Источник: Журнал "Наркология"
Магай А.И., врач психиатр-нарколог, младший научный сотрудник1; заместитель председателя правления2
- — ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Москва, Россия
- — Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости Москва, Россия
Open Letter to the «Narcology» Journal
Magay A.I.1,2
- — Scientific Center of Mental Health Moscow, Russia
- — Interregional Social Organization in Support of Family Sobriety Clubs Moscow, Russia
В силу профессиональной деятельности, а также являясь частью российского православного трезвенного сообщества, на протяжении последнего года мне с болью в сердце приходится наблюдать драматические события, разворачивающиеся в судьбе российского врача психиатра-нарколога, общественного деятеля, кандидата медицинских наук, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае Николая Владимировича Каклюгина.
Очное знакомство с Николаем Каклюгиным состоялось в 2017 году в Москве во время проведения Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика аддиктив- ных расстройств: биопсихосоциодуховный подход». До этого события уже приходилось знакомиться с научными публикациями и исследованиями доктора Каклюгина, которые пользовались авторитетом и заслуженным уважением среди специалистов.
Помощь людям, страдающим психическими расстройствами, является ответственной и благородной миссией. Серьезные трудности представляет многообразие патологии, сложности в объективной оценке имеющихся расстройств. Зачастую такая работа требует наблюдательности, способности к анализу, а также решительности и активной личной позиции врача.
Особенно велико значение личности врача в наркологии, где специалисту приходится сталкиваться как с медицинскими, так и социальными аспектами проблемы. В большом проценте случаев злоупотребление психоактивными веществами сопряжено с криминальным образом жизни, часты социально-опасные формы повеения. К тому же среди наркологических больных нередко можно встретить нежелание сотрудничества со специалистами-медиками, недоверие и отсутствие понимания необходимости профессиональной помощи. Все это делает необходимым в ряде случаев использовать разнообразные психотерапевтические технологии и приемы, мотивирующие зависимого к лечению. У наркологов принято расхожее мнение, что «в отличии от соматической медицины, в наркологии не больной самостоятельно обращается за помощью, а врач вынужден следовать за больным и просить его обратиться за лечением».
Возможно в связи с этим в наркологической службе чрезвычайно важным является нравственное состояние врача, его ценностные устремления, способность выбирать между допустимыми и нравственно неприемлемыми видами помощи. Весьма велик соблазн использовать недозволенные методы помощи, ведь «на кону» стоят значительные финансовые средства, которые готовы отдавать больные и их родственники за возможность избавиться от «пагубных привычек».
Борьбой с некачественными поставщиками наркологических услуг, как это принято называть в современной действительности, как раз и занимался Николай Владимирович Каклюгин. Особое попечение Николай проявлял о том, чтобы наркологическая помощь оказывалась не только в соответствии с законом Российской Федерации, а значит добровольно, без использования методов стеснения и физической силы, но так- же и с духовно-приемлемых и безопасных для личности больного позиций.
По мнению главного внештатного специалиста-нарколога Минздрава России, доктора медицинских наук и заслуженного врача РФ Евгения Алексеевича Брюна, «эффективность реабилитации при использовании духовно-ориентированных программ помощи возрастает до 30-40%». Не секрет, что большое количество организаций, действующих сегодня на территории России, оказывает помощь в рамках духовно- ориентированного подхода. Анализируя богатый фактический материал, в своей статье «Критерии оценки качества и сертификации оказания реабилитационных услуг лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, в различных реабилитационных и псевдореабилитационных сообществах» Николай Каклюгин утверждает, что не всякая духовно-ориентированная практика, которая лежит в основе оказания наркологической помощи, может быть безопасна для психического и духовного здоровья пациента. А в ряде случаев реабилитация на основе псевдодуховных и сектантских духовных практик может нанести существенный вред здоровью наркологического больного.
Хотелось бы обратить внимание, что выявление слчаев опасной с духовной точки зрения реабилитации наркологических больных являлось предметом научной и общественной работы врача-нарколога Николая Каклюгина. Так, из 36 работ, опубликованных в электрон- ной научной библиотеке на портале ELIBRARY.RU (https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=6 48634&show_option=1&show_refs=1), автором или со- автором которых является Николай Каклюгин, 18 работ посвящены вопросам духовно-ориентированной реабилитации наркологических больных, выявлению критериев ее эффективности, определению границ приемлемости и безопасности. Не случайным в связи с этим является название кандидатской диссертации Николая Каклюгина: «Клинические, терапевтические и организационные принципы духовно-ориентирован- ной реабилитации больных опийной наркомании», которая была успешно защищена в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского в 2013 году.
Являясь по-настоящему профессионалом своего дела, Каклюгин имеет основательную теоретическую базу, которая позволяет ему иметь выверенную точку зрения на процесс духовно-ориентированной нарко- логической реабилитации не только с позиции медицинского сообщества, но и со стороны представите- лей Русской Православной Церкви. К тому же, Николай имеет богатый практический опыт работы в области реабилитации в наркологии.
В своем обращении, опубликованном на странице информационно-аналитического портала «Русская народная линия» 7 декабря 2018 года (https://ruskline.ru/news_rl/2018/12/07/kaklyugin_iskrennij_specialist_v_ borbe_s_narkougrozoj/), специалисты Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ, зарегистрировано Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве 19 октября 2011 года, ЕГРЮЛ №1117799022010 от 01 ноября 2011 года) сообщали, что «сотрудничали с Николаем Каклюгиным в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами на протяжении многих лет. За это время Николай Владимирович неоднократно становился участником научно-практических конференций, в том числе международных, организованных крупнейшими научно- исследовательскими институтами в области охраны психического здоровья и борьбы с наркоманией, где выступал с содержательными докладами. Принимал участие в круглых столах и заседаниях профильных комиссий по вопросам противодействия алкоголизму и наркомании. Также на протяжении ряда лет он кон- сультировал специалистов движения по вопросам противодействия алкоголизму и наркомании, знакомил с современными реабилитационными подходами в этой области, проводил анализ в сфере недобросовестных и откровенно деструктивных организаций, занимающихся реабилитацией наркозависимых.
Николай Владимирович проявил себя как искренний, чрезвычайно последовательный и профессиональный специалист в борьбе с наркотической угрозой в Российской Федерации. Аргументированная и подтвержденная проверенными фактами позиция Николая Каклюгина никогда не вызывала сомнения у коллег по реабилитации наркозависимых. Регулярная аналитическая подборка информационных мате- риалов помогла специалистам Движения в выявлении сектантских и недобросовестных организаций, действующих на территории Москвы».
Не вдаваясь в подробности уголовного преследования Николая Каклюгина, с подробностями которого любой желающий может ознакомиться в СМИ, необходимо отметить явное несоответствие предъявляемых обвинений и профессиональной деятельности Каклюгина. Как и в случае многих борцов с недугами современного общества, складывается впечатление, что Николай стал жертвой «разборок» недобросовестных дельцов от наркологической реабилитации, решивших свести счеты с профессиональным ученым. Приведенные данные о научной работе Николая Калюгина снимают сомнения в том, что он является на- стоящим профессионалом своего дела.
Сложившаяся ситуация не оставляет равнодушным профессиональное наркологическое сообщество. К сожалению, случаи уголовного преследования врачей наркологов не вызывают такого широкого общественного резонанса, какой наблюдался в аналогичной ситуации с журналистами или другими общественными деятелями. В этой связи чрезвычайно важной является реакция профессионального сообщества на случаи уголовного преследования врачей наркологов, со всей ответственностью исполняющих свой долг. Не вызывает сомнения то, что ученые, практические врачи, руководители учреждений могут использовать возможность лично высказывать свою позицию, благодаря чему оказывать влияние на общественное мнение через СМИ и т.д. В такой активной позиции проявляется ответственность сообщества за судьбу своих членов.
Безусловно, последнее решение л судьбе Николая Каклюгина остается за органами правосудия, которые, хочется надеяться, будут беспристрастно выполнять свой долг перед обществом и законом. Однако откры- тые обращения со справедливой оценкой деятельности коллег, подвергшихся уголовному преследованию, со стороны заслуживающих уважения представителей профессионального наркологического сообщества, может оказать весомый вклад в принятие окончательного решения служителями Фемиды. Ведь в конечном счете, мы имеем дело не только с жизнью отдельно взятого человека, а на чаше весов находится безопасность профессиональной деятельности любого врача-нарколога.