История русского печатного учебника неразрывно связана с деятельностью замечательного просветителя, Кариона Истомина, - образованнейшего человека, крупного культурного и общественного деятеля конца XVII - начала XVIII в. Он проявил себя как педагог, поэт, переводчик, редактор, автор учебных книг, в том числе знаменитого «Лицевого букваря». О его жизни сохранились довольно подробные сведения, остались и созданные им труды.
Родился Карион Истомин в Курске, в семье подьячего, в конце 1670-х
годов: приняв монашество в путивльской Молчинской пустыни, поселился в
Москве. Здесь он учился в школе знаменитого Симеона Полоцкого при
Заиконоспасском монастыре, а затем в Патриаршей школе Чудова монастыря. С
1679 г. работал на московском Печатном дворе, где последовательно
прошел по всем ступеням служебной лестницы: был чтецом, писарем,
справщиком (редактором), а затем «смотрителем царственной типографии»,
то есть ее начальником.
Чрезвычайно широк круг его интересов: он писал стихи, различные
богословские трактаты, переводил произведения христианского философа
Августина, преподавал греческий и латинский языки в Типографской школе,
подготовил для царских детей несколько книг. Некоторое время преподавал в
школе Заиконоспасского монастыря, был последователем Сильвестра
Медведева в педагогической и литературно-публицистической деятельности.
Карион Истомин был сторонником наглядного метода обучения,
разработанного чешским педагогом Яном Амосом Коменским, и знал его труд
«Мир чувственных вещей в картинках».
Карион Истомин
После 1701 г. Карион Истомин жил в Новгороде Великом, где создал школу, стал учителем и переводчиком с греческого и латинского языков. В этом старинном городе он пробыл до 1716 г., до смерти своего покровителя - митрополита Иова. Скончался Истомин через год в Москве.
Просветитель сделал за свою жизнь очень много. Но самая большая его заслуга состоит в том, что он создал несколько оригинальных пособий для обучения и воспитания подрастающего поколения, способствовал распространению просвещения. Так, в стихах для царевны Софьи он призывал ее «устроить науку свободну» и «знания в россах свет открыта». И не только призывал, но и содействовал этому благородному делу всеми доступными ему средствами. Заботясь о нравственно-религиозном воспитании молодых людей, он написал «Катехизис», для детей подготовил несколько всевозможных пособий, в том числе «Полис», который в окончательном варианте назывался так: «Книга Град царства небесного, и школ изображение, колико их есть, сочинены вновь с лицами, и лица в них описаны стихотворными мерами». В этой книге просветитель дает сначала стихотворную характеристику различных наук - грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, философии, астрономии; затем в стихах же излагает космографию, дает характеристику стран и частей света. Заключает книгу похвала и благодарение Богу.
Карион Истомин стремился дать в своем «Полисе» своеобразную научную энциклопедию знаний конца XVII в.
Предназначалась книга для всеобщего использования, а для царевича Алексея Петровича автор создал особый экземпляр, переработанный применительно к интересам подрастающего наследника престола. Истомин стремился наглядно и занимательно излагать материал, не забывая о простоте и увлекательности повествования.
И наконец, в 1692 и 1693 гг. Карион Истомин создал два рукописных, исполненных красками и золотом, «Лицевых букваря», предназначенных для обучения грамоте детей Петра I. Они были красочно оформлены художниками-иконописцами. Занимательные и ясные рисунки, сопровождаемые нехитрыми стихами, помогали лучше усваивать азбуку. Черед год, уже в новой редакции, Леонтий Бунин, один из лучших граверов того времени, вырезал весь «Лицевой букварь» на медных досках. Букварь был издан на московском Печатном дворе тиражом 106 экземпляров.
Учебная книга Кариона Истомина содержит сорок четыре листа. Начинается она с гравюры, на которой изображен Иисус Христос на престоле с развернутой книгой; по обе стороны от него находятся по три ученика со свитками, на которых надписи: астрономия, филология, риторика, философия, грамматика, геометрия.
Все листы букваря украшены изображениями людей, животных, птиц и растений, построек, предметов труда и быта, раскрытой арифметики, «звездозаконника» (астронома) со зрительной трубой, историографа, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу. Всего в букваре свыше 400 иллюстраций. «Да что видит учащийся, сие и назовет» - так объясняет автор свой педагогический прием, и принцип наглядности проведен им по всему букварю, при этом от листа к листу все иллюстрации выполнены в одном художественном стиле.
Каждой букве отведена отдельная страница. Вверху дается лицевое изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах, затем та же буква пишется уставом и скорописью по-славянски, пo-гречески, по-латыни, по-польски. Ниже помещены изображение предметов и животных, названия которых начинаются с данной буквы. На каждую букву алфавита Карион Истомин сочинил нравоучительные стихи. Буквы, слова, картинки к ним, а также стихи располагались так, что помогали легко воспринимать и усваивать материал. Все в книге было наглядно, красиво, живо и увлекательно.
Буква Л из страницы букваря Кариона Истомина
Посмотрим, например, содержание листа, на котором изображена буква «Л». Здесь даны слова и маленькие рисунки: лев, легион, ладья, ложка, лук, лещ, ложе, лилия, лестница, лопата. А ниже дано такое стихотворение:
Лоди в согластве добре бывают,
В любви жителство в людях устрояют.
Ладью прави и себе самого,
Льву не являйся без оружен наго.
Лещ и лук ясти, из лука стреляти,
Лестницею же благ ход сотворяти...
Литературовед Е. Путилова, оценивая труд автора «Лицевого букваря», пишет: «Карион ставил перед собой нелегкую задачу: объединить в небольшом стихотворении, казалось бы, совершенно далекие друг от друга предметы. Здесь и проявилось его мастерство. Сближение и противопоставление вещей имели одну цель: дать обобщенную картину мира и отношений в нем. Возникало чудо поэзии, понятия и предметы приобретали смысл».
Буква Ш из страницы букваря Кариона Истомина
Далее исследовательница приводит пример из «Лицевого букваря» на букву К:
Киты суть в морях, кипарис на суше,
юный, отверзай в разум твои уши.
В колесницу сядь, копием борися,
конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
и кокошь в требу, и людям здорова.
И продолжает: «Карион выявлял разнообразные возможности каждой буквы - видовые, звуковые, смысловые; круг как бы замыкался. Но переходя от буквы к букве, ученик совершал путешествие, в результате которого усваивал не только азбуку, но и множество понятий познавательного и нравственного характера. «Лицевой букварь» становился поэтической энциклопедией». К этому можно добавить, что он был и первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично слиты, где иллюстрация несет познавательную нагрузку.
Буква Д из страницы букваря Кариона Истомина
Завершается букварь оригинальной заставкой с текстом «Благодарение
Богу» и припиской: «Сей Букварь счинил иеромонах Карион, а знаменил и
резал Леонтий Бунин».
О новаторстве и прогрессивных взглядах этого замечательного просветителя
говорит и то, что свой «Лицевой букварь» он предназначал не только
отрокам, но и отроковицам, не только мужам, но и женам, «имущим
учитися».
Алексей Гаврилович Глухов, 2008 г. Фото С. Носова
«Лицевой букварь» Кариона Истомина стал как бы итогом того пути, который успела пройти печатная книга для детей к началу XVIII в. А сам он получил широкую известность не только в Москве, но и на Украине, в Литве, Белоруссии, несколько раз переиздавался, неся радость познания «отрокам и отроковицам».
Справка
Алексей Гаврилович Глухов (1925-2015) - журналист, писатель, заслуженный
работник культуры России, участник Великой Отечественной войны. Свыше
45 лет работал в печати, был начальником отдела Госкомиздата СССР. В
1978-1986 гг. - главный редактор журнала «Советская библиография». Автор
многих книг и статей о книжной культуре и выдающихся книжниках Руси.