Николай Бурляев. В поисках «царства свободы и истины»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
721
Время на чтение 10 минут

Источник: Аргументы недели

Николай Бурляев. В поисках «царства свободы и истины»

Фото АГН «Москва» / К. Зыков

Народный артист России Николай Бурляев – и человек, и актер удивительный. Поиск «царства свободы и истины», о котором говорил его Иешуа в «Мастере и Маргарите», и отголоски которого, с разной степенью откровенности, он сыграл в «Ивановом детстве», «Андрее Рублеве», «Военно-полевом романе», «Лермонтове» и десятках других фильмов, стал его жизненным кредо, что подтверждает и 27-летняя деятельность на посту президента МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь». Кроме того, Николай Петрович - сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства Россия–Беларусь и первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ. На днях он стал почетным профессором Санкт-Петербургской киноакадемии. 

И сегодня «АН» поговорила с ним о насущных проблемах дня.

Мой пращур Кондрат Бурляй

- Как, по-вашему, живет сегодня Русский мир? 

- В тревогах и с надеждой по-прежнему. В тревогах, потому что очевидно, как активно более 30 перестроечных лет «золотой телец» покупает и извращает людей, заставляя думать главным образом о личной выгоде и корысти. И с надеждой, потому что правы западные прорицатели, говорившие, что «Спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель мира». Это и Кейси говорил, и Нострадамус, и Ванга. В такой раздвоенности и живем, но надежда теплится, поскольку видим активные действия президента страны, правда, пора бы нашему руководителю задуматься об истинности слов о социальном государстве. Народ живет достаточно трудно, в то время, как всеми благами пользуются несколько десятков человек. 

- Вам известно, как простые люди на Западе относятся к санкциям против России? 

- Санкции возникли от желания хоть чем-то досадить России, которая поднимается, несмотря ни на что. Помню, в прошлом году представлял свой фильм в Париже. Стою перед полным залом, рядом со мной мэр Парижа, и я сказал, что хочу поблагодарить Запад за санкции. Пауза. Оценка. Улыбки, легкий хохоток по залу. Показываю им большой палец - хохот усиливается. Продолжаю – «Потому что именно благодаря санкциям, мы в России становимся единым народом». Аплодисменты. Потом мэр попросил мою речь, чтобы записать… Трудно нам под санкциями – да, трудно, но, как говорил Шукшин, не жили хорошо и не фиг привыкать. Шутка.

- Изменилось ли ваше отношение к Украине?

- Как может измениться мое отношение к родине предков? Мой прапрапрадед, запорожский полковник Кондрат Бурляй, сподвижник Богдана Хмельницкого, был послан с посольством о присоединении Украины к России, что мне подтвердили историки три года назад. Принесли выписку из петровского указа, где петровской вязью было написано, что в Москву прибыло посольство с просьбой о присоединении Украины под длань московского царя Алексея Михайловича со всей ратью и т.д. Как я могу относиться к своей родине, откуда вышли мои предки казаки? Как любил, так и люблю. Как можно не любить украинские песни, добрый украинский уклад жизни? Гоголь говорил – «Я не могу разделить, где я малороссиянин, а где россиянин, все мое единое, и все во мне». Гоголь был сыном Святой Руси, из которой сейчас пытаются забрать Украину и сделать отдельным государством. Наивно думать, что эту идею можно укрепить, несмотря на то, что целое поколение выросло в русофобии. Когда Гоголя спрашивали, почему не пишет на украинском, он отвечал – «Я не могу писать на диалекте, когда есть язык великого Пушкина».  

«Золотой Витязь». Из личного

- Какой период переживает сейчас Союзное государство, и что связано с Беларусью лично у вас?

- Все мы, россияне, украинцы и белорусы, переживаем сейчас один период – осознаем, что друг без друга нам хуже, чем всем вместе. Что делать? Перешагивать через помехи и идти дальше, опираясь на вечные ценности единой Святой Руси. Мне скажут, да что он заладил, какая Святая Русь, посмотри, что вокруг творится, а я отвечу – Святая Русь как понятие - это идеал, мечта, к которой мы должны стремиться.

А с Беларусью связано очень многое: именно в Минске, на квартире у классика белорусского кино Виктора Турова, за рюмкой чая, третьим был Гостюхин, зарождался «Золотой Витязь». Следом в Минске появился национальный кинофестиваль «Листопад», и именно «Золотому Витязю» была оказана честь задать ему вектор движения. 

- Вам, похоже, пришлось стать дипломатом за 27 лет существования фестиваля?

- Вы правы, нашу деятельность иначе, как народной дипломатией, не назовешь. В 90-е годы от нас отошла Украина, ставшая незалежной, а также Польша, которую втягивали в ЕС и НАТО. Но я и в самые «холодные» годы опирался на дружеские контакты. Приезжал, отбирал фильмы для кинофестиваля, причем в Польше и в Украине видел одну и ту же тенденцию. Если раньше отрицательными персонажами были нацисты, то теперь на их место заступил русский офицер. Помню, что через фильм встречал подобные образы, отбирая фильмы в украинском Минкульте. Я даже выступил тогда по украинскому ТВ – «Что вы делаете, коллеги? Так отрабатывать 30 сребренников у нового режима, вы же воспитываете поколение?!» 

В 90-х все ведущие украинские кинематографисты – Ильенко, Роговцева, Олялин, Богдан Ступка, Раиса Недашковская – приезжали на «Золотой Витязь». Но когда грянул майдан, Недашковская, с которой сотрудничали четверть века, и которая как мать родная опекала сербов, когда везла их в Россию из-под бомб НАТО, позвонила мне и сказала - «Коля, останови Путина, наших мальчиков убивают!» Я спросил – «А он-то причем?» и напомнил ей, что в 93-ем она была рядом и видела расстрел Белого дома, когда третья сила стреляла и в армию, и в народ. Но Россия не пошла на Гражданскую войну. «Сейчас вы проходите этот путь, приезжай, поговорим». – «Нет, Коля, я вся перевернутая, я пойду на майдан». Я сказал, что она зомбирована, она ответила мне тем же, и больше контактов не было. Понимаю, как трудно им сейчас, они же видят, что там делается, и знают, что было в России в 90-х. Молимся за них, любим их также и ждем, когда с них сойдет это наваждение. Рерих подчеркивал, что русский народ не шовинист, и, помяните мое слово, Россия, Украина и Беларусь еще будут единым народом.

- Получается, удачно померялись силами с Эдинбургом, который вдохновил вас на создание «Золотого Витязя»? 

- Мы их давно превзошли. Помимо отдельных форумов – кино, театра, литературного, музыкального, изо, которые проводятся в течение года в разных городах, теперь устраиваем Славянский форум искусств. Три из девяти глобальных праздников – с блестящими славянскими коллективами - провели в Ставрополе, где губернатором молодой человек Владимир Владимиров. Трансляция идет на шесть каналов, одномоментно нас смотрят 12 млн человек. Но в Минкульте упорно не хотят признавать, что появилась новая форма - Славянский форум искусств – «Что-то много вас стало, мы вам и так деньги даем на кинофестиваль». 

Минкульт без культуры

- Какая проблема, на ваш взгляд, насущна в нашей культуре?

- Лично я потратил четверть века, чтобы доказать, что в стране нет стратегии государственной культурной политики, что вседозволенность разрушает духовное здоровье нации. Говорил об этом со всех трибун, и в конце 2014 года президент подписал наконец указ о новой государственной культурной политике, который министр Мединский называет «конституцией для Минкульта». Было бы совсем хорошо, если бы чиновники эту конституцию выполняли. А то у них стало модным заявлять, что руководители государства, в частности, тот же министр, требуют от них не вмешиваться в процессы культуры и выпускать кассовые фильмы. То есть, не мешать тратить государственные сотни миллионов рублей на низкопробную кино- и театральную продукцию. 

В прошлом году Общественный Совет анализировал деятельность Фонда кино, еще до того, как из него вышел Никита Михалков. За семь лет работы, заявили в Фонде, мы сделали 150 фильмов, отвоевав в российском кинопрокате 18 процентов, у нас все прекрасно. Но чем можно гордиться, спросили мы: шестью-семью фильмами, а остальное - «Дабл-трабл»? Вы занимаетесь тем, что русский мыслитель Иван Ильин называл «доходным промыслом» и «эффектной пустотой». И ни один здравомыслящий госдеятель не заставит делать деньги на том, что понижает духовный уровень народа. 

В творческие коллективы чиновники внедряют «эффективных менеджеров» и разрушают целые коллективы, так, я целый год боролся за выполнение указа Путина 2006 года «О сохранении и поддержке Государственного академического концертного оркестра «Боян». Жемчужина русской культуры, национальное достояние.Безрезультатно.На должность директора поставили бывшего завхоза, оркестр отдали чиновнику, а народного артиста СССР Анатолия Полетаева, создателя оркестра и бессменного худрука и дирижера на протяжении полувека, уволили.Преступление, о котором я предупреждал министра Мединского, совершено. Чиновники творят, что хотят, руководствуясь только бизнесом. Наблюдая за их деятельностью на протяжении пяти лет, утверждаю, что многие чиновники Минкультуры весьма далеки от истинной культуры… 

- Как распределяются бюджетные средства на кино? 

 - Из 20 членов Экспертного совета Фонда кино 15 – продюсеры и прокатчики, которые делят 3 млрд между собой, не подпуская к «кормушке» никого. Невозможно прорваться с какой-либо идеей на все их питчинги, хотя утверждают, что у них все открыто. А как это возможно, спросил я, что во времена санкций среди членов Экспертного совета у вас было два контрагента иностранных фирм? Одним словом, вопросов много, надеюсь, что-то будет меняться. 

- Каковы перспективы наших фильмов на Западе?

- Да, думаю, никаких, по сравнению с теми, какие были в свое время у Тарковского, Бондарчука, Михалкова. Мы прорывались на Запад с подлинным искусством, в котором сегодня необходимости нет. Культуру нужно выводить из рынка, поскольку там делают деньги, а культура призвана возвышать и просветлять человека. 

- Нравится ли вам что-то из современного кино?

- Из последнего десятилетия – фильмы Михалкова, «Брестская крепость», «Время первых», «Салют-7». Есть росточки среди молодых: если 15-20 лет назад трудно было набрать студенческие фильмы на конкурс, то в этом году на «Золотом Витязе» в Севастополе участвовали человек десять из Санкт-Петербургской академии. Когда меня принимали там в почетные профессора, провел мастер-класс у студентов. Правда, на вопрос девушки – что посоветуете, как будущей актрисе, не удержался, сказал - «Бежать из профессии, заниматься женским делом, рожать детей, укреплять семью».

Мантия вместо халата

- Вас как актера всю жизнь питают две школы – Николая Мордвинова и Андрея Тарковского, как они в вас отозвались?

- С Андреем мы сделали два фильма, а с Николаем Дмитриевичем три с половиной года играли на одной сцене. От Андрея я взял его бескомпромиссность, а от Мордвинова отношение к театру как к храму. Когда Мордвинов приходил в театр, все подтягивались, вплоть до машинистов сцены и осветителей. Также я перенял у него манеру чтения стихов, хотя поначалу не понимал, почему так раскатисто. А со временем открыл тайну, которая кроется в евангельской фразе - «Много в мире различных слов, но ни одного без значения». Пониманием этого обладал Мордвинов. 

Также с Андреем – поначалу не понимал, почему он называет всего 5-6 имен истинных режиссеров, ведь их гораздо больше. А со временем стал столь же жёсток в оценках. Если на чашу весов положить десятки имен доперестроечных кинорежиссеров, а на вторую тех, кто работал после 1985-го, картина будет наглядна. Необходимо вернуться к системе, когда хотя бы один институт будет отвечать за ту порнографию, которая выходит в народ. Я против цензуры, а вот Пушкин говорил следующее: «Убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно ни находилось». 

- А шутить великие умели?

- А то. Помню, перед съемками труднейшей моей сцены в «Андрее Рублеве» Тарковский никак не подходил ко мне. Ходит за камерой, шутит, какие-то байки рассказывает, взял клизмочку, которой продувают пленку от соринок, и дует всем в уши – Юсову, оператору, помрежу - фьють-фьють. Я говорю – «Андрей, поработай со мной!» А он – «Знаете, что Рене Клер сказал одному журналисту, когда тот спросил, как он работает с актерами?» Фьють-фьють. Он ответил – «А я с ними не работаю, я им плачу деньги. Тебе платят твои 100 рублей, вот и играй». Но это было для публики, ко мне он, конечно, подошел и тут же начал что-то шептать на ухо. 

А Тодоровский все время шутил, хотя очень нервничал, делая «Военно-полевой роман». А я знал, что у фильма будет успех, еще читая сценарий. За жизнь мне довелось прочесть до тысячи сценариев, и до слез проняли только два – этот и шукшинский «Я пришел дать вам волю». Но, видя, как Тодоровский переживает, я подошел к нему вплотную и, глядя в глаза, сказал – «Это будет потрясающий фильм». Он мне – «Тьфу-тьфу-тьфу, что вы, что вы, сплюньте три раза!» На следующее утро я опять к нему – «Это будет потрясающий фильм!» Гляжу, дней через десять Тодоровский уже просто ждет, чтобы я его воодушевил.

И Мордвинов был шутник еще тот. Как-то на выездном спектакле «Ленинградский проспект» в Подмосковье всем артистам выделили одну гримерку. Заходим - Сошальская, Шапошникова, Вадим Бероев, дедушка Егора, располагаемся. И Мордвинов заходит. Оценил обстановку, проходит туда, где ему надо будет сесть, оборачивается ко всем и говорит – «Спокойно, снимаю!», и… начал снимать брюки. 

А однажды нам с ним прямо перед зрителями пришлось поднимать рухнувший диван, на котором, по действию, должна была умирать бабушка моего героя-подростка. И вот все лишние, едва сдерживая смех, со сцены ушли, остались мы втроем. И Мордвинов мне говорит – «Ну что, давай поднимать, бабке же умирать надо». И мы с осторожностью подняли этот матрас, уложили на какие-то ребра, и бедная Сошальская со страхом опустилась на него. 

- Понравилась ли вам мантия Санкт-Петербургской киноакадемии?

- Вообще-то я просил жену купить мне халат для ванной, а академия подарила мантию…

Источник: Аргументы недели

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Бурляев
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Наша общая Победа!
Правительство России утвердило новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года
17.09.2024
«Фронтовики не очень любили вспоминать войну»
О съёмках в «Ивановом детстве» по рассказу Владимира Богомолова и короткой встрече с писателем
03.07.2024
«В театр должно вернуться священнодейство»
О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ
26.02.2024
Россия возрождается
По промыслу Божию России дано удивительное историческое время
25.12.2023
Все статьи Николай Петрович Бурляев
Нина Катаева
Формула жизни
В ИД Академии имени Н.Е.Жуковского вышла книга Николая Головкина «Десантный батюшка»: 
18.05.2024
«Боян» объединяет людей
В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём
13.03.2023
«Неслучайно у витязей шлемы похожи на купола храмов»
Николай Бурляев представил годовую программу XII Славянского форума искусств
12.05.2021
О чем помнит кровь…
В Третьяковке отметили юбилей народного артиста СССР Юрия Соломина
31.03.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Все статьи Нина Катаева
Бывший СССР
Фиктивная ликвидация
Ликвидация Советского Союза была незаконной
20.11.2024
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12