Десять албанских условий для Сербии, семь - для Республики Сербской
В Косово после введения стопроцентных пошлин на сербские товары, создания собственной полноценной армии (в нарушение резолюции 1244 СБ ООН) решили немного замедлить наступление. К действиям косовских сепаратистов без сочувствия отнеслись в Брюсселе. Да и президент Александр Вучич, ранее демонстрировавший лояльность курсу евроинтеграции, заявил, что отныне никаких переговоров с Приштиной, пока не отменят пошлины! Сербия готова даже защищать своих соплеменников в Северном Косово - такого не слышали из уст главы сербского государства со времени падения Милошевича. Вдобавок в Белграде недавно радушно приняли президента России В. Путина, обещая впредь вопросы по Косово согласовывать с Москвой.
И вот в начале года наметился конфликт между косовским премьером Рамушем Харадинаем и спикером парламента сепаратистов Кадри Весели. Первый заявляет, что отменит антисербские пошлины только в случае признания Сербией независимости «Республики Косово», второй предложил ввести 120-дневный мораторий на них, дав Белграду время «подумать». В случае непонимания со стороны правительства Весели грозит выйти из правящей коалиции, спровоцировав досрочные выборы.
А перед тем как затеять распрю, Харадинай и Весели встретились с послом США в Косово Филиппом Коснеттом. И вот Весели сообщает новость: отмены пошлин потребовал и посол США, а правительственная коалиция, скорее всего, не рухнет, поскольку решение по 120-дневному мораторию будет принято. Но только в том случае, если Сербия и Босния и Герцеговина (БиГ) согласятся на условия Косово. Сербия должна выполнить десять условий, БиГ с Республикой Сербской - семь. Среди них - признание Белградом документов, лицензий, штрих-кодов на товарах сепаратистского Косово, косовских автомобильных номеров и паспортов, то есть приближение вплотную к признанию Сербией «независимости» своего южного края. Плюс косовский парламент национализирует крупный горнообогатительный комбинат «Трепча», 80% акций которого принадлежит Сербии...
Одновременно с начала 2019 года упрощено таможенное сообщение между отторгнутым от Сербии краем и самой Албанией - оно осуществляется теперь «в одно окно». Помимо этого, албанский парламент отменил роуминг между своими и косовскими мобильными операторами и контроль за перемещением жителей обеих территорий через границу.
Премьер-министр Албании Эди Рама приветствовал объединение трёх албанских партий для выдвижения единого кандидата на выборах... в Черногории, в муниципалитете Тузи - пригороде Подгорицы, населённом преимущественно албанцами. В прошлом году этот пригород уже становился местом ожесточённой схватки за право албанцев развешивать свои национальные флаги: ранее за вывешенный флаг иностранного государства в Черногории штрафовали и арестовывали на тридцать суток, но теперь премьер Душко Маркович пообещал изменить законодательство.
В Черногории разрешили также албанской диаспоре ставить в муниципалитетах, где они составляют большинство, памятники албанскому герою Скандербегу.
Поводы для оптимизма албанскому премьеру даёт и Македония. В начале этого года парламент, большинство в котором составляют представители партии Зорана Заева и их албанские союзники, принял закон о придании албанскому языку официального статуса. Встречаясь в аэропорту Приштины, Заев и Харадинай договорились об увеличении македонского экспорта и транзита европейских товаров через Македонию в Косово. Вдобавок глава Альянса за албанцев Македонии Зиядин Селя заявил о намерении выставить своего кандидата на апрельских выборах (апрель 2019), что, по его словам, станет показателем «новой Македонии, свободной от предрассудков».
«Весной граница между Албанией и Косово, - говорит Эди Рама, - будет соответствовать критериям Шенгенского соглашения. По тому же принципу мы ожидаем и модификацию границ с Македонией, Черногорией и Грецией. Работать над этим мы будем до вступления в ЕС».
Это старая великоалбанская идея. В 1878 году, собравшись в Призрене, албанские подданные Османской империи заявили об объединении всех земель, населённых их соплеменниками, в отдельный албанский вилайет, а впоследствии в «Великую Албанию». Поскольку на этих землях бок о бок с албанцами жили славяне, греки, турки, цыгане, первый глава независимой Албании Исмаил Кемали предложил всех иноплеменников изгнать. Тогда предполагалось, что «Великая Албания», помимо территории нынешней Албании, должна включать Косово, сербскую Прешевскую долину, северо-запад Македонии вместе со столичным Скопье, юго-восток Черногории вместе с Подгорицей, а также греческие Эпир с городом Янина и островом Корфу. В 1912 году на совещании представителей ведущих европейских держав в Лондоне албанцам пришлось серьёзно умерить свои аппетиты до территории нынешней Албании. Зато в годы Второй мировой войны, во время итальяно-германской оккупации Балкан, многие территориальные претензии албанцев были удовлетворены - им не дали в прямое пользование разве что земли Греции. Спустя несколько десятилетий ставку на албанцев делают новые евроинтеграторы, в очередной раз преподнося им «Великую Албанию».
В конце января Еврокомиссия посетовала на то, что некоторые страны ЕС блокируют решение по упрощению таможенного режима с Косово: выходцам из этого края разрешено находиться в странах-членах Евросоюза только 90 дней. И европейцев можно понять: через Косово героин с Ближнего Востока расползается по всей Европе и идёт в США, оттуда же, из Косово, в европейские страны поступает оружие, а в самом Косово оседают угнанные автомобили. Кроме того, албанцы наладили прочные взаимоотношения с колумбийскими наркокартелями, поставляя кокаин в Старый Свет. Примерно 75% незаконного оборота наркотиков в мире сейчас приходится на долю албанской мафии. Потеснив итальянские кланы, албанцы контролируют проституцию в Италии, Франции, Великобритании; «девушки» и даже несовершеннолетние девочки поступают в Косово из Молдавии, Румынии, Болгарии, Украины, из самого Косово, из Албании, частично из Сербии и России...
Албанское общество - клановое, к кланам принадлежат как уважаемые политики, так и закоренелые бандиты; часто те и другие представлены одними лицами. Между кланами существует ритуал «беса», или обет молчания о подельниках, нарушение которого влечёт кровную месть...
Архитекторы «нового мирового порядка» делают ставку на создание «Великой Албании» в рамках Европы, поглощаемой шаг за шагом Североатлантическим альянсом. Однако албанцы дружат только с сильными. И лишь до тех пор, пока те сильны.