Источник: Православная жизнь
В общении и при написании различных статей я заметил, что разнообразные инфернальные темы часто интересуют людей больше, чем какие-либо другие.
Что интересно, относится это как к народу церковному, так и к далеким от Церкви личностям. Рассуждение об аде, бесах, пришествии антихриста и сатане завораживают, приковывают внимание. А вот разговор о Царстве Небесном, о вечной жизни кажется каким-то скучным.
Давайте признаемся честно: нам ведь хочется иногда хоть немного «пощекотать нервы», окунуться в нечто таинственное, а при нашей довольно сытой и камфорной жизни райские темы в этом плане как-то не заходят. Тем более что о Царстве Небесном нам известно гораздо больше, чем о вечных муках, но так сложилось лишь потому, что адское состояние противоестественно для человека, в то время как рай – это утраченное нами подлинное Отечество. Именно поэтому, несмотря не меньшую популярность, мне все же хотелось бы поговорить о рае. К размышлениям на данную тему меня подтолкнул тот факт, что в курс апологетики, который я преподаю в семинарии, в этом году я как раз ввел тему о Царстве Небесном. Вначале поясню, почему возникла такая необходимость, ведь для этого есть сотериология, являющаяся частью догматического богословия, но никак не апологетики. Все дело в том, что доктрина рая, как и многие другие христианские догматы, является объектом нападок со стороны скептиков и атеистов. Вот, например, небезызвестный Ричард Докинз считает разговор о вечной жизни совершенно безнравственным, так как предполагает получение человеком некой выгоды. В одной из своих книг он пишет буквально следующее: «Так это, извините, не нравственность, это – подхалимство, вылизывание сапог, постоянное оглядывание на большую небесную камеру наблюдения или маленького “жучка” в голове, который следит за каждым вашим движением и каждой скрытой мыслью».
Несложно увидеть, что Царство Небесное Докинз понимает в довольно грубом, чувственном изложении. Здесь он с ходу допускает логическую ошибку, часто именуемую «чучелом». Т. е. Докинз представляет позицию своего предполагаемого оппонента в том виде, в котором ее будет легче опровергнуть, и, соответственно, «опровергает». Не зря ведь еще в 2006 году журналист Терри Иглтон в обзоре книги Докинза «Бог как иллюзия», опубликованном в London Review of Books, написал такой вывод: «Вообразите, что кто-то разглагольствует о биологии, тогда как сфера его знаний ограничивается лишь книгой о птицах Британии, и у вас будет общее представление о том, каково это читать Ричарда Докинза, рассуждающего о богословии».
Мне довольно часто приходится сталкиваться с тем, что многие атеисты доктрину о рае воспринимают скорее в мусульманском (с их пышногрудыми гуриями и вином, от которого не болит голова), чем в христианском изложении. Наверное, у многих из нас, и у меня в том числе, в детстве был период увлечения динозаврами. Сегодня эти древние ящеры увлекли внимание моей маленькой дочки, и вот над чем я задумался: динозавры, как и все животные сегодня, идеально приспособлены к жизни в этом мире. У кого-то из них есть скорость, у кого-то ловкость, у кого-то мощные когти, острые зубы, крепкая броня, но у человека ничего этого нет. По большому счету если бы не наш ум, самосознание, то мы вообще ничего не смогли бы противопоставить окружающим нас опасностям. Получается, что животные полностью принадлежат этому миру, в то время как человек явно не отсюда, ведь ему приходится ой как сильно выкручиваться и придумывать кучу различных устройств и ухищрений, просто для того, чтобы выжить. Ну вот сколько бы мы ни приспосабливались к жизни в этом мире, а все никак не приспособимся. Любое земное счастье не бывает абсолютным – оно либо временно, либо с примесью горечи. Наши технологии становятся все совершеннее, медицина развивается огромными шагами, мы изобрели различные устройства, улучшающие нашу жизнь. Но при этом мы реально ценим то, что люди ценили всегда: дружбу, любовь, верность, жертвенность, честь. Да и тоскуем, и скорбим о том, о чем тосковали всегда: о потере близких, о скоротечности жизни, о невозможности быть абсолютно счастливыми и т. д. Во всех этих вещах прогресс не принес нам ни капельки удовлетворения. К сожалению, в постоянной погоне многие люди даже не задумываются, что всё это свидетельствует о том, что наше место не здесь. Для наглядности давайте сравним приведенную выше цитату Докинза со словами известного русского философа Владимира Соловьева:
Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…
Скептиками и атеистам невдомек, что христиане могут просто искать и любить Бога, без всякой на то выгоды. Еще Клайв Льюис писал, что награда не обязательно должна предполагать корысть. Какая выгода от любви между мужчиной и женщиной? Какая выгода от любви к детям или животным, к искусству? Почему если земные вещи, других людей человек может любить ни за что, то он так же не может любить Бога ни за что. Вот даже тот факт, что связанные с раем темы «пасуют» перед другими, более острыми рассуждениями, говорит нам, что для корыстной души в Царстве Небесном нет никакой приманки.
Когда человек ищет какую-либо выгоду для себя, он может быть готов преодолеть множество препятствий и испытаний. Ради тленных благ человек, пораженный страстью стяжательства, сребролюбия и наживы, готов срываться с места на продолжительное время, а может, и навсегда, покидать свой дом и родных, предпринимать опасные путешествия или втягиваться в рискованные дела. Он надеется, что когда достигнет желаемого, то остановится. Но на самом деле «хотелка» будет только разрастаться, ведь нередко те, кто достиг богатства, начинают жаждать власти, а там и до безумия рукой подать. Совсем не такие, стремящиеся угодить Богу, христиане. Ну вот что корыстная душа найдет удовлетворительного для себя в Царстве Небесном? Любовь? Но тому, кто привык любить лишь себя, это не нужно. Такой человек не только не способен любить других, но и любовь других будет ему казаться навязчивой и обременительной, тем более безграничная и жертвенная любовь Господа.
В принципе, когда мы в наших житейских скорбях и испытаниях ищем утешения у близких нам людей, это же не приходит никому в голову назвать «вылизыванием сапог», а потому нет ни капельки корыстности в том, что страждущая душа ищет упокоения и разрешения своих болей в любящем ее Боге. «Тебя, Господи, – пишет прп. Ефрем Сирин, – должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, – богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевание для израненных, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива, кто обладает Тобою, тот не испытывает голода».
В другом месте прп. Ефрем указывает, что небесные блага приобретаются великой любовью и сильным стремлением. И здесь мы снова касаемся темы любви, а настоящая любовь всегда жертвенна, но при этом она является также, пожалуй, самым мощным «двигателем» человека. Если душа действительно полюбила Бога, она готова отдать Ему все, вплоть до самой себя. Таким образом, Царство Небесное достигается любовным устремлением человека и Бога друг навстречу другу. Немаловажно также, что в этом устремлении первый шаг должен сделать именно человек. Господь ведь никого не насилует, не заставляет спасаться, Он просто стоит у дверей и стучит (Откр. 3:20), а все активные действия изначально должен предпринять человек. Для того чтоб открыть дверь Христу и впустить Его в свой дом, нужно приложить немало усилий, и только тогда Он будет вечерять с нами, а мы с Ним. Но на такое усилие согласны далеко не все, именно поэтому здесь снова приходится говорить о том, что в устремлении к Богу, в Его Небесное Царство нет ни толики корысти. Да, святитель Григорий Богослов пишет, что никто не может быть щедрее Бога, но ведь Его щедроты реально не нужны большинству людей. В отличие от реальных денег, домов, автомобилей и всех разнообразных и доступных сегодня чувственных удовольствий вечную жизнь не пощупаешь и никуда удобненько не прилепишь. Ради материальных благ люди действительно сегодня готовы вылизывать сапоги, как в прямом, так и в переносном смысле. А вот секулярное, атеистическое мышление, утверждающее, что, кроме чувственного мира, нет более ничего, этому весьма неплохо способствует. Достаточно просто вбить соответствующий запрос в поисковике и посмотреть, на что готовы люди ради того, чтоб выиграть новый автомобиль или сколь-нибудь значительную сумму денег.
Раз уж на то пошло, то лучше я «вылижу сапоги» любящему, готовому умыть мне ноги и ради меня прошедшему через страшные муки и смерть Христу, чем буду унижаться ради того, что реальной ценности не имеет и всё равно разрушится и сгниет.
Протоиерей Владимир Долгих