Источник: Одна Родина
Точной даты рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из лучших русских портретистов, крупнейшего художника своей эпохи, чье творчество приобрело мировое значение, история не сохранила. Однако достоверно известно, что родился живописец в 1735 году в Киеве – 285 лет назад.
Первые уроки рисования он получил у своего отца, некоторые уверяют, что был замечен архитектором Растрелли при строительстве знаменитого Андреевского собора в Киеве, где молодой художник помогал отцу в росписях храма, а затем переехал в Санкт-Петербург. Там он и прославил себя и свой дар.
Оставленную мастером довольно обширную портретную галерею порой называют историей России XVIII века в лицах. Действительно, с этих портретов из глубины веков нашего большого Отечества благодаря волшебной кисти мастера на нас взирают «цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети», и что ни лицо – характер, биография, явление.
«Левицкая» череда представителей екатерининского века стала олицетворением той великой российской эпохи, когда покорялись Крым и созидались крупные города Новороссии. Удивительно, что, не создав ни одной «исторической картины», мастер тем не менее эпоху запечател!
Необычайным обаянием обладает полотно художника «Портрет неизвестной с розой» (1788)
Славы при жизни Левицкий зачерпнул с лихвой, однако потом был болен, немощен и забыт, даже неизвестно, где именно он похоронен в 1822 г. на старом Смоленском кладбище.
Биографы сообщают, что жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном роду, ведущим начало от иерея Василия Носа. Отец будущего художника Григорий Кириллович, образованный и одарённый человек, 13 лет осваивал в Польше гравёрное дело, стал крупнейшим графиком. Вернулся с новой фамилией – Левицкий, поселился в Киеве, свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Был сильно связан с Киевской духовной академией и Киево-Печерской типографией. Свои художественные дарования и навыки Дмитрий получил, как мы понимаем, от отца.
В Киеве Д. Левицкий познакомился с известным питерским художником А.П. Антроповым, который расписывал Андреевскую церковь в 1752–1755 гг. А уже с 1758 г. молодой живописец стал в столице Российской Империи учеником этого знаменитого мастера, даже жил в его семье почти шесть лет и в качестве помощника в 1762 г. работал над росписями Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Через два года уже самостоятельно реставрировал эти же ворота, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей, стал высокооплачиваемым.
Искусствоведы считают, что стиль Левицкого сильно отличался от стиля его наставника, что «его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой».
Действительно, это была эпоха расцвета, и наши «первые кисти», такие как Левицкий и Рокотов, усвоили лучшие образцы западной живописи и во многом предвосхитили русские вершины, которые будут явлены в конце XIX в. В работах Левицкого усматривают красочную пестроту в эстетике и одновременно здоровье, прямоту духа, что отмечено, как скажет Бенуа, «отличающимся моментом колоссального в искусстве значения – жизненностью».
Мастерство Левицкого оформилось, как считают, в течение десятилетних штудий у академистов – итальянца Д. Валериани и француза Ж–Л. Лагрене, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, званием академика живописи и первым местом на академической выставке среди знаменитостей к нему пришла слава – за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.
Самые ранние из известных нам полотен Д. Левицкого написаны в 35 лет. Это портреты Умского (1770), откупщика Сеземова (1770), одно из первых изображений разночинца А. М. Голицина (1772).
Портрет Н.А. Сеземова кисти Дмитрия Левицкого
Вообще, расцветом творчества Левицкого считают именно 1770-е и начало 1780-х годов. Созданные мастером портреты «интимного», камерного свойства отмечены «глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств. В 1770-х годах Левицкий стал преподавателем портретного класса Академии художеств». Классицизм, пришедший на смену барокко, нашел отражение и в работах Левцкого. Повлияли на мастера и идеи просветительства, господствовавшие в России конца XVIII столетия, но тем не менее рационализм просветительских идеалов не стал близок художнику, чувствовавшему мир в целом и внутренний мир своих моделей весьма тонко и эмоционально.
В 1773 – 1777 гг. Левицкий написал для императрицы Екатерины II семь портретов, а точнее, аллегорических картин воспитанниц Смольного института благородных девиц. За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, как усматривают ценители живописи, художник сумел разглядеть настроение и в некоторой степени даже характер каждой из них. Этот цикл портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков жёлтого, зелёного, розового.
Вместе с тем Левицкий порой позволял себе относиться к портретируемым с известной долей юмора.
Екатерину Великую мастер изображал неоднократно, и все портреты превосходны. Мы приведем здесь два: в красном державном камзоле (1782) в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол и в женском платье с орденом Андрея Первозванного (1794).
Портреты Екатерины Великой кисти Левицкого
Приведем «Станс к Дмитрию Григорьевичу Левицкому», который сочинил в 1783 г. Ипполит Богданович в связи с завершением работы живописца над портретом Екатерины II – «законодательницы»:
Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.
Второй период славы Левицкого относят как раз к 1778–1783 гг., когда художник отдавал предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывалась лессировками, дававшими поверхности эмалевый оттенок. «Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, “стрелки”, образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы» – типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относят, в частности, портрет М.А. Дьяковой-Львовой (1778), шедевр русского протрета, и картину «Священник» (1779) – утверждают, что это портрет отца, в коем угадывают даже нечто рембрандтовское.
Портрет М.А. Дьяковой кисти Д.Г. Левицкого
Левицкий стал искать новые подходы, написал в 1785 г. портрет своей дочери Агаши в свадебном северном народном уборе – похоже, накануне бракосочетания девушки. Некоторые, возможно не без резона, полагают, что портрет получился салонным, далеким от жизненной правды, фактически неудачным. Но это как еще посмотреть! Обратим, кстати, внимание, что «рукава рубашки у девушки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий тщательно и виртуозно передает материальную красоту, фактуру предметов». В портрете дочери отец «демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и как участник державинского кружка воспевает простоту и естественность народных русских обычаев».
Портрет Агаши Левицкой
Портрет великого Суворова (1786) автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших генералиссимуса людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди полководца – лишь один орден из огромного количества наград разных странах мира. В правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа. Глаза Суворова необыкновенно притягательны, а в целом образ психологичен.
Портрет Александра Васильевича Суворова
Одной из загадок биографии Д. Левицкого остается творческое молчание в последние двадцать пять лет жизни, в течение которых он создал не более десяти картин (впрочем, превосходных). Некоторые биографы усматривают причину в болезни глаз, которая к глубокой старости привела живописца к слепоте. Иные считают, что Левицкий почувствовал ложность своего положения, фальшь и лицемерие, которые его повсеместно окружали. Полагают, что мастера покинуло счастье созидания, творчества, а остались чувства неудовлетворенности и пустоты.
Искусствовед Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажён, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».
Виртуозное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве – правду. И надлом, кризис в душе и творчестве художника нарастали. Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, чтению и печальным размышлениям.
Заказчики стали забывать прославленного живописца. И за два-три года художник впал в нищету, ушел по состоянию здоровья (как предлог) из Академии, и хотя почти два десятилетия отдал воспитанию молодых мастеров, удостоился ничтожной годовой пенсии размером 200 рублей.
Современники свидетельствовали: слепой старик Левицкий часами простаивал на коленях в церкви Академии художеств.
Скончался мастер в весьма преклонном возрасте, восьмидесяти семи лет, почти забытый.
Заглавная иллюстрация. Дмитрий Левицкий – фрагмент автопортрета
Источник: Одна Родина