Источник: Одна Родина
По иронии судьбы практически все его картины либо подвергались цензуре, переделке, либо проходили непростые испытания, долгое время дожидаясь премьеры.
Уроженец УССР, украинец по национальности, Юрий Кара учился сначала в донецкой школе № 70, а затем перешел в физико-математическую школу № 17, также посещая занятия в музыкальной школе.
В 1972 г. Юрий поступил на физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «физика металлов», стал одним из лучших студентов вуза. С учебой сочетал руководство вокально-инструментальным коллективом института. Рассказывал: «Наверное, это нескромно, но у меня действительно не было ни одной “четвёрки”. Я получал повышенную стипендию, даже доучился до Ленинской. В то время это было уже как-то непопулярно, и я пытался отказаться. Но мне сказали: “Их всего две на весь институт! Это большая честь!”»
Окончив вуз в 1978 году, работал инженером-радиофизиком в Донецке, защитил кандидатскую диссертацию в области физико-математических наук.
Тем не менее в нем возобладала художническая сущность, и в 1982 году Ю. Кара поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Через пять лет представил на суд публики свою дипломную работу – киноленту «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева 1972 года.
Актёры играли бесплатно, фильм с бюджетом 50 тысяч рублей стал триумфом начинающего режиссёра. Писатель рассказывал, что плакал, когда смотрел картину.
Ярко сыграли в фильме Нина Русланова и Владимир Заманский, а также Сергей Никоненко, Вера Алентова, молодые Ирина Чериченко, Наталья Негода. Картина получила премию «Ника», призы кинофестивалей в Германии, Испании, Польше и несколько наград на родине. Это пронзительный фильм о чувствах старшеклассников накануне Великой Отечественной войны, на которой многие из них, как мы понимаем, погибнут. Искусно снятые дома Москвы в фильме помогают создать атмосферу провинциального городка. Казалось бы, сугубо наша отечественная предвоенная тема, однако фильм приобрели для показа 48 стран.
Наталья Негода в фильме Ю. Кары «Завтра была война»
Кадр из фильма Ю. Кары «Завтра была война»
Афиша фильма «Завтра была война»
Второй картиной постановщика Кары стала лента «Воры в законе» (1988), снятая по мотивам произведений Фазиля Искандера. Режиссер снова показал свою приверженность сильной литературной сценарной первооснове. В фильме снялись Борис Щербаков, Анна Самохина, Валентин Гафт и другие. На кинофестивале в Одессе проект получил «Премию трех “К”» — «за конъюнктуру, коммерцию и китч».
Кадры из фильма Ю. Кары «Воры в законе»
Затем, в 1990-м, последовала картина «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» – экранизация новеллы «Пиры Валтасара» из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Фильм был снят в стилистике 1930-х годов и атмосфере той эпохи. Роль Сталина исполнил Алексей Петренко. В картине снялись практически неизменный для работ Кары Валентин Гафт, а также Александр Феклистов (в роли Сандро), Евгений Евстигнеев, Сергей Никоненко, Михаил Кононов. Музыку к фильму написал Эдисон Денисов. Лента демонстрировалась во многих странах, в том числе в Конгрессе США.
Кадр из фильма Ю. Кары «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным»
Потом случилась воистину долгая история с фильмом, снятым Карой по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мистический роман мечтали экранизировать Федерико Феллини и Элем Климов, однако две по-разному удачные экранизации сделали два уроженца УССР – Кара и Бортко.
Большой роман Кара уложил в три (а потом и два) часа. Он привлёк на главные роли целый сонм отечественных кинозвезд: Маргарита – А. Вертинская, Воланд – В. Гафт, Иешуа – Н. Бурляев, Пилат – М. Ульянов, Мастер – В. Раков, Коровьев-Фагот – А. Филиппенко, Гелла – А. Захарова, Иван Бездомный – С. Гармаш (дебют артиста в большой роли), Левий Матвей – Л. Дуров, Иосиф Каифа – В. Шалевич, Иуда – И. Верник.
Появление на воландовом балу Ленина, Сталина и Гитлера критик М. Трофименков из «Коммерсанта» в 2011 году назвал рудиментом перестроечной заполошности. Добавим, что у Кары на балу Воланда появляются также кардинал Ришелье, Петр I, Каиафа, Наполеон, Мазепа.
Режиссер утверждал, что Булгаков был настолько провидцем, что, пожалуй, присутствовал при разговоре Понтия Пилата с Иешуа. Также Ю. Кара говорил, что считает эту работу в своей творческой биографии главной.
Режиссер рассказывал: «Вот, например, роль Воланда, которую в результате сыграл Валентин Гафт. С одной стороны, я с Гафтом уже в двух картинах работал – “Воры в законе”, “Пиры Валтасара” – и рассчитывал на него. Но были у меня еще кандидаты. Хотел пробовать Евгения Евстигнеева – но он улетел в Лондон на операцию и там умер. Кстати, очень просился Станислав Говорухин, уверяя, что роль – прямо его. Но я уже должен был снимать Гафта. А я если пообещал артисту, то его не предаю. Вот я утвердил Алексея Петренко на роль Сталина в “Пирах Валтасара”. А Евгений Александрович Евстигнеев стал меня просить: “Дай я Сталина сыграю. Я знаю, как его играть”. Но я ответил: нет, уже с Алексеем Васильевичем всё решил. Но мне до сих пор любопытно – а как бы Евстигнеев Сталина сыграл?»
Конечно, если бы фильм вышел вовремя, в 1994-м, это была бы социальная и эстетическая «бомба». Но он из-за конфликта продюсеров с правонаследниками пролежал на полке до 2011-го, почти 18 лет, и кое-что утратил – может быть, изменился эстетический язык кино, а может, нерв эпохи стал иным. Правда, Армен Джигарханян заметил, что фильм за эти годы настоялся как вино и вышел именно когда нужно.
Запоздание возникло сначала из-за разногласий режиссёра и продюсеров – фирмы «ТАМП», владеющей правами на фильм, а позднее – из-за претензий потомков третьей жены писателя Е.С. Булгаковой (Шиловской), которым принадлежат имущественные авторские права на роман (данная точка зрения оспаривается создателями фильма).
Режиссёрская версия фильма составляла 3 часа 20 минут, однако по требованию продюсеров, к сожалению, была сокращена до двух часов, ради чего режиссёру пришлось убрать многие сюжетные линии, в результате недовольными остались, разумеется, также актёры.
Фильм получил в 2012 году целую «стаю», а именно шесть «Золотых орлов» на одноимённом фестивале в Москве. В частности, были отмечены Н. Бурляев (лучшая мужская роль второго плана; сам актёр высказывался противоречиво – и называл роль лучшей в своей жизни, и стыдился ее), а также Альфред Шнитке (посмертно) и Андрей Шнитке за лучшую музыку к фильму.
Параллельно с работой в большом кино Кара принимал участие в создании юмористических роликов для тележурнала «Ералаш», работал в рекламном направлении.
Появлялся в кинофильмах в эпизодических ролях.
Резонанс в СМИ вызвал его конфликт с Российским космическим агентством, которое не пустило актёра Владимира Стеклова сниматься в космосе в фильме «Приз – полёт в космос» по мотивам романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры».
При съемках в 2007 году картины «Королёв» с Сергеем Астаховым в главной роли постановщик использовал книгу «Отец» дочери исследователя, Натальи Королёвой. Через год фильм получил приз Гильдии кинорежиссёров России на XIV МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве.
Кадры из фильма Ю. Кары «Королёв»
В 2009 году режиссер снял фильм «Гамлет. XXI век». Автор перенес действие шекспировской пьесы, её идеи и страсти в современные реалии, поместив известную сюжетную канву в московские клубы – резиденцией Гамлета стало ночное заведение «Rай». На фестивале в Благовещенске «Амурская осень» Гела Месхи, молодой исполнитель роли Гамлета, получил приз за лучшую мужскую роль. Гертруду убедительно сыграла Евгения Крюкова.
Постер фильма Ю. Кары «Гамлет. XXI век»
В этой ленте в образе Офелии дебютировала дочь постановщика Юлия, выпускница журфака МГУ. Режиссёр рассказывал: «На самом деле я давно предлагал Юле поработать со мной, но она всё время отказывалась. Но когда зашел разговор о Гамлете, она вдруг сама попросилась на пробы. Более того, дочь смогла убедить меня, что может стать тем ангелом, которого приносят в жертву. В целом я доволен результатом – в фильме много молодых актеров-дебютантов, и Юлия на их фоне смотрится очень хорошо».
К слову, супруга режиссера Ирина тоже родом из Донецка, закончила консерваторию по классу фортепиано.
В 2015-м Кара вновь обратился к биографии космического конструктора Сергея Королёва, сняв фильм «Главный», при поддержке Роскосмоса и ОАО РЖД. Основываясь на фактах из жизни учёного, режиссёр рассказывал о развитии космонавтики в СССР. Работа была приурочена к 50-летию первого выхода в открытый космос. Хронологически это продолжение фильма «Королёв», по словам режиссера, снятое по просьбе космонавта Алексея Леонова. Если в первой ленте молодой инженер был арестован по доносу и отправлен в ссылку в Магадан, то в центре нового фильма – годы триумфа Королева.
На съёмках фильма «Главный»
Сегодня Юрий Кара оказался в числе режиссёров, отношение к которому в украинском государстве стало негативным, он был включен в черный список одиозного сайта «Миротворец».
Причины? В 2012 году Кара был доверенным лицом кандидата в президенты РФ В.В. Путина. 11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента Путина на Украине и в Крыму. Работал в составе конкурсного жюри севастопольского кинофестиваля «Святой Владимир».
Возмущенный цинизмом скандального портала, Юрий Кара назвал украинский режим «фашизмом, черным игом, нависшим над Украиной».
Ю. Кара выступает за ограничение проката голливудской кинопродукции в России. 17 сентября 2014 г. на экспертном совещании Общероссийского народного фронта он заявил: «Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении. … Я никому не навязываю свою точку зрения, но, поймите, Голливуд получает миллиарды с нашего проката в то время, как их страна пытается нас унизить. Ну представьте: вы приходите в гости и плюете хозяевам на стол – это по меньшей мере некрасиво. Если вам не нравится в этом доме и у этих хозяев, уйдите или ведите себя прилично».
Источник: Одна Родина