Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого
И вот, сделалось великое волнение на море,
так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его
и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им:
что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав,
запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
(Мф. 8:24-27)
Прошедший 2019 год был, пожалуй, наиболее трудным и бедственным для вселенского Православия за последние десятилетия. Разрушительные процессы преобладали над созидательными. Так, Константинопольский и Александрийский патриархаты, а также Элладская Церковь ушли в раскол, признав самосвятов из «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Тем самым был спровоцирован, возможно, глубочайший кризис во вселенском Православии с момента Флорентийской унии 1439 г. На Украине, несмотря на уход Петра Порошенко с президентского поста, по-прежнему сохраняется напряжённая ситуация и продолжаются, хоть и в меньшем масштабе, нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В ряде стран православного мира усилилось давление политических сил на Церковь, особенно в Черногории.
Не претендуя на абсолютную правоту и всеохватность, попробуем рассмотреть церковные итоги года в нескольких рубриках.
Главное положительное событие года – это воссоединение архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с Русской Православной Церковью. Один из редких примеров достижения благословенного единства в эпоху разъединения.
На статус главного положительного события претендует и инициатива патриарха Иерусалимского Феофила о проведении всеправославного совещания в Иордании, однако перспектива этого ещё очень туманна.
Главные положительные тенденции года:
- Продолжающееся разрушение прежней системы межправославных отношений, которую Константинопольский патриархат и его кураторы выстраивали на протяжении последнего столетия. Чрезмерно повысив «ставки», Константинопольский патриархат переоценил свои силы, отпал от православного единства, поставив под угрозу, прежде всего, спасение собственной паствы. Соответственно, возрастает вероятность выстраивания новой системы поместных Церквей и оздоровления их состояния, однако в полноценной тенденции это ещё не выразилось.
- Богословский и церковно-исторический «ренессанс» во вселенском Православии и, в частности, в Русской Православной Церкви. Константинопольско-украинский церковный кризис вызвал взрывной рост интереса к богословию, экклезиологии, церковной истории, причём даже у далёких от Церкви людей. С этим связано и развитие церковной аналитики, повышение её востребованности для понимания происходящего и выработки решений. Как говорится, нет худа без добра. Особенно запомнился выпуск «Православной энциклопедией» прекрасного сборника документов о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата в XVII веке.
- Укрепление значения канонических основ церковной жизни. На фоне, по большому счёту, безразличия к канонам и их соблюдению, характерного для последних десятилетий, вдруг обнаружилось, что только на канонической основе мы можем сегодня сохранить единство Церкви и оградить её от бед. Церковно-правовой произвол Константинопольского патриархата в известной мере обличил нашу каноническую теплохладность.
- Усиление внешней миссии и зарубежной деятельности Русской Православной Церкви. Развивается, в том числе, миссия в Юго-Восточной Азии и в Корее, пастырское окормление соотечественников, причём даже в Турции.
Главные отрицательные события года:
- Подписание 5 января «вселенским» патриархом Варфоломеем так наз. «томоса» об автокефалии «Православной церкви в Украине». Если до этого ещё были какие-то надежды и иллюзии, что Константинополь может остановиться, то более их не осталось.
- Отпадение Александрийского патриархата и Элладской Церкви от православного единства.
- Так называемое «письмо священников» в поддержку участников несанкционированных протестных акций в Москве. Те или иные политические настроения в среде духовенства, как и среди всех людей, существуют всегда, в этом нет ничего необычного. Но впервые за долгое время определённые настроения были сфокусированы и выражены в конкретной политической акции, да ещё и столь резонансной. Таким образом, вошёл в практическую фазу сценарий по вовлечению православных в деструктивную политическую активность.
- Принятие в Черногории закона о «свободе вероисповедания», согласно которому храмы Сербской Православной Церкви могут быть национализированы.
Человеком года, на наш взгляд, не следует называть кого-то отдельно. Тем более это не вполне в православном духе. Человек года – это, обобщённо, православный христианин, верный Церкви и святоотеческому Преданию. Будь он архиерей, священник, мирянин, православный журналист и кто угодно где угодно: на Украине, в Черногории, в России, Греции и т. д. Если он – человек Церкви, защищает Церковь, держится святоотеческого Предания и обличает беззаконие – то вот это и есть человек года, причём в любом году.
Антигерой года. Конечно, это «звание» заслужили, прежде всего, патриарх Варфоломей и патриарх Александрийский Феодор. Однако это настолько очевидно, что хочется дать более оригинальный вариант. На наш взгляд, антигерой года – это митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) из Элладской Православной Церкви. Выдающийся богослов святоотеческой традиции, автор множества прекрасных трудов, в т. ч. изданных на русском языке, критик экуменизма и всяческих отступлений, он, однако, свёл на нет свои достоинства странным и постыдным для богослова такого уровня греко-фанариотским чванством, став одним из главных идеологов константинопольского проекта на современном этапе.
Важные малозамеченные события года:
- Назначение митрополита Елпидофора (Ламбриниадиса) главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата. Фанариот «до мозга костей», митрополит Елпидофор исключительно предан патриарху Варфоломею и, весьма вероятно, рассматривается им как преемник. США – это ключевая территория для Фанара с точки зрения финансовой и политической поддержки, количества паствы. Елпидофор очень деятелен, развивает этот ресурс (СМИ и соцсети обошла его фотография с Дональдом Трампом) и вполне чётко озвучил планы по объединению американского Православия под эгидой Константинополя.
- Проведение в январе 2019 года в Румынии первой конференции «Международной православной теологической ассоциации» (International Orthodox Theological Association – IOTA, «Йота»), с участием нескольких сотен человек. Зарегистрированная в США и действующая при поддержке иезуитских структур, эта организация по сути интеллектуально обслуживает и продвигает проекты по разрушению Православия. Также в ней аккумулируется организационный и «пиар»-ресурс, который при необходимости может быть использован для давления на те или иные Церкви. Прецеденты уже есть[1]. Сегодня в православном мире не существует альтернативной межправославной организации, объединяющей богословов и учёных святоотеческой традиционалистской направленности.
Потери года. В этом году отошли ко Господу выдающиеся «львы Православия» – старец Ефрем Аризонский и протопресвитер Георгий Металлинос. Оба этих выдающихся пастыря и богослова выступали против признания украинских раскольников и были живыми носителями святоотеческого духа. Ещё одна потеря, совершенно незамеченная, — отпадение индонезийских православных общин, находившихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в одну из греческих раскольнических старостильных юрисдикций. Архимандрит Даниил (Бьянторо), создавший и окормляющий 11 приходов в Индонезии, не справился со своей гордыней и покинул РПЦЗ, значительно подорвав потенциал Православия в этом стратегически важном регионе (напомним, что Индонезия – одна из самых населённых стран в целом и исламского мира в особенности).
Прогноз на 2020 год. Конечно, одному Господу как владыке времени известно, что будет. Предположить же можно следующее:
- Константинополь и его кураторы продолжат усилия по легализации украинских раскольников и установлению доминирования Константинопольского патриархата над вселенским Православием. С высокой вероятностью следует ожидать признания «ПЦУ» со стороны 1-3 других поместных Церквей – например, Румынской, Кипрской. Давление Константинополя на отдельные Церкви (например, Болгарскую, Албанскую, Польскую и Чешских земель и Словакии) может принять совершенно наглые и скандальные формы, активно проявит себя фанариотская «пятая колонна» внутри этих Церквей. Кроме того, Константинополь потенциально может вторгнуться на каноническую территорию Русской Православной Церкви в самых разных точках (Белоруссия, Молдова, Прибалтика). Впрочем, инициативная и решительная позиция Русской Православной Церкви и других поместных Церквей, а также небезразличная, корректная и взвешенная позиция Российского государства могут обратить усилия фанариотов в ничто.
- Межправославное обсуждение украинского вопроса с высокой вероятностью всё же состоится, поскольку проблема слишком острая и всеобъемлющая, чтобы откладывать её «в долгий ящик». Остаётся открытым вопрос о том, будет ли это осуществлено в рамках иорданской инициативы Иерусалимского патриархата или в другой форме. Это межправославное обсуждение позволит запустить новый формат межправославных отношений и продолжить демонтаж той системы, которую в течение столетия выстраивал Константинополь. И здесь объективно только Русская Православная Церковь может и должна задать инициативу.
- Украинская Православная Церковь выстоит и в 2020 году, значимых отпадений в раскол, «рассыпания» церковной структуры не произойдёт. С УПЦ – Истина Божия и сердце народа Украины. И, что немаловажно, её предстоятель блаженнейший митрополит Онуфрий – истинный архиерей Божий, который находится на нужном месте в нужное время.
- Продолжится активное развитие внешней миссии и зарубежной деятельности Русской Православной Церкви, могут быть приняты в т. ч. системные решения по развитию миссионерского образования и подготовке миссионерских кадров.
- Всё в большей степени будет назревать потребность в приведении различных сторон жизни Русской Православной Церкви к евангельской и канонической норме. Свернув экуменический курс, пресекая богослужебный модернизм, нормализовав административные, финансовые и др. отношения, иерархия обретёт новый значимый ресурс поддержки среди воцерковлённого консервативного «ядра». Вполне вероятны осторожные шаги священноначалия РПЦ в этом направлении.
- Нас с высокой вероятностью ожидают интересные события в Америке. Митрополит Елпидофор будет гнуть свою линию, а РПЦ предстоит предельно качественно, с нужным церковным и политическим результатом отработать тему 50-летия автокефалии Православной Церкви в Америке (ПЦА).
Послесловие
Как бы ни складывались события, самое главное, чтобы при всех раскладах мы оставались православными людьми, верными Богу, и уж тем более сами не потакали врагам нашей веры и Церкви своими грехами и нерассудительными поступками и словами. Через покаяние лежит путь к преодолению тех проблем, с которыми мы сегодня столкнулись. «Братие-христиане! Дорогие соотечественники! – говорил святитель Макарий (Невский) в новогодней проповеди. – Пробудимся от мрачного сна греховного, покаемся! Дружно восстанем на борьбу с врагами! Первый же враг наш – грех наш».
И когда мы признаем нашу немощь, когда поймём, что своими силами не в состоянии решить никакие проблемы и сохранить Корабль Церкви невредимым, когда мы «разбудим» Бога своим покаянным воплем, – то услышим Его обличающий, но вместе с тем ободряющий ответ, который положит конец всем бурям…
И вот, сделалось великое волнение на море,
так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его
и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им:
что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав,
запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
[1] Так, актив «Йоты» (включая председателя – Пола Гаврилюка из США) в ноябре 2019 г. направил открытое обращение патриарху Сербскому Иринею против решения Священного Синода Сербской Православной Церкви о том, чтобы отозвать благословение епископу Максиму (Васильевичу) и доценту Марко Вилотичу на преподавание на Богословском факультете Белградского университета. По существующим соглашениям, Сербская Церковь участвует в формировании преподавательского состава Богословского факультета. Благословение было отозвано в том числе из-за весьма странных неправославных идей, продвигаемых епископом Максимом (в частности, он неоднократно высказывался в поддержку «теории эволюции»).