Апология рая, или Почему Царство Небесное – это не «вылизывание сапог»

0
465
Время на чтение 6 минут

Источник: Православная жизнь

В общении и при написании различных статей я заметил, что разнообразные инфернальные темы часто интересуют людей больше, чем какие-либо другие.

Что интересно, относится это как к народу церковному, так и к далеким от Церкви личностям. Рассуждение об аде, бесах, пришествии антихриста и сатане завораживают, приковывают внимание. А вот разговор о Царстве Небесном, о вечной жизни кажется каким-то скучным.

Давайте признаемся честно: нам ведь хочется иногда хоть немного «пощекотать нервы», окунуться в нечто таинственное, а при нашей довольно сытой и камфорной жизни райские темы в этом плане как-то не заходят. Тем более что о Царстве Небесном нам известно гораздо больше, чем о вечных муках, но так сложилось лишь потому, что адское состояние противоестественно для человека, в то время как рай – это утраченное нами подлинное Отечество. Именно поэтому, несмотря не меньшую популярность, мне все же хотелось бы поговорить о рае. К размышлениям на данную тему меня подтолкнул тот факт, что в курс апологетики, который я преподаю в семинарии, в этом году я как раз ввел тему о Царстве Небесном. Вначале поясню, почему возникла такая необходимость, ведь для этого есть сотериология, являющаяся частью догматического богословия, но никак не апологетики. Все дело в том, что доктрина рая, как и многие другие христианские догматы, является объектом нападок со стороны скептиков и атеистов. Вот, например, небезызвестный Ричард Докинз считает разговор о вечной жизни совершенно безнравственным, так как предполагает получение человеком некой выгоды. В одной из своих книг он пишет буквально следующее: «Так это, извините, не нравственность, это – подхалимство, вылизывание сапог, постоянное оглядывание на большую небесную камеру наблюдения или маленького “жучка” в голове, который следит за каждым вашим движением и каждой скрытой мыслью».

Несложно увидеть, что Царство Небесное Докинз понимает в довольно грубом, чувственном изложении. Здесь он с ходу допускает логическую ошибку, часто именуемую «чучелом». Т. е. Докинз представляет позицию своего предполагаемого оппонента в том виде, в котором ее будет легче опровергнуть, и, соответственно, «опровергает». Не зря ведь еще в 2006 году журналист Терри Иглтон в обзоре книги Докинза «Бог как иллюзия», опубликованном в London Review of Books, написал такой вывод: «Вообразите, что кто-то разглагольствует о биологии, тогда как сфера его знаний ограничивается лишь книгой о птицах Британии, и у вас будет общее представление о том, каково это читать Ричарда Докинза, рассуждающего о богословии».

Мне довольно часто приходится сталкиваться с тем, что многие атеисты доктрину о рае воспринимают скорее в мусульманском (с их пышногрудыми гуриями и вином, от которого не болит голова), чем в христианском изложении. Наверное, у многих из нас, и у меня в том числе, в детстве был период увлечения динозаврами. Сегодня эти древние ящеры увлекли внимание моей маленькой дочки, и вот над чем я задумался: динозавры, как и все животные сегодня, идеально приспособлены к жизни в этом мире. У кого-то из них есть скорость, у кого-то ловкость, у кого-то мощные когти, острые зубы, крепкая броня, но у человека ничего этого нет. По большому счету если бы не наш ум, самосознание, то мы вообще ничего не смогли бы противопоставить окружающим нас опасностям. Получается, что животные полностью принадлежат этому миру, в то время как человек явно не отсюда, ведь ему приходится ой как сильно выкручиваться и придумывать кучу различных устройств и ухищрений, просто для того, чтобы выжить. Ну вот сколько бы мы ни приспосабливались к жизни в этом мире, а все никак не приспособимся. Любое земное счастье не бывает абсолютным – оно либо временно, либо с примесью горечи. Наши технологии становятся все совершеннее, медицина развивается огромными шагами, мы изобрели различные устройства, улучшающие нашу жизнь. Но при этом мы реально ценим то, что люди ценили всегда: дружбу, любовь, верность, жертвенность, честь. Да и тоскуем, и скорбим о том, о чем тосковали всегда: о потере близких, о скоротечности жизни, о невозможности быть абсолютно счастливыми и т. д. Во всех этих вещах прогресс не принес нам ни капельки удовлетворения. К сожалению, в постоянной погоне многие люди даже не задумываются, что всё это свидетельствует о том, что наше место не здесь. Для наглядности давайте сравним приведенную выше цитату Докинза со словами известного русского философа Владимира Соловьева:

Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…

Скептиками и атеистам невдомек, что христиане могут просто искать и любить Бога, без всякой на то выгоды. Еще Клайв Льюис писал, что награда не обязательно должна предполагать корысть. Какая выгода от любви между мужчиной и женщиной? Какая выгода от любви к детям или животным, к искусству? Почему если земные вещи, других людей человек может любить ни за что, то он так же не может любить Бога ни за что. Вот даже тот факт, что связанные с раем темы «пасуют» перед другими, более острыми рассуждениями, говорит нам, что для корыстной души в Царстве Небесном нет никакой приманки.

Когда человек ищет какую-либо выгоду для себя, он может быть готов преодолеть множество препятствий и испытаний. Ради тленных благ человек, пораженный страстью стяжательства, сребролюбия и наживы, готов срываться с места на продолжительное время, а может, и навсегда, покидать свой дом и родных, предпринимать опасные путешествия или втягиваться в рискованные дела. Он надеется, что когда достигнет желаемого, то остановится. Но на самом деле «хотелка» будет только разрастаться, ведь нередко те, кто достиг богатства, начинают жаждать власти, а там и до безумия рукой подать. Совсем не такие, стремящиеся угодить Богу, христиане. Ну вот что корыстная душа найдет удовлетворительного для себя в Царстве Небесном? Любовь? Но тому, кто привык любить лишь себя, это не нужно. Такой человек не только не способен любить других, но и любовь других будет ему казаться навязчивой и обременительной, тем более безграничная и жертвенная любовь Господа.

В принципе, когда мы в наших житейских скорбях и испытаниях ищем утешения у близких нам людей, это же не приходит никому в голову назвать «вылизыванием сапог», а потому нет ни капельки корыстности в том, что страждущая душа ищет упокоения и разрешения своих болей в любящем ее Боге. «Тебя, Господи, – пишет прп. Ефрем Сирин, – должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, – богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевание для израненных, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива, кто обладает Тобою, тот не испытывает голода».

В другом месте прп. Ефрем указывает, что небесные блага приобретаются великой любовью и сильным стремлением. И здесь мы снова касаемся темы любви, а настоящая любовь всегда жертвенна, но при этом она является также, пожалуй, самым мощным «двигателем» человека. Если душа действительно полюбила Бога, она готова отдать Ему все, вплоть до самой себя. Таким образом, Царство Небесное достигается любовным устремлением человека и Бога друг навстречу другу. Немаловажно также, что в этом устремлении первый шаг должен сделать именно человек. Господь ведь никого не насилует, не заставляет спасаться, Он просто стоит у дверей и стучит (Откр. 3:20), а все активные действия изначально должен предпринять человек. Для того чтоб открыть дверь Христу и впустить Его в свой дом, нужно приложить немало усилий, и только тогда Он будет вечерять с нами, а мы с Ним. Но на такое усилие согласны далеко не все, именно поэтому здесь снова приходится говорить о том, что в устремлении к Богу, в Его Небесное Царство нет ни толики корысти. Да, святитель Григорий Богослов пишет, что никто не может быть щедрее Бога, но ведь Его щедроты реально не нужны большинству людей. В отличие от реальных денег, домов, автомобилей и всех разнообразных и доступных сегодня чувственных удовольствий вечную жизнь не пощупаешь и никуда удобненько не прилепишь. Ради материальных благ люди действительно сегодня готовы вылизывать сапоги, как в прямом, так и в переносном смысле. А вот секулярное, атеистическое мышление, утверждающее, что, кроме чувственного мира, нет более ничего, этому весьма неплохо способствует. Достаточно просто вбить соответствующий запрос в поисковике и посмотреть, на что готовы люди ради того, чтоб выиграть новый автомобиль или сколь-нибудь значительную сумму денег.

Раз уж на то пошло, то лучше я «вылижу сапоги» любящему, готовому умыть мне ноги и ради меня прошедшему через страшные муки и смерть Христу, чем буду унижаться ради того, что реальной ценности не имеет и всё равно разрушится и сгниет.

Протоиерей Владимир Долгих

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 12:46
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46