ЧП
Как-то пригласил меня владыка Михей[1] и говорит: «В Брейтово неприятности: батюшку посадили в тюрьму на пять лет. Ты сельский священник – поймешь нужду. Как хочешь, но езжай!» Что ж делать, поехал. «Но только в командировку, владыко!» – «Да, знаю, батюшка. Поезжай».
Уговорил. А там ЧП. Местный батюшка до этого служил в Приморском крае, и на него пришла бумага, что он якобы какой-то преступник. Он отслужил службу, его и посадили. Да дали ни много ни мало пять лет. А многие люди разочаровались: вдруг он не настоящий священник, раз его посадили? И крещение, которое он совершал, может быть, незаконно. Люди засмущались, и владыка меня-то к ним и направил.
Первое время сложно было. Помню, отслужил первую службу. А один мужик подошел ко мне и говорит:
– Можно, я тебе врежу по морде? Мне так обидно, вы – такие прохвосты. Я верил тому священнику, а вы все, наверное, одинаковые.
– Да подожди ты, я-то ведь не отец N, а отец Анатолий. Ты сегодня не бей, давай завтра!
– Ну, ладно, сегодня не буду, уговорил…
Сейчас у этого Кости четверо детей. Он нормальный парень, и мы с ним друзья. Я русского человека хорошо понимаю. Играть на наших религиозных чувствах не надо.
Сутки–Прозорово–Брейтово
Меня в 1999 году прислали, и вот я в Брейтово уже десять лет. Долгое время здесь ни одного священника на всю округу не было. Недавно только двух батюшек прислали. Первый год мы жили в Сутках – это деревня такая. Покрасили колокольню, привели в порядок храм. Потом в Прозорово переехали. В храме тогда пекарня была. Потихоньку-помаленьку навели порядок. Помню, как-то на собрание руководителей приехал Лисицын[2], губернатор. Его все спрашивают-спрашивают, денег просят.
– А чего ты, батюшка, молчишь?
Я встаю и говорю:
– Дай на крышу денег.
– Сколько?
– 10 тысяч!
– Ну и что ты этими 10 тысячами покроешь?
– Ну, хотя бы 10…
– Посчитай, сколько надо, и тогда скажешь.
Посчитали: надо 50. Он 50 и дал. Приятно. Насчет этого он молодец: сказал – сделал. Спасибо, дорогой: крыша есть, храм отремонтировали.
Потом в Брейтово шесть лет храм строили. И сгорел он за шесть часов…
Сейчас еще один храм строим – в Сить-Покровском. Там пять человек из Чувашии задействованы; доволен ими. Спасибо местным жителям, таким как Николай Латышев – здорово нас поддерживает. Его брат из Москвы немного денежек в столице собирает. Лесхоз, Владимир Анатольевич Кузин, трудится, здорово помогает в возрождении районного храма. Он как-то собрал всех лесозаготовителей: «Ребята, не все же москвичи нам храмы строить будут. Давайте батюшке поможем. Чего ему все бегать-то? Пусть батюшка будет у нас священником, а не строителем». И мне приятно, а то ведь не каждый видит в лице священника – священника, а все требуют: «Чего, батюшка, нам храм не строишь?» А я не строитель, хотя и этим приходится заниматься. Всего семь или восемь храмов мне пришлось открывать: в Пошехонье – в центре города, во Владычном – деревянную церковь с нуля построили, в городе Жуковском Московской области – деревянный храм в центре города.
Хлопоты
И так потихоньку-помаленьку мы здесь и живем. Сейчас, конечно, жаркая пора. В селе очень сложно живется. Недавно закрыли все старческие дома; у брата[3] в Рыбинске, у нас везде закрыли. Люди не знают, как жить, особенно старушки одинокие. Собираюсь их сюда привезти.
Несмотря на сложное время, нашлись люди, расписывают храм. Позавчера хотел ЗИЛ продать, чтобы хватило на роспись. Мужики запретили, говорят: «Батюшка, не продавай, как дрова возить будешь?» Лесозаготовители пришли, чуть в ухо не дали:
– Не тронь машину, будем сами деньги искать.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
Уехали. Так приятно тоже ж. Мне неудобно обманщиком быть, люди-то работают.
Бывает, где-то вспылю. Вот сегодня поругал сварщика Ромку, который на Прощеном Ручье[4] работает. Знаю, что он вечером приедет, будет просить прощения. Надо, по делу все чтоб делалось. Потихоньку-помаленьку так вот все и живем.
Храмы восстанавливаем, воскресная школа у нас на 40 человек. Спасибо Андрею Викторовичу из Москвы: по 5 тысяч рублей каждый месяц присылает в зимний период времени, чтобы содержать учителей. У меня три учителя. Я двоим по 1500 плачу, одной – 1000, и 1000 на кочегарку оставляю. Кочегарка дорогая, надо трех кочегаров содержать.
У нас и биатлон есть. Смотрите, вот грамота по биатлону и место. Лыжи привезли, вон винтовки лежат, пистолеты. Лыжные гонки проводим. На местных лошадках зимой катаемся. Отец Димитрий из Переславля нам «Буран» подарил, так мы с детьми теперь на рыбалку ездим.
Стараемся местные праздники проводить на серьезном уровне: к нам и из московского Большого театра, и из Ярославля приезжают. На Мологские стояния[5] до тысячи человек собираются со всей страны, а кто-то и из-за границы. Большой праздник отмечаем 17 февраля – в годовщину Ситской битвы[6]: до тысячи человек идут у нас тогда крестным ходом; традиционно в этот день приезжают военно-полковые оркестры. И объединяющая роль Церкви во всем этом очень важна.
Так вот немножко-немножко, а все равно возрождение Святой Руси пойдет от села. Село – это хлеб, село – это продукты, неподменные, без этикетки. И кто полюбит землю, тот будет ближе к Богу!
Как жить в селе
Некоторые спрашивают: как прожить в селе? Отвечаю: накопить денег и купить лопату! Если привык широко шагать, штаны порвутся, а ты возьми грядку и начни с малого. Я вот посчитал: на окапывание грядки 35 минут уходит. Утром пошел и посадил лук. Время прошло – выкопал 4 или 5 ведер. Ничего не делал, только посадил, а выросло само! Пошли грибы – я их не сажал, не поливал, не полол. Надо только готовые собирать. У нас рядом «море»[7]. Если не поленишься, встань утром в 4 утра, поставь удочку, а если разрешено, то и сеточку… И тихонечко, помаленечку все равно можно прожить.
Я всем такой пример привожу: родился в селе Сить-Покровском Коля Латышев, молодой красивый парень. Девчонку нашел, женился, двое детей у них. Взял ссуды. Купил «КАМАЗ», выписал делянку законным способом, начал переработку древесины. Все! Сейчас коттедж построил, джип купил, все дети рабочих у него на пилораме работают. Парень храмы строит. Он говорит: «Не тянет меня в город, съездить – да ради Бога, а жить – нет». Значит, все-таки можно в селе выжить! Недавно мужчина приехал, 3,5 тысячи роз посадил! Всем говорят: «Кризис». Да, у него туговато, зато он уверен: «Мои розы принесут и доход, и добро людям».
Сельские праведники
Ну, а главное наше достояние, конечно же, люди. Ясно, что они разные бывают: кто-то верующий, кто-то неверующий. Однажды меня за эти слова отец Павел (Груздев) здорово отругал: «Ты никогда не дели людей на эти ранги, потому что это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Черствый или белый… Это же не продукт. Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
Серега «Чекист»
Вот недавно отпевали мы Сергея. Простой парень, работал на автосервисе в Брейтово. Машина сломается – едешь к Сереге «Чекисту» на автосервис. «Чекист» – это прозвище такое, настоящая его фамилия была Румянцев, да только никто об этом и не знал, все его «Чекистом» называли.
– Серега, выручи!
– Да не вопрос.
…
– Серега, выручи!
– Да не вопрос.
Подъезжаешь, на ямку загоняешь машину. Он вылезает такой грязненький:
– Все! Иди гуляй.
Через час придешь:
– Серега, ну что?
– Да все нормально, сделал.
– А что было-то?
– Какая тебе разница? Сейчас работает!
– Сколько?
– 150 рублей.
– Я серьезно.
– И я серьезно.
– Ну, перестань, ну не 150 же рублей!
– Батюшка, бери машину и уезжай отсюда, не мешай!
Коротко и понятно. Я думал, он только ко мне так, а он ко всем! Прошло время, и стал он на весь район известен, настолько порядочно Серега относился к своему делу. Люди и не знали, что автосервис – не его и фамилия у него другая:
– Ты где был?
– Да у «Чекиста» ремонтировался.
– А ты-то что делал у «Чекиста»?
– Да просто делать нечего было, зашел к Сереге поговорить.
Оказывается, Серега умел выслушать и понять. Вот и машина давно не ломаная, а все равно: «Давай к Сереге!» Приезжаешь, он чего-нибудь крутит у заднего моста «Жигулей»:
– Чего пришел?
– Серег, да чайку попить
– Иди, ставь, сейчас вылезу.
Мелочь – а приятно.
И вот умер Серега «Чекист» неделю назад, утром. Сердце. Простой районный автослесарь. Знаете, что было? Чужие люди спрашивают: «А что это, какой-то новый русский умер что ли? Или глава района?»
Сколько ни есть водителей – все приехали! Это ж тысячи людей на кладбище. И тогда я понял: на земле нужен Че-ло-век, не слесарь, не губернатор, не генерал, не священник, а просто Человек. А где на человека учат? Не на зоотехника, не на техника хорошего или профессора. Нам везде нужен Человек. Вот такой, как Серега. Чтоб жил честно, стремился делать добро людям. А все эти вшивые вопросики, как «обуть» соседа, все равно боком выйдут. А ты выручи, помоги – всегда это будет здорово.
И не только Серега такой. Сколько к нам мологжан приезжает помолиться! Эти старички и старушки много горя хлебнули, но они – неподдельные люди, настоящие.
Миша Сказкин
Вот у нас Миша Сказкин живет: войну прошел, в пехоте прослужил, а всю жизнь один, никогда семьи не было. У него 9 соток земли, а так как ему уже под 90 и у него нет сил землю обрабатывать, он ее загородил и оставил: там все крапивой и заросло. Пришла бумажка: «Заплатите налог за землю». Он подсчитал, вздохнул, у него слезы потекли:
– Я заплачу, да только приду и покажу кое-что!
И пошел в земельно-кадастровую палату, разорвал рубаху – у него вся грудь прострелена: «Вы чего просите? Ты, баба, кому написала эту бумажку? Я шесть раз ранен, за русскую землю шел в бой в открытую, нисколько не сомневался, что за русскую землю иду воевать, а ты с меня хочешь денег взять. Я заплачу, только не горько ли тебе будет?»
И насколько же горько было его слушать. Вот так шаблонно мы относимся к таким антикварным людям.
А еще у Миши Сказкина самая лучшая и единственная в своем роде стиральная машина. Он живет возле реки Редьмы[8]. Редьма – река узенькая, но очень быстрая. Он взял лом и заколотил посередке реки. Привяжет фуфайку за веревку к лому, она вот так поболтается, а через неделю – белая и отличная. Так он все белье и стирает. И оно у него белое и без порошка.
***
Вот такие у нас люди. И их, слава Богу, очень много. Любят Бога, любят труд, не унывают и живут свято. Есть, конечно, и заезжие, те, что хвастаются жирными кошельками. Но кошелек можно потерять. Может быть понос, может быть паралич. И все. Денег-то и не будет.
Не на деньги надо надеяться и даже не на автостраховку с ремнем безопасности.
Надеяться надо на Бога. И все будет!
Аминь.
Реквизиты храмы:
Местная религиозная организация
Храм Св. Михаила Архангела
ИНН 7615002245/КПП 761501001
р/с 40703810377150120040
Северный банк Сбербанка России ОАО г. Ярославль
к/с 301018105000000670
БИК 047888670
[1] Архиепископ Михей (Хархаров; 1921–2005), участник Великой Отечественной войны. С 1993 по 2002 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию.
[2] Анатолий Иванович Лисицын в 1991–2007 гг. был губернатором Ярославской области.
[3] У протоиерея Василия Денисова, настоятеля кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска.
[4] 4 марта 1238 года в районе села Сить-Покровского состоялось одно из самых кровопролитных сражений в истории Древней Руси. Войско Владимиро-Суздальского князя Юрия Всеволодовича почти целиком погибло в бою с ордой Бурундая, темника Батыя. Но и монгольское войско было настолько ослаблено, что Батый отказался от похода на Новгород.
По легенде, жена убитого Ростовского князя Василько поехала на реку Сить и разыскала тело любимого мужа. Ее слезы прожгли землю и светлым ручейком спустились с крутого берега в Сить. С тех пор в этом месте из земли бьет Прощеный ручей, не замерзающий в самые лютые морозы.
[5] Мологские стояния проводятся по обеим сторонам Рыбинского водохранилища, образованного путем затопления в 1941–1949 гг. 663 сел, деревень и города Мологи Ярославского края.
[6] См. примеч. 4.
[7] «Морем» местные жители называют Рыбинское водохранилище.
[8] Редьма – река в Ярославской области, один из притоков Мологи.