Что же произошло?
Партийная машина демократов в ужасе заскрежетала и почти заглохла, когда перед партией после побед Сандерса в начале кампании во весь рост встала угроза его выдвижения кандидатом в президенты. Как социалист, он для демократов всегда был чужаком, его принимали, пока он отвлекал на себя симпатии вечно бурливых леваков и избавлял партию от появления в день голосования «третьей силы» (или третьей партии, как бывало в истории не раз).
Вот почему все усилия и деньги были брошены на то, чтобы мобилизовать свой электорат за Байдена. В случае его выдвижения у демократов появляются шансы на успех. Нынешний год необычный – коронавирус и нефтяной кризис, Афганистан, из которого торжественно обещал уйти и не может уйти Трамп, Ближний Восток. Любая из этих проблем может вспыхнуть самым неожиданным образом и «смазать карту будня», как говорил один поэт.
Любопытная деталь. Людям, знакомым с американской политической сценой, хорошо памятно время, когда тамошние СМИ любили потешаться над весьма почтенным возрастом советских руководителей. Пока у власти в СССР, Британии и США находились Сталин, Черчилль и Рузвельт, люди одной возрастной группы, тему возраста деликатно обходили.
Но с закатом когда-то мощного Брежнева, с появлением старцев Андропова и Черненко сарказм западных СМИ начал расти, как на дрожжах. Эти руководители, обременённые грузом болезней, восходили на советский олимп, чтобы почти без задержки с него сойти. «Геронтологическим кабинетом» называли тогда американские газетчики наше политбюро.
Сегодня претенденты в президенты от обеих партий США – коллектив бодрячков со вставными зубами и крашеными волосами, возраст у всех за 70 — факт, над которым так любили измываться за океаном всего несколько десятилетий назад.
Демократы за месяцы нынешней президентской кампании растеряли почти все признаки политической толерантности, которые считались в США обязательными. Из толпы претендентов в 24 человека на сей раз отсеялись все женщины, все не-белые (то есть афро- и латиноамериканцы) и все представители нетрадиционных сексуальных ориентаций.
Громким курьёзом года остаётся политическая авантюра супермиллиардера 74-летнего Блумберга, бывшего республиканца и бывшего мэра Нью-Йорка. Затратив на свою кампанию около 500 (!?) миллионов долларов, то есть больше, чем все остальные претенденты-демократы вместе взятые, он бесславно сошёл с дистанции, пообещав отныне приложить все усилия, чтобы добиться поражения Трампа в ноябре. Но чего стоят эти усилия? Ума и изворотливости Блумбергу хватило, чтобы сколотить баснословное состояние в 50 миллиардов долларов. А фарту и здравого смысла недостало на то, чтобы выиграть хотя бы один штат в нынешнем сезоне!
Обвинение Байдена в прорезавшемся старческом слабоумии Трамп уже делает одной из пропагандистских шпилек своей кампании. Основания для этого есть. Джо постоянно путается, забывается, делает оговорки. Его провалы в памяти заставляют избирателя начинать сомневаться в его адекватности. «Супервторник он назвал «суперчетвергом». «Мы должны переизбрать Трампа», — успел произнести в микрофон в прямом эфире, прежде чем поправиться. «Сонный Джо», как окрестил его Трамп, выдаст немало чего в этом же духе.
А тут ещё предстоят теледебаты с прирождённым говоруном Трампом…
Виктор Линник