Среди большого числа различных религий, пожалуй, можно выделить самые многочисленные: христианство, ислам, буддизм, конфуцианство и т.д. Близкое нам христианство, как и другие религии, подразделяется на различные течения – церкви, секты, общины и т.п., в зависимости от интерпретации тех или иных установок учения Нового завета, обрядных различий, поведенческих социальных табу и т.д. В данной публикации нас интересует русский христианский религиозный феномен – староверчество.
Староверы, как и любая церковь (социальная иерархическая структура активных религиозных деятелей – иерархов любого уровня, несущих своим последователям тем или иным способом Слово Божие и интерпретирующим его), также имеет ряд внутренних различий. Причиной тому исторические – социальные события, происходившие в том обществе, опорой которому было православие. Привнесённая народам древней Руси из Константинополя, по греческому церковному чину тамошними монахами, вместе с понятным славянам письмом на их родном языке, православная христианская религия изначально по всем своим определениям была едина. Однако, в силу натуральных причин, определённую этническую культуру, славяне осваивали её, пропуская через своё архаическое - дохристианское сознание, через свои обычаи поведения, - в принципе, как и всюду, куда в Европе приходило христианство в первом тысячелетии нашей эры, да и потом, всюду на земле.
Большое количество топонимов с названием «литва» исстари концентрировалось на территории, которая располагалась вокруг града, ныне носящего название Новогрудок. Этот град-крепость заложил великий князь из рода Рюриковичей, Ярослав Мудрый, когда в конце 30-х, начале 40-х годы XI века ходил сюда, на земли славянских языческих племён - ятвягов, лютичей и кривичей в поисках южного пути из «варягов в греки» по рекам Неман-Березина-Вилия - из Варяжского (Балтийского) моря в – Чёрное, и далее через проливы на юго-запад в Константинополь. Именно в этой оборонительной каменной крепости и расположившихся вокруг неё поселений, с христианской верой, которую принесли сюда греческие монахи, и зародилась государственность Литвы – местных славян, заселявших издревле территорию Чёрной Руси (была ещё Червонная Русь – в Закарпатьи, Белая Русь – за Смоленском и т.д.). Дошла дружина Ярослава Мудрого до реки Невежд (сегодня - Nevėžis) - за ней на запад и север жили язычники и реки Святой (теперь - Šventoji), в которой крестил местных кривичей. От потомка псковского русского рода Рюриковичей был и основатель стольного града Великих князей Литовских Вильны Едимантий (Эдмонд), ныне переиначенный литовскими историками в Gediminasa. Именно он в самом начале XIV века основал в Вильне митрополию греческой православной церкви, имевшую свои епископства по всей территории ВКЛ. По православному канону этой церкви, её чину и обрядам велось церковное окормление жителей этого государства, во главе с его государем-князем, вершившим свою власть по христианским православным канонам Константинопольской - греческой церкви.
Первый удар по православию в ВКЛ был нанесён Кревской унией 1385 года, когда Великий князь литовский Ягайло, в погоне за королевской короной польского государства, посредством женитьбы на польской королеве Ядвиге, перешёл в католичество и велел свои боярам так же перейти из православия в эту веру. Однако самый мощный удар по православной греческой церкви в ЛКЛ был нанесён падением Константинополя под ударами мусульман турков-сельджуков в 1453 году. Только после обретения политического веса на международной арене Европы в XV- XVI веках православного Московского княжества, под управлением великокняжеского рода Рюриковичей, покорения Золотой Орды, затем самопровозглашения Иваном IV Грозным (1530-1584) Московского царства (1547) и обретения своего первого российского Патриарха Иова (1589), православие для людей Московского царства обрело свою особую духовную нравственную опору.
Пресечения правящего великокняжеского рода Рюриковичей, породило в Московском царстве на рубеже XVI- XVII веков шквал внутренних боярских раздоров, междоусобиц и нашествий иностранных агрессоров и прежде всего польских. В итоге, в борьбе за свои духовые идеалы, за честь своих предков и независимую самобытность, укрепилась православная вера в русском народе, позволившая взойти в Москве на царский престол Михаилу Фёдоровичу Романову (1596—1645, царствовал с 1613 года) – молодому представителю боковой ветки рода династии Рюриковичей.
Дальнейшей вехой укрепление российской государственности стала реформа патриарха Никона (1605-1681), проходившая с 1654 года – в то время, когда с запада на экуменическую территорию православной церкви началось вторжение католицизма, как на прямую, так и посредством переподчинения Ватикану православных приходов и настоятелей местных православных церквей, последовавшее после Брестской унии 1596 года. На территории ВКЛ разразились религиозные войны, одно из ключевых свидетельств - русско-польская война 1654—1667 годов, (мученическая гибель в православной Вильне князя Д.Е.Мышетского http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/678-zaschitnik-pravoslavnoy-vilny.html и т.д. ) и т.д.
Никоновская реформа была направлена на укрепление роли и значения русской православной церкви в православном христианском мире во главе со своим патриархом. Вместе с тем, не без влияния извне, она привела расколу в среде православных верующих, их разобщению и гонениям тех, которые не возжелали принимать новую иерархию служителей православной церкви. Староверы исходили из принципа равенства всех людей перед Богом, не захотели принять новую форму литургии (церковного богослужения), в том числе, оставались теми, кто крестился двумя пальцами, а не по новому, тремя – знаменую Троицу Божию. Все эти православные люди, остались убеждёнными сторонниками старых христианских обычаев, со всеми прежними, не исправленными, священными писаниями в интерпретации отцов христианской церкви. Преследуемые и гонимые уходили дальше от столицы и других центров Московского царства, на окраины страны, на север, юг, запад и восток, в скиты, образовывали свои православные беспоповские общины (одно из двух основных направлений русского старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Возникло в конце XVII века, по смерти священников «старого» рукоположения, отрицают необходимость священства для спасения души). Для них каждый грамотный авторитетный мирянин в молельных домах - храмах (церквах) мог читать Святое Писание, служить соответствующую литургию перед членами общины и отправлять религиозные обряды. (Это аналогично тому, как живут протестантские христианские общины на Западе, правда, у староверов более высокий уровен личной духовной аскезы) Тогда же была образована Древнеправославная поморская церковь (сокращённо ДПЦ), существующая и сейчас. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, а принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами. Общины возглавляются духовными наставниками.
Натуральная жизнь старообрядцев всегда опиралась и опирается на упорный повседневный труд, одухотворённый священным писанием и заключёнными в нём незыблемыми канонами общественной жизни – личным примером жизни Спасителя. Не созидание для мамоны, для её накопления, для гордыни, но для аскезы – натуральной жизненной достаточности, когда постоянно осуществляется справедливая отдача излишков во благо своей старообрядческой общины для её духовного нравственного совершенства и обретения новых своих сторонников.
Согласно официальной истории современных литовских авторов, староверы Поморского церкви пришли на территорию ВКЛ более 300 лет назад, как раз в период русско-польская война 1654-67 годов – именно с этого момента нынешние литовские авторы констатирую присутствие этнических русских на территории Литвы. Естественно, такая трактовка «происхождения староверов в Литве» абсолютно не соответствует настоящим историческим фактам, частично упомянутым выше.
Здесь любопытна следующая смысловая коллизия, которая до сих пор никем по существу не рассматривалась с научно-исторической точки зрения: православные верующие, проживавшие изначально на территории исторической Литвы и составлявшие абсолютное большинство населения ВКЛ. Только после Брестской унии 1596 года были открыты двери Ватикану и его католическим священникам для широкого проникновение на земли ВКЛ, угнетения, грабежа и расправ польской шляхты с коренным православным населением этого государства. (Мы писали об этих фактах http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/2249-pravoslavie-v-litve-svyato-duhov-monastyr.html ) Вместе с тем на территории ВКЛ оставались те люди, которые отправляли свою веру по старым греческим канонам, т.е. по сути дела были староверами. Их ведь не коснулась реформа патриарха Никона, ибо они оставались вне Московского патриархата и его церкви до третьего разбора Речи Посполитой 1795 года, когда вся территория ВКЛ отошла к Российской империи (заметим, всю территорию Королевства Польского поделили между собой лишь Австрия и Пруссия).
Отсюда следует, что староверы из царской России устремились на территорию ВКЛ к тем людям, которые были им близки по языку, вероисповеданию и литургии. Вместе с тем подчеркнём – церковная иерархия в православной церкви на территории ВКЛ была: митрополит, архиепископ, епископ и далее - иереи, монахи…Первый староверческий храм на территории нынешней Литвы был построен в 1710 г. в деревне Пуща (Гиряле, ныне Рокишкский район). С течением времени на территории Литвы образовывались также другие староверческие поморские общины.
Уже после победы над Наполеоном и изгнанием его войск с территории Российской империи, Виленская староверческая религиозная община, одна из самых крупных общин в странах Балтии, насчитывавшая более 250 прихожан, обретает новую жизнь. Она была основана в 1830 году. Моленная была сооружена в 1830 году и занимала отдельную половину деревянного дома на кладбищенской земле, ранее приобретённой и подаренной Вильнюсской староверческой общине староверческими купцами Андобургским и А. Я. Новиковым. Первым духовным наставником в общине был Осип Авдеевич Андреев.
6 мая 1922 г. на староверческoм съезде в Каунасе впервые был избран Центральный Старообрядческий Совет в Литве, объединивший все без исключения староверческие поморские общины Литвы.
20 мая 1923 г. Кабинет министров издал «Временные правила, регулирующие отношения Литовской староверческой организации и Литовского правительства» (Vyriausybės žinios, 1923 m., Nr. 132), согласно которым Литовское правительство предоставило автономию Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и признало Центральный Cтарообрядческий Cовет в Литве высшим органом Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.
15–17 октября 1925 года съезд Древлеправославной Поморской Церкви, проходивший в Вильнюсском Свято-Покровском храме, избрал Высший Совет Древлеправославной Поморской Церкви. На этом съезде был принят Устав Древлеправославной Поморской Церкви.
Вильнюсский Свято-Покровский храм является историческим местонахождением Высшего Совета Церкви. Литовское государство признает Древлеправославную Поморскую Церковь как традиционное религиозное сообщество Литвы. (подробнее здесь: http://www.starover.lt/vilnyusskaya-starovercheskaya-religioznaya-obschina/#vilynyusskomu-hramu---110-let-(2011-g.)
Сегодня литовские староверы составляют 25 процентов от общего числа 170 тысячного русского населения Литовской Республики. В основном староверы Литвы проживают на тех территориях, где местные жители - славяне были крещены ещё в XI веке во время походов Ярослава Мудрого, получили великокняжескую опеку Рюриковичей и платили им дань. Эта территория проживания литовских староверов как раз и расположена на юг от рек Невежис и Швянтойи и определяется городами Зарасай (раньше - Александровск), Турмонт, Укмерге (раньше - Вилкомир), Швенчёнис, Вильнюс, Каунас и т.д.
Василий ДЕГТЯРЁВ является сегодня одним из тех людей, которые представляют общину староверов Литвы, он председатель инициативной группы Общины староверов Литвы, кинооператор, фотохудожник и человек, ищущий душевную красоту близких ему людей, экспонирующий её нам уже долгие годы в своих художественных фотографиях. С 1992 года состоялось более 25 персональных выставок фоторабот выпускника ВГИК, члена союза кинематографистов Литвы - мастера выразительного художественного образа.
В экспозиционном зале Центра ЮНЕСКО в Вильнюсе, расположенном в старом городе около Университета по адресу Šv. Jono 11, недавно - 17 октября, открылась выставка фото работ этого замечательного мастера, которая продлится до 11 ноября т.г. Её можно бесплатно посетить в рабочие дни - ПРИГЛАШАЕМ!
Фотографии Василия Дегтярёва