Николай Бурляев. В поисках «царства свободы и истины»

Николай Бурляев  Нина Катаева 
0
02.12.2019 445

Источник: Аргументы недели

Николай Бурляев. В поисках «царства свободы и истины»

Фото АГН «Москва» / К. Зыков

Народный артист России Николай Бурляев – и человек, и актер удивительный. Поиск «царства свободы и истины», о котором говорил его Иешуа в «Мастере и Маргарите», и отголоски которого, с разной степенью откровенности, он сыграл в «Ивановом детстве», «Андрее Рублеве», «Военно-полевом романе», «Лермонтове» и десятках других фильмов, стал его жизненным кредо, что подтверждает и 27-летняя деятельность на посту президента МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь». Кроме того, Николай Петрович - сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства Россия–Беларусь и первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ. На днях он стал почетным профессором Санкт-Петербургской киноакадемии.

И сегодня «АН» поговорила с ним о насущных проблемах дня.

Мой пращур Кондрат Бурляй

- Как, по-вашему, живет сегодня Русский мир?

- В тревогах и с надеждой по-прежнему. В тревогах, потому что очевидно, как активно более 30 перестроечных лет «золотой телец» покупает и извращает людей, заставляя думать главным образом о личной выгоде и корысти. И с надеждой, потому что правы западные прорицатели, говорившие, что «Спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель мира». Это и Кейси говорил, и Нострадамус, и Ванга. В такой раздвоенности и живем, но надежда теплится, поскольку видим активные действия президента страны, правда, пора бы нашему руководителю задуматься об истинности слов о социальном государстве. Народ живет достаточно трудно, в то время, как всеми благами пользуются несколько десятков человек.

- Вам известно, как простые люди на Западе относятся к санкциям против России?

- Санкции возникли от желания хоть чем-то досадить России, которая поднимается, несмотря ни на что. Помню, в прошлом году представлял свой фильм в Париже. Стою перед полным залом, рядом со мной мэр Парижа, и я сказал, что хочу поблагодарить Запад за санкции. Пауза. Оценка. Улыбки, легкий хохоток по залу. Показываю им большой палец - хохот усиливается. Продолжаю – «Потому что именно благодаря санкциям, мы в России становимся единым народом». Аплодисменты. Потом мэр попросил мою речь, чтобы записать… Трудно нам под санкциями – да, трудно, но, как говорил Шукшин, не жили хорошо и не фиг привыкать. Шутка.

- Изменилось ли ваше отношение к Украине?

- Как может измениться мое отношение к родине предков? Мой прапрапрадед, запорожский полковник Кондрат Бурляй, сподвижник Богдана Хмельницкого, был послан с посольством о присоединении Украины к России, что мне подтвердили историки три года назад. Принесли выписку из петровского указа, где петровской вязью было написано, что в Москву прибыло посольство с просьбой о присоединении Украины под длань московского царя Алексея Михайловича со всей ратью и т.д. Как я могу относиться к своей родине, откуда вышли мои предки казаки? Как любил, так и люблю. Как можно не любить украинские песни, добрый украинский уклад жизни? Гоголь говорил – «Я не могу разделить, где я малороссиянин, а где россиянин, все мое единое, и все во мне». Гоголь был сыном Святой Руси, из которой сейчас пытаются забрать Украину и сделать отдельным государством. Наивно думать, что эту идею можно укрепить, несмотря на то, что целое поколение выросло в русофобии. Когда Гоголя спрашивали, почему не пишет на украинском, он отвечал – «Я не могу писать на диалекте, когда есть язык великого Пушкина».

«Золотой Витязь». Из личного

- Какой период переживает сейчас Союзное государство, и что связано с Беларусью лично у вас?

- Все мы, россияне, украинцы и белорусы, переживаем сейчас один период – осознаем, что друг без друга нам хуже, чем всем вместе. Что делать? Перешагивать через помехи и идти дальше, опираясь на вечные ценности единой Святой Руси. Мне скажут, да что он заладил, какая Святая Русь, посмотри, что вокруг творится, а я отвечу – Святая Русь как понятие - это идеал, мечта, к которой мы должны стремиться.

А с Беларусью связано очень многое: именно в Минске, на квартире у классика белорусского кино Виктора Турова, за рюмкой чая, третьим был Гостюхин, зарождался «Золотой Витязь». Следом в Минске появился национальный кинофестиваль «Листопад», и именно «Золотому Витязю» была оказана честь задать ему вектор движения.

- Вам, похоже, пришлось стать дипломатом за 27 лет существования фестиваля?

- Вы правы, нашу деятельность иначе, как народной дипломатией, не назовешь. В 90-е годы от нас отошла Украина, ставшая незалежной, а также Польша, которую втягивали в ЕС и НАТО. Но я и в самые «холодные» годы опирался на дружеские контакты. Приезжал, отбирал фильмы для кинофестиваля, причем в Польше и в Украине видел одну и ту же тенденцию. Если раньше отрицательными персонажами были нацисты, то теперь на их место заступил русский офицер. Помню, что через фильм встречал подобные образы, отбирая фильмы в украинском Минкульте. Я даже выступил тогда по украинскому ТВ – «Что вы делаете, коллеги? Так отрабатывать 30 сребренников у нового режима, вы же воспитываете поколение?!»

В 90-х все ведущие украинские кинематографисты – Ильенко, Роговцева, Олялин, Богдан Ступка, Раиса Недашковская – приезжали на «Золотой Витязь». Но когда грянул майдан, Недашковская, с которой сотрудничали четверть века, и которая как мать родная опекала сербов, когда везла их в Россию из-под бомб НАТО, позвонила мне и сказала - «Коля, останови Путина, наших мальчиков убивают!» Я спросил – «А он-то причем?» и напомнил ей, что в 93-ем она была рядом и видела расстрел Белого дома, когда третья сила стреляла и в армию, и в народ. Но Россия не пошла на Гражданскую войну. «Сейчас вы проходите этот путь, приезжай, поговорим». – «Нет, Коля, я вся перевернутая, я пойду на майдан». Я сказал, что она зомбирована, она ответила мне тем же, и больше контактов не было. Понимаю, как трудно им сейчас, они же видят, что там делается, и знают, что было в России в 90-х. Молимся за них, любим их также и ждем, когда с них сойдет это наваждение. Рерих подчеркивал, что русский народ не шовинист, и, помяните мое слово, Россия, Украина и Беларусь еще будут единым народом.

- Получается, удачно померялись силами с Эдинбургом, который вдохновил вас на создание «Золотого Витязя»?

- Мы их давно превзошли. Помимо отдельных форумов – кино, театра, литературного, музыкального, изо, которые проводятся в течение года в разных городах, теперь устраиваем Славянский форум искусств. Три из девяти глобальных праздников – с блестящими славянскими коллективами - провели в Ставрополе, где губернатором молодой человек Владимир Владимиров. Трансляция идет на шесть каналов, одномоментно нас смотрят 12 млн человек. Но в Минкульте упорно не хотят признавать, что появилась новая форма - Славянский форум искусств – «Что-то много вас стало, мы вам и так деньги даем на кинофестиваль».

Минкульт без культуры

- Какая проблема, на ваш взгляд, насущна в нашей культуре?

- Лично я потратил четверть века, чтобы доказать, что в стране нет стратегии государственной культурной политики, что вседозволенность разрушает духовное здоровье нации. Говорил об этом со всех трибун, и в конце 2014 года президент подписал наконец указ о новой государственной культурной политике, который министр Мединский называет «конституцией для Минкульта». Было бы совсем хорошо, если бы чиновники эту конституцию выполняли. А то у них стало модным заявлять, что руководители государства, в частности, тот же министр, требуют от них не вмешиваться в процессы культуры и выпускать кассовые фильмы. То есть, не мешать тратить государственные сотни миллионов рублей на низкопробную кино- и театральную продукцию.

В прошлом году Общественный Совет анализировал деятельность Фонда кино, еще до того, как из него вышел Никита Михалков. За семь лет работы, заявили в Фонде, мы сделали 150 фильмов, отвоевав в российском кинопрокате 18 процентов, у нас все прекрасно. Но чем можно гордиться, спросили мы: шестью-семью фильмами, а остальное - «Дабл-трабл»? Вы занимаетесь тем, что русский мыслитель Иван Ильин называл «доходным промыслом» и «эффектной пустотой». И ни один здравомыслящий госдеятель не заставит делать деньги на том, что понижает духовный уровень народа.

В творческие коллективы чиновники внедряют «эффективных менеджеров» и разрушают целые коллективы, так, я целый год боролся за выполнение указа Путина 2006 года «О сохранении и поддержке Государственного академического концертного оркестра «Боян». Жемчужина русской культуры, национальное достояние.Безрезультатно.На должность директора поставили бывшего завхоза, оркестр отдали чиновнику, а народного артиста СССР Анатолия Полетаева, создателя оркестра и бессменного худрука и дирижера на протяжении полувека, уволили.Преступление, о котором я предупреждал министра Мединского, совершено. Чиновники творят, что хотят, руководствуясь только бизнесом. Наблюдая за их деятельностью на протяжении пяти лет, утверждаю, что многие чиновники Минкультуры весьма далеки от истинной культуры…

- Как распределяются бюджетные средства на кино?

- Из 20 членов Экспертного совета Фонда кино 15 – продюсеры и прокатчики, которые делят 3 млрд между собой, не подпуская к «кормушке» никого. Невозможно прорваться с какой-либо идеей на все их питчинги, хотя утверждают, что у них все открыто. А как это возможно, спросил я, что во времена санкций среди членов Экспертного совета у вас было два контрагента иностранных фирм? Одним словом, вопросов много, надеюсь, что-то будет меняться.

- Каковы перспективы наших фильмов на Западе?

- Да, думаю, никаких, по сравнению с теми, какие были в свое время у Тарковского, Бондарчука, Михалкова. Мы прорывались на Запад с подлинным искусством, в котором сегодня необходимости нет. Культуру нужно выводить из рынка, поскольку там делают деньги, а культура призвана возвышать и просветлять человека.

- Нравится ли вам что-то из современного кино?

- Из последнего десятилетия – фильмы Михалкова, «Брестская крепость», «Время первых», «Салют-7». Есть росточки среди молодых: если 15-20 лет назад трудно было набрать студенческие фильмы на конкурс, то в этом году на «Золотом Витязе» в Севастополе участвовали человек десять из Санкт-Петербургской академии. Когда меня принимали там в почетные профессора, провел мастер-класс у студентов. Правда, на вопрос девушки – что посоветуете, как будущей актрисе, не удержался, сказал - «Бежать из профессии, заниматься женским делом, рожать детей, укреплять семью».

Мантия вместо халата

- Вас как актера всю жизнь питают две школы – Николая Мордвинова и Андрея Тарковского, как они в вас отозвались?

- С Андреем мы сделали два фильма, а с Николаем Дмитриевичем три с половиной года играли на одной сцене. От Андрея я взял его бескомпромиссность, а от Мордвинова отношение к театру как к храму. Когда Мордвинов приходил в театр, все подтягивались, вплоть до машинистов сцены и осветителей. Также я перенял у него манеру чтения стихов, хотя поначалу не понимал, почему так раскатисто. А со временем открыл тайну, которая кроется в евангельской фразе - «Много в мире различных слов, но ни одного без значения». Пониманием этого обладал Мордвинов.

Также с Андреем – поначалу не понимал, почему он называет всего 5-6 имен истинных режиссеров, ведь их гораздо больше. А со временем стал столь же жёсток в оценках. Если на чашу весов положить десятки имен доперестроечных кинорежиссеров, а на вторую тех, кто работал после 1985-го, картина будет наглядна. Необходимо вернуться к системе, когда хотя бы один институт будет отвечать за ту порнографию, которая выходит в народ. Я против цензуры, а вот Пушкин говорил следующее: «Убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно ни находилось».

- А шутить великие умели?

- А то. Помню, перед съемками труднейшей моей сцены в «Андрее Рублеве» Тарковский никак не подходил ко мне. Ходит за камерой, шутит, какие-то байки рассказывает, взял клизмочку, которой продувают пленку от соринок, и дует всем в уши – Юсову, оператору, помрежу - фьють-фьють. Я говорю – «Андрей, поработай со мной!» А он – «Знаете, что Рене Клер сказал одному журналисту, когда тот спросил, как он работает с актерами?» Фьють-фьють. Он ответил – «А я с ними не работаю, я им плачу деньги. Тебе платят твои 100 рублей, вот и играй». Но это было для публики, ко мне он, конечно, подошел и тут же начал что-то шептать на ухо.

А Тодоровский все время шутил, хотя очень нервничал, делая «Военно-полевой роман». А я знал, что у фильма будет успех, еще читая сценарий. За жизнь мне довелось прочесть до тысячи сценариев, и до слез проняли только два – этот и шукшинский «Я пришел дать вам волю». Но, видя, как Тодоровский переживает, я подошел к нему вплотную и, глядя в глаза, сказал – «Это будет потрясающий фильм». Он мне – «Тьфу-тьфу-тьфу, что вы, что вы, сплюньте три раза!» На следующее утро я опять к нему – «Это будет потрясающий фильм!» Гляжу, дней через десять Тодоровский уже просто ждет, чтобы я его воодушевил.

И Мордвинов был шутник еще тот. Как-то на выездном спектакле «Ленинградский проспект» в Подмосковье всем артистам выделили одну гримерку. Заходим - Сошальская, Шапошникова, Вадим Бероев, дедушка Егора, располагаемся. И Мордвинов заходит. Оценил обстановку, проходит туда, где ему надо будет сесть, оборачивается ко всем и говорит – «Спокойно, снимаю!», и… начал снимать брюки.

А однажды нам с ним прямо перед зрителями пришлось поднимать рухнувший диван, на котором, по действию, должна была умирать бабушка моего героя-подростка. И вот все лишние, едва сдерживая смех, со сцены ушли, остались мы втроем. И Мордвинов мне говорит – «Ну что, давай поднимать, бабке же умирать надо». И мы с осторожностью подняли этот матрас, уложили на какие-то ребра, и бедная Сошальская со страхом опустилась на него.

- Понравилась ли вам мантия Санкт-Петербургской киноакадемии?

- Вообще-то я просил жену купить мне халат для ванной, а академия подарила мантию…

Источник: Аргументы недели

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Николай Бурляев
«Его необыкновенное русское слово проникает вглубь сердца»
Великому русскому писателю Владимиру Николаевичу Крупину – 80 лет!
07.09.2021
Золотой Витязь против Последнего богатыря.
Как кино меняет сознание зрителей
15.05.2021
«С советских времен культура всегда была на остаточном положении»
Бюджет Министерства культуры должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны
25.03.2021
Все статьи Николай Бурляев
Нина Катаева
«Неслучайно у витязей шлемы похожи на купола храмов»
Николай Бурляев представил годовую программу XII Славянского форума искусств
12.05.2021
О чем помнит кровь…
В Третьяковке отметили юбилей народного артиста СССР Юрия Соломина
31.03.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Владимир Костров: «Не зря говорят: спасется Россия – спасется мир…»
Беседа с известным поэтом о творчестве и не только
04.01.2021
Все статьи Нина Катаева
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
22.10.2021 00:14
Царство ближних
Новый комментарий от В.Р.
21.10.2021 21:22
Поднимать Россию вместо руссозамещения
Новый комментарий от учитель
21.10.2021 20:50
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.10.2021 20:39
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от учитель
21.10.2021 19:25
Музыка Николая Туроверова
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.10.2021 19:23
Теория заговора женщин против мужчин
Новый комментарий от Алина
21.10.2021 18:44