«Фронтовики не очень любили вспоминать войну»

О съёмках в «Ивановом детстве» по рассказу Владимира Богомолова и короткой встрече с писателем

0
154
Время на чтение 4 минуты

«Владимиру Богомолову 3 июля исполнилось бы 100 лет. Он — один из тех, кто вошел в пантеон выдающихся авторов, писавших о Великой Отечественной войне. Первый раз я услышал это имя в 1961 году. Мне позвонил Андрей Кончаловский и сказал: "Прочти рассказ "Иван" Богомолова. Ты будешь пробоваться на главную роль в фильм Андрея Тарковского"», - пишет народный артист РФ, президент международного кинофорума «Золотой витязь», режиссёр Николай Петрович Бурляев в статье «Авторский дозор».

«Учитывая, - продолжил он, - что звонок был от моего первого режиссера и учителя, я счёл, что это какой-то очень известный писатель, классик, которого я почему-то не знаю. Прочел рассказ и был потрясен. Появилось ощущение, что это не моё. Ну какой я Иван, маленький разведчик? Но на пробы поехал. Меня утвердили. Начались съёмки».

«С Владимиром Богомоловым мы не встречались до окончания работы над фильмом. Но я ощущал в группе тревожное отношение. Говорили, что всё непросто у автора с режиссером Андреем Тарковским и с Андреем Кончаловским, которые отступили от этого рассказа. Они сделали нечто новое. Получилось киноповествование, отличающееся от литературной основы. Они очень много добавили от себя. И автору это не понравилось», - пояснил он.

«Но встреча с Богомоловым у меня всё же произошла, - пишет режиссёр. - И я её запомнил на всю жизнь. На "Мосфильме" был показ готовой картины под названием "Иваново детство". И на него пригласили писателя. Там оказался и я. В зале было не так много народа. Андрей Тарковский был очень напряжен и сильно нервничал. Когда пришел Богомолов, все в зале засуетились. Гадали, понравится или нет ему картина. Фильм смотрели в полной тишине. Так же тихо первые зрители стали покидать просмотровый зал. Выходя, я столкнулся с Владимиром Богомоловым. Он ничего не сказал мне. Поглядел (я запомнил его глаза) и после — погладил по голове. И всё».

«Дальше была премьера. Очень скоро "Иваново детство" признали киноклассикой. После выхода на экраны картины режиссер Михаил Богин пригласил меня на пробы в фильм по повести Богомолова "Зося". Но меня не утвердили. Больше случая встретиться с Владимиром Осиповичем у меня не было, - отметил народный артист. – Познакомившись близко с прозой Богомолова, я стал присматриваться к автору. И всегда у тех, кто пытался экранизировать его произведения, путь был непростым. Ходили слухи, что автор протестует, что ему всё не нравится. И это понятно, потому что он был абсолютно отдельный человек, непохожий на писателя вообще.

Режиссер Михаил Пташук рассказывал мне, какие у него были проблемы на съемках "В августе 44 –го". Не просто проблемы — скандалы. Автор даже отказался принимать участие в итоговом варианте фильма. Он отстаивал свою правду. Не каждый автор пойдет на то, чтобы кинематограф прикасался к его произведениям.

Когда я смотрю на портреты Богомолова и Тарковского, то вижу много общего в их глазах. У этих невероятно талантливых людей схожая жесткость во взгляде, виден стержень. Владимир Богомолов стоит в одном ряду с теми классиками, кто писал правду о войне: Васильев, Быков, Астафьев, Бондарев. Это все были участники Великой Отечественной войны. Они не лгали. Всё то, о чем писали, видели своими глазами».

«При всем моём почитании режиссера Андрея Тарковского, никто тогда не мог себе представить, никто не подозревал, что работает с гением, - признался Николай Петрович. - Однажды мне в руки попалось интервью Андрея Арсеньевича, в котором он признавался: "Я понял, что такое режиссура, только окончив фильм "Иваново детство". И это он говорил, будучи автором картины "Андрей Рублёв", после восторгов и признания всего мира. Как он выражался, тогда, на съёмках по прозе Богомолова, он "отливал свой первый колокол". И Тарковский не был уверен, зазвонит ли он. Фильм получился. Колокол зазвонил».

«У Тарковского и Богомолова всего восемь лет разницы в возрасте. Успех картины еще и в том, что режиссер делал фильм о себе. И тут всё сошлось. Ведь в 1941 году Андрею Арсеньевичу было девять лет. Он был ровесником Ивана, героя Богомолова. И Тарковский, будучи патриотом своей страны, если бы попал в такие условия, как Иван, прошел бы такой же путь. Всё сошлось во времени. Богомолов — русский писатель в самом высоком понимании этого слова. Ведь он начался как автор с рассказа "Иван", написав его за 3-4 года до начала съемок фильма.

Вообще фронтовики не очень любили вспоминать войну. Они не хвастались своим героизмом, не кичились тем, что с оружием в руках защищали страну. Потому что фронт — это жёстко и жестоко. Каждый мог погибнуть, почти все были ранены. В кино потом было много фронтовиков: Тодоровский, Чухрай, Бондарчук, Озеров, Ростоцкий. Они по-своему касались темы войны, и у каждого была своя окопная правда».

«Думаю, - продолжил он, - если молодежи будут преподносить в школе прозу Богомолова, она их безусловно заинтересует. Только ведь нет этого. Пусть хотя бы фильмы смотрят. Мне рассказывали, как дети реагируют на "Иваново детство". Они ошеломлены. Какой-то русский мальчик, разведчик, пожертвовал жизнью ради Родины. Я родился в 1946 году, война была еще рядом, и на экраны выходили правильные картины, рассказывающие об Александре Матросове, Зое Космодемьянской, Кутузове, Нахимове, Суворове, Александре Невском. Сейчас этого нет, но должно прийти в кинематограф. Ведь идёт новая война. С неё вернутся люди и напишут свою правду, снимут своё кино. Это обязательно будет.

У фильма "Иваново детство" серьёзный список наград. Он получил главный приз Венецианского кинофестиваля. После были Индия, США, Южная Америка и далее по миру. 15 стран отметили его. Съемочная группа ездила по фестивалям, а меня не брали. Видимо, потому что был юным и со мной должен был ехать сопровождающий».

«Но однажды Андрей Тарковский у меня спросил: "У тебя есть костюм?" — "Нет". — "Надо купить или сшить, потому что мы с тобой поедем в Сан-Франциско". Я начал судорожно искать, где бы приодеться, и мой приятель актер познакомил меня с портным Славой, который и пошил костюм для премьеры в Сан-Франциско. Этого мастера все потом узнали как Славу Зайцева.

Костюм был шикарным. Но получилось, как у Салтыкова-Щедрина: я вымыл шею для большого декольте… и меня опять не взяли. Но зато мне присылали иностранную прессу, где мои фото были на обложках рядом с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Журналисты писали: "Молодая русская звезда". А я недоумевал, ну какая я звезда? В СССР не было такого понятия.

Сартр что-то написал о фильме и обо мне, Константин Симонов… Известность ко мне пришла благодаря таким великим художникам, творцам, как Богомолов и Тарковский. Судьба», - заключил Николай Бурляев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Бурляев
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Наша общая Победа!
Правительство России утвердило новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года
17.09.2024
«В театр должно вернуться священнодейство»
О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ
26.02.2024
Россия возрождается
По промыслу Божию России дано удивительное историческое время
25.12.2023
Указ планетарного масштаба
После внесения изменений в «Основы государственной культурной политики» власть не сможет бесконтрольно поддерживать то, что не должно быть в духовном поле России
27.01.2023
Все статьи Николай Петрович Бурляев
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:38
С нами больше, чем с ними
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
21.11.2024 15:33
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
21.11.2024 14:56
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 14:45
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23