«За отцом Павлом не заржавеет!»

Протоиерей Анатолий Денисов вспоминает старца Павла (Груздева)

Новости Москвы 
0
1242
Время на чтение 18 минут

Протоиерей Анатолий Денисов с игуменом Киприаном (Партсом)
Протоиерей Анатолий Денисов с игуменом Киприаном (Партсом)

 

Протоиерей Анатолий Денисов – везде свой. Да и как не стать таким, если 20 лет при архимандрите Павле (Груздеве). Отца Павла почитают в московском Сретенском монастыре, духовник обители игумен Киприан (Партс) часто напоминает в наставлениях его присказки, с удовольствием слушает рассказы о нем. Вот и в этот приезд на Лубянку отец Анатолий в беседе с отцом Киприаном вспоминает старца.

Что вы в нем нашли?!

Отец Павел (Груздев) Отец Павел (Груздев)

– Мы вот над родной отцу Павлу затопленной Мологой служим молебны да литургии прямо на воде! – рассказывает отец Анатолий, благочинный Брейтовского округа Ярославской и Ростовской епархии, настоятель храма Архангела Михаила в селе Прозорово. – Выходим на Рыбинское водохранилище зимой и летом и над залитыми храмами да соборами устраиваем богослужения. Диакон ходит, кадит, а вокруг – вода, небо... Потрясающе! Люди на лодках к нам приплывают. С цветами. А после литургии – отслужим панихиду, они эти цветы бросают на воду. Со слезами... Так трогательно! Там, под водой, могилы их сродников: мама, папа на дне...

На воде вообще себя чувствуешь хорошо. Комфортно почему-то. Помнишь, мы же с тобой 9 месяцев в плавании были...

– Это как?!

– Ну, мы же все девять месяцев в плавании были! – напоминает отец Анатолий.

– А-а!

– Вода – это великая тайна Господня. Вот отслужишь молебен, и – вода святая! Вот отец Павел (Груздев) на берегу реки жил. Умываться ходил к реке каждое утро. Босиком, в любое время года...

Служба над затопленной Мологой
Служба над затопленной Мологой

 

Я тут как-то был в Москве, а меня попросили дом освятить. «У вас что, тут местных священников нету?!» Но все-таки уговорили. Пришел, освящаю, смотрю, а на столе книга о батюшке Павле лежит...

– Что вы в нем нашли?! – интересуюсь. – Рваный да босый сельский батюшка, матом ругался...

– Знаете, эта книга очень сильная, – вдруг признается хозяин, – второй раз перечитываю…

Взял и листает так, листает – глядь: моя фотография... Мы потом с ним всю ночь за разговорами просидели.

0Молебен над затопленными мологскими святынями на Рыбинском водохранилище
Молебен над затопленными мологскими святынями на Рыбинском водохранилище

 

А тут недавно точно так же освящал я квартиру в Москве, пристали – не отступают. Тоже смотрю: книга о батюшке на видном месте... Я удивился, а пригласивший меня комментирует, что они ее сейчас на какой-то там язык переводят, переиздавать будут. – «Зачем?» – спрашиваю. – «И там хотят о батюшке знать».

– Еще бы! Это же такая проповедь.

– Да, я при живом отце Павле не видел столько чудес, сколько сейчас по молитвам к нему происходит. «Я вас всех там еще лучше буду видеть», – говорил он нам. Так и есть! Вся наша жизнь просто соткана из чудес!

Вся наша жизнь просто соткана из чудес!

Я одно время был благочинный, и сам же у себя – один священник на все приходы. Мне, помню, владыка некогда говорил:

– Без благословения благочинного ни шагу.

Я запомнил. Так потом, куда как ехать, я сам себя благословлю (показывает, как сам себя благословляет и у себя же руку целует – О.О.) и отправляюсь. И все успевал, все по молитвам к батюшке Павлу управлялось как-то.

А еще раньше мои уши в Московской духовной семинарии слушали уроки, а в промежутках я к отцу Павлу ездил и еще преподавателей с собой возил.

Родные все!

– Так это ж живое!

– Да, приезжаем, помню, к отцу Павлу с экономом Троице-Сергиевой лавры отцом Спиридоном:

– Молитвами святых отец наших... – стучимся.

– Жрать-то хочешь? – отзывается отец Павел, обращаясь, завидев нас, к моему спутнику. Тот оторопел. – Ага. Иди картошку чисти!

Вот так все просто было. Ни на рясы, ни на лампасы не смотрел – всех заставлял трудиться.

Ни на рясы, ни на лампасы не смотрел – всех заставлял трудиться

– Ой, Толькя, здорово! – а это мне говорит.

– Да вот, привез эконома из лавры... – поясняю, оглядываюсь, как тот пошел на кухню...

– Ничего не сэкономил. Заходи давай.

Поставит на стол капусту:

– Капусту и поставить не стыдно, и съедят – не жалко.

А потом говорит:

– Отец архимандрит, ты нас обожди. А мы с Толянкой кое-куда сходим.

Шаровары на нем короткие, волосы длинные, вдоль деревни рассекает. Остановился. Дом, смотрю, красивый такой, наличники беленькие, да замок висит огромный. А батюшка руку куда-то засунул, достал ключ, заходит и – прямиком к русской печи! Отворяет ее, там чугунок стоит... Батюшка тряпкой его, горшевиком (специально для выемки из печи – Ред.) подоткнул да, вытаскивая, мне протягивает:

– Бери!

Я беру, выхожу, ни жив ни мертв: у кого-то щи стащили... У председателя совхоза, как выяснилось потом... Батюшка дом запер. А я иду через все село с поличным...

– Надо же эконома накормить, – подшучивает батюшка, вышагивающий сзади.

Налил всем по тарелкам и оборачивается ко мне:

– Ты помнишь, где брал-то? Вот иди и поставь на место!

Мама родная! Поставить-то я поставил, а оттуда уже бежал так, что грязь до затылка долетала! Вот ведь, пока хозяин на работе, мы у него щи уперли... Уже все село гудит…

Но никто ни на кого не в обиде! Вот так жили! Председатель-то еще и рад, что у него половину щей отхлебали, гостя накормили. Родные все! «Не имей сто рублей, а имей сто пятьдесят», – говорил в таких случаях отец Павел.

Протоиерей Анатолий Денисов в восстанавливаемом храме
Протоиерей Анатолий Денисов в восстанавливаемом храме

 

Если обежать да опросить священников, кто к отцу Павлу обращался, он ведь и сейчас без куска хлеба их никого не оставляет! Мне вот уже 9 храмов довелось восстановить, сейчас еще за два взялся. Всегда, с самого первого дня: первостепенна служба, а трапеза – потом. Так, сегодня мы по 30–40 человек безвозмездно после службы кормим. Доход у нас 200 рублей в неделю. 200 рублей – а я самый богатый человек!

– Не береги на черный день – его и не будет, – так отец Павел учил.

Не береги на черный день – его и не будет

Так и живем. Все что-то дают-дают. Детский садик содержим, школу содержим... Как?! Да вот как-то... Мы и к отцу Павлу, помню, приезжали – человек 50... Да еще и московские батюшки – худенькие такие (показывает большие объемы – О.О.). А он нас накормит, напоит, еще и с собой даст. Откуда? Господь не оставляет! И сейчас к отцу Павлу едут даже те, кто ни разу при жизни его не видал, – и всем помогает!

Самое дорогое – доверие между людьми!

– И на Толге сестрам помогает.

– Толга-то по его молитвам поднималась. Он как-то думал: что же им подарить? А ему говорят:

– Да что подарить! Лопаты да грабли! Вон, посчитай, сколько сестер!

Помню, он накупил инвентаря, а к нам в контору колхоза пришел:

– Нарубите мне ручек!

Мы их наделали. Он нанял машину. И рано-рано привез, да каждой сестре у келлии лопату да грабли поставил. Подарок существенный был! Батюшка был просто несказанный. Вытаскивал людей. Всех любил! Да и сейчас к его могилке дорожка не зарастает.

Братия Сретенского монастыря служит литию на могиле архимандрита Павла (Груздева)
Братия Сретенского монастыря служит литию на могиле архимандрита Павла (Груздева)

 

– Помню, еду к нему на могилу панихиду служить и думаю: «Кто ж петь-то будет?!» А я еще и людей везу. Приезжаем. А у могилы стоит женщина лет 60. Я раскрываю сундучок, достаю епитрахиль, поручи... А она как запоет! Оказывается, певчая. Так наизусть всю панихиду и спела!

– А она, наверное, думала: «Кто ж служить-то будет?!» (смеются). Я ж говорю: вся жизнь просто соткана из чудес. Там, где я сейчас служу, батюшка в каждом доме был. Все кладбища в округе обошел.

У нас в Райпотребсоюзе Елена Александровна Зинина работала, она ни дня не могла без батюшки обойтись. Сейчас она еще жива. Ходит, полная такая.

– Ленка, дура, дай денег!

– Батюшка...

– Что, задницу жирную поднять сложно, дай денег-то!

– Сам сходи в магазин!!

Вот такие запростецкие отношения. В магазине можно в долг чего-нибудь взять. Мы и у Елены Александровны всегда занимали. Знаете, чем ценно жить в маленьком населенном пункте? Все свои! Если священник молится не на икону, а на деньги, – кошмар. Если священник мзды ради служит – это крушение русского мира. С таким никто и общаться не будет.

А так звонишь:

– Елена Александровна, мне за свет заплатить нечем...

– Батюшка, я сейчас в больнице нахожусь. Сходи в любой магазин, возьми...

И дадут! Где что взял – туда потом и положишь. Самое дорогое – доверие между людьми! Мы же через эту взаимопомощь все там и породнились. А как только появится кто-то сам себе на уме – его же сразу видно.

Вот что такое наблюдение? Это же от слова «блюдо»: «Видно, как на блюдечке», – говорят. Москва-то – блюдище уже очень большое: всякие могут спрятаться. А у нас, как и в былые времена, все у всех на виду. Как только кто-то «вшивенький» нарисуется…

– Ой! А ты что ж, сюда обманывать приехал?..

Кто ему в следующий раз чего даст?

Батюшка на селе

А священник на селе – это кто? Он ведь не так, что отслужил и ушел, как в городе. Нет. Постоянно народ идет:

– Батюшка, у меня пенсии нет... – идешь с ней в Пенсионный Фонд.

– Батюшка, дров нету... Зимовать-то как?

А у нас действительно во всем районе газ не проведен. Дрова – на вес золота. Магазина, где дрова продаются, нет. Что, в лес 90-летнюю бабку отправлять, чтобы она себе дров нарубила? Так она там через пять минут помрет. Придешь к ней зимою, а у нее градусов 8 тепла. Сидит вся замотанная, в фуфайке. Дрова бережет! Это чтобы в воскресенье натопить потеплее, а сейчас, в будни, – пусть так, говорит.

Вот мы воскресной школой и взялись: дрова бабкам возим, огороды пашем... Люди все-таки видят эту конкретную приходскую жизнь. Да и так на селе, люди знают: «Мне свою пашню копать, да и батюшка вот вкалывает, у меня корова, и ему утром – не до сна. Он – наш, он – свой. У нас – общие интересы». Это не отталкивает людей. Каждый друг за друга переживает.

Тяжело в селе жить. Если в 4 утра не встанешь, в печку дров не подложишь, замерзнешь ведь. Картошку не посадишь – что есть будешь? А если сил нету? Вот с молодежью и подтягиваемся...

Та самая икона, которой хотели крышу заделать
Та самая икона, которой хотели крышу заделать

 

А то я как-то причащал старушку одну, а она мне говорит:

– Батюшка, у меня крыша дырявата. Я там доску приготовила. Мне бы надо заколотить эту дырку. Только у нас в деревне мужиков-то нету...

– Понял.

Пошел, переоделся. Прихожу. Смотрю – а это не доска! Это икона! Образ Божией Матери. Оказалось, из Югского Дорофеева монастыря, что затоплен Рыбинским водохранилищем...

Вот так Господь наградил.

Люди часто смотрят со стороны на Церковь: «Тот грех, этот... Да зачем мне такое Православие?» Но наша-то вера – не печали, а радости!!

Протоиерей Анатолий Денисов на тракторе
Протоиерей Анатолий Денисов на тракторе

 

Бывает, сломается машина.

– Петрович, дай машину! Моя сломалась...

– Да иди, бери!

Вот так мы и живем.

– По-человечески, в общем...

17 машин священника

– Да! А то вот одна у нас в церковь не ходила. И поставила мне на вид: «Вот, отец Анатолий, ты все прибедняешься... А у самого 17 машин разных за месяц!» «А ты не пробовала, – спрашиваю, – в церковь-то ходить?» Мне что, эти машины нужны? Просто надо ехать, срочно кого-то причащать, а транспорт не на ходу. «Петрович! Дай ключи!» – «Бери, батюшка, вот!» И так еще у кого-то... И она насчитала: 17!

– Да-а, вот так батюшка – каждый день на новой машине!

– Это же ни в какие ворота не лезет! Надо ж жаловаться!

Отец Павел – тоже так жил. Вот теперь ни отца Павла, ни старца Кирилла (Павлова), ни отца Наума, ни батюшки Иоанна (Крестьянкина)... Помню, я, когда еще учился в Московской духовной семинарии, то человек 15–20 к отцу Павлу отвозил. Сейчас они уже епископы. А то приехали один раз – посмотрели, что батюшка с такой открытой душой, – и всё: прикипели! «Попов как клопов – а батюшек мало!» – это отец Павел так шутил.

«Попов как клопов – а батюшек мало!» – это отец Павел так шутил

Сажает нас на автобус, провожая:

– Эй, попы! Не жмитесь! – увещевает. – Дайте хоть целковый водителю!

Отец Павел для меня – идеал богословия. Но вот так: не важно, не чинно... А босиком, да сбалагурит, да приобнимет... Весело с ним было! Почему и необходимо живое общение... «Кто хочет спастись по церковным книгам, тот наполовину в прелести», – говорят. Живое, непосредственное общение с носителями духа – вот что важно. Встретил собрата, и тебе легко с ним – это да. Скажу что-нибудь, а ты, отец, меня поправишь: «Нет, это не так!» Вот, это самое то! Мы друг дружке можем что-то подсказать.

Владыка Платон и старец Павел (Груздев) с духовенством. Второй слева – отец Анатолий Денисов
Владыка Платон и старец Павел (Груздев) с духовенством. Второй слева – отец Анатолий Денисов

 

Батюшка Павел отца Авеля (Македонова) хорошо знал. И вот, помню, на 9 мая наш владыка Платон (Удовенко – О.О.), сейчас он Феодосийский и Керченский, решил как-то собрать духовенство у Вечного огня... Мы там «Со святыми упокой» пропели. А дальше-то что? Смотрю, отец Павел тянет отца Авеля за рясу:

– По-ойдём!

– Чего?!

– Пойдём!

Затащил его куда-то в кусты, и один другого по очереди, смотрю, епитрахилью накрыли.

– Толькя! – окликает меня.

– Чего?

– Я, – говорит, – только что в огнепоклонстве покаялся у Авеля, а он у меня!

Вечная память, вечный покой... А вечный огонь – кому нужен?

– Всё открытым текстом. Чего они желали товарищам: вечного огня...

– Ужас. Помню, батюшка уже старенький, греется на солнышке подле сторожки, там, у Воскресенского собора в Тутаеве. И вот некий священник к нему подходит.

– Ты кто?! Отойди от меня, коммунист! – отец Павел прям стал гнать его от себя.

Тот чуть ли не плачет, я было вступился...

– А ты что, адвокат? – отмахнулся от меня, а тому снова:

– Отойди, коммунист, кому говорю!

Видно, что-то Господь открыл батюшке… Если скажет про кого: «Его не знаю» – лучше было держаться от того подальше.

«Что дальше-то будет?!»

– Отец Авель служил на Ярославской земле?

– Да, сейчас в селе Федоровском всего один дом. Прямо в поле стоит храм, а у храма один дом. Там раньше в неделю по три раза успевали этот храм обворовывать. Никого в округе нет. Был там?

Протоиерей Анатолий Денисов на колокольне Протоиерей Анатолий Денисов на колокольне

– Проезжал мимо.

– Больно, конечно, смотреть: что сейчас с селом делают. Я так всегда говорю: Москва без села – не столица! Надо возрождать русское село. А они что? На ЛПХ (личное подсобное хозяйство) налог вводят?! У нас уже и так при таком раскладе никто ничего не сеет, а если даже просто крапива на огороде, все равно замеряют – извольте заплатить! Из пенсии высчитывают! На коров налог ввели! Еще и обязывают, если корова есть, надо на нее медицинскую карточку заводить, давление мерить, анализы туда все вносить... А у нас нет лаборатории... Был у меня напротив храма ветеринарный пункт, дак его ликвидировали. Помню, приехала как-то бабка из какой-то совсем уж отдаленной деревни, коровы у нее заболели. А она только ими и живет. Дергает ручку – закрыто. Что делать? А тут как раз к литургии колокол зазвонил. Наши старухи идут:

– Пойдем в церкву!

– А там что?

– Помогают!

Вот зашла. А там старушки записки пишут.

– Это что?

– Записки о здравии!

Я потом в алтаре читаю: о здравии... коровы Зорьки, коровы Стрелки

Она и написала... Я потом в алтаре читаю: о здравии... коровы Зорьки, коровы Стрелки... Чего ты с этих баб возьмешь?! Куда им теперь, в Москву, что ли, эти пробы анализов возить? Да туда, если и посообразительней кто, пока съездишь, только протратишься, а все эти данные уже и недействительны вскоре. У нас уже и так коров не стало... Позарезали. Людям, наоборот, доплачивать надо, чтобы хоть как-то село жило, а они... Что-то перепутали? Беда! Приходят местные в храм: «Батюшка! Что дальше-то будет?!»

Может быть, Господь все это попускает. Как Моисей народ по пустыне 40 лет водил, – так и у нас: пока последняя старушка-богоотступница не умрет, ничего, может, не изменится.

Надо, видно, нам и в эти времена пожить... Раньше нас старцы, как слепых котят, водили по жизни, а теперь – сами давайте.

Поезжайте к отцу Павлу на могилку!

– И как?

– Так я заметил – просто на опыте убедился! – у Бога все действительно живы. Бывают ситуации тяжелейшие, человек приходит в храм с совершенно потухшим взглядом, не знает, что делать, жизнь не мила...

– Поезжай к отцу Павлу на могилку! – благословляешь.

Возвращается, находит себя, вдруг директором ставят. Вот что происходит!

Или вот пример. Пришел, помню, ко мне мужик – семья крепкая, все верующие, двое детей. Он был замначальника милиции. Такой парень хороший! Пришел после работы, переоделся, отправился в магазин. По дороге то ли знакомого кого увидел, зашли в местную забегаловку... А там какой-то подвыпивший расхорохорился, да так, что его приструнить явно надо. Всех он там уже достал, чуть ли не до слез сотрудниц доводит. Игорек (так зовут парня) и сделал ему замечание. А тот полез на него:

– Да ты, мент, я тебя сейчас уро-о-ю, – и прочее.

Пришлось врезать. Тот упал, да пена пошла. Его вроде откачали, а он тут же:

– Да я тебя посажу!! Ты использовал служебное положение!

– Я же в гражданском пришел.

– Я тебя посажу!

И действительно: у него родители какие-то ушлые оказались, тут же его в больницу пристроили, все к тому идет, что Игорька посадят. Я так запереживал! Места себе не находил. Семью жалко. Дети маленькие... Да и того паренька, который выпивал и безобразничал, я хорошо знаю. Его давно уже надо было вразумить как следует.

– Игорь, – говорю, – ты давай, не пускай всё это на самотек!

– То, что уволят меня, это ладно. Но они ведь статью шьют...

– Езжай к отцу Павлу!

Его жена тоже изъявила желание ехать. У нас из Брейтова через Тутаев «метеор» идет до Ярославля, но в тот год в Тутаеве не было пристани.

– До плевать! Доеду до Ярославля, а потом вернусь обратно оттуда на автобусе.

А это еще километров 50...

Но на могилку отца Павла я их благословил обязательно ехать. И вот плывут они на «метеоре» мимо Тутаева... Так обидно, потом же обратно возвращаться! Ну, не будешь же «метеор» тормозить, если ему здесь остановка не положена... А он вдруг сам останавливается! Причала нету, так он посередке реки встал. Подплывает катерок:

– Кому в Тутаев?

– Нам...

– Садитесь.

Они сели, но даже спросить: «А вы кто?» – не решаются. Вообще молчат. Потому что это все из области фантастики. Так этот паромщик их еще и привез не на правый берег, как обычно, а именно на левый – куда им и надо! Но как найти кладбище? Спросили, им подсказали: «От Леонтьевской церкви повернуть, пройти...». Подходят, а дальше? Отец Павел благословил себя рядом с родителями похоронить, а это центр кладбища – так просто не найдешь. Смотрят, какой-то священник или монах в подряснике идет мимо. Они – за ним:

– Не подскажете, где могилка отца Павла?

– Мне туда же, пойдемте.

Потихонечку дошли. Он начал молиться...

– Помяните и нас, – просят. – Батюшка вот послал с прихода...

– Какой батюшка?

– Да отец Анатолий...

– А-а! Привет передавайте. Я – епископ Евстафий (Евдокимов, ныне на покое – прим.).

Отец Павел (Груздев) с народом и батюшками. Среди них – игумен Евстафий (Евдокимов)
Отец Павел (Груздев) с народом и батюшками. Среди них – игумен Евстафий (Евдокимов)

 

Игорек такой окрыленный домой вернулся! Его освободили от должности в милиции, но тут же поставили начальником охотхозяйства в районе, – а это существенное повышение! А тот парнишка, которому он поддал, выздоровел. И так его хорошо тряхнуло, что он у меня сейчас кадило подает!

Если Бог кого прославляет, благодать и после смерти творит чудеса. И у меня бывают проблемы, я всегда к отцу Павлу обращаюсь, он помогает. Не заржавеет за ним. Смертью все не заканчивается.

Помочь приходу

Вы можете помочь приходу отца Анатолия в строительстве храмов, кормлении малоимущих и в других социальных проектах, переведя пожертвования на следующие реквизиты:

Реквизиты для пожертвования:

Получатель: Местная религиозная организация Приход храма Святой Троицы с. Прозорово Брейтовского муниципального района Рыбинской Епархии Русской Православной Церкви

ИНН 7615002245/КПП 761501001
р/с 40703810377150120040
в Калужском отделении №8608 ПАО Сбербанк г. Калуга
к/с 30101810100000000612
БИК 042908612

Настоятель храма протоиерей Анатолий Денисов

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Киприан (Партс)
Святой хлеб
О послушании просфорника
22.12.2013
"С радостью совершить поприще мое и служение" (Деян. 20:24)
15 лет возрождения монашеской жизни в Сретенском монастыре
17.06.2009
Все статьи Игумен Киприан (Партс)
Протоиерей Анатолий Денисов
Все статьи Протоиерей Анатолий Денисов
Ольга Орлова
Сергея Андрияку вспоминают дочери
Все могут славить Бога красками
28.05.2024
Памяти Сергея Андрияки
«Я хотел изобразить Вечность»
20.05.2024
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Все статьи Ольга Орлова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06