиняется никакому закону, а потому то, что для нас кажется злом, для Всевышнего не имеет никакого нравственного качества. Если нет законов, то нет и нарушения законов.

Думаю, что до сих пор не мог не возникнуть вопрос: какая роль Христа в учении Кальвина? Здесь всё достаточно просто. Спаситель пострадал и искупил лишь тех, кто предопределен к спасению – малое стадо. К остальной же – большей части человечества – Крестная Жертва не имеет отношения. Именно отвержение учения о всеобщности Искупительного подвига Христа и позволяет нам кальвинистов именовать христианами лишь с большой натяжкой.

По большому счету кальвинизм можно назвать даже бесчеловечным учением. Логика рассуждений женевского реформатора приводит к абсурдным выводам, и всякий раз, заходя в очередной тупик, приходится придумывать новую уловку, для его оправдания.

Немецкий социолог и философ Макс Вебер считает, что именно кальвинизм с его учением о безусловном предопределении стал идеологическим поршнем для возникновения такого явления, как капитализм. Согласно его мнению, когда человек не знает о том, какая участь его ждет, успех в земных делах и благоденствие формируют психологическую уверенность и являются как бы внешним признаком избранности к спасению. Такой «кальвинистский капиталист» не обязательно должен осознавать этот фактор и не обязательно жить в роскоши, но тот факт, что он успешен, что у него есть определенный капитал (пусть даже лежащий мертвым грузом), помогает успокоить сознание перед лицом страшной доктрины о предопределении.

А теперь давайте вернемся к тому, с чего начинали: глубже осознаем, каким сокровищем веры обладаем мы и как должны его не только беречь, но и познавать.

Протоиерей Владимир Долгих

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40