США – КНР: сделка первого этапа

При этом Министерство торговли США добавляет 28 новых китайских компаний в свой чёрный список

Дональд Трамп 
0
286
Время на чтение 4 минуты

Источник: Фонд Стратегической Культуры

Президент США Дональд Трамп, оценивая завершившийся 11 октября очередной раунд торговых переговоров между США и КНР, написал два дня спустя в «Твиттере», что в ближайшее время будет подписана сделка первого этапа. Так и произошло. Трамп – коммерсант с опытом, и сделки – его стихия.

За всё время американо-китайского тарифного конфликта это была третья попытка приблизиться к его решению. Предыдущие две – в мае 2018 г. и в мае 2019 г. – окончились неудачей на этапе подготовки окончательного соглашения и на фоне таких же, как сейчас, оптимистичных твитов Трампа.

Из-за многослойности торговых противоречий между США и КНР общее торговое соглашение между странами решено разбить на две (пока) части; каждая из них будет включать самостоятельный круг вопросов. Сейчас стороны пришли к согласию по первой части сделки. Кроме того, договорились, что КНР закупит на $40-50 млрд американской сельскохозяйственной продукции, а Трамп откладывает намеченное на 15 октября повышение тарифов на китайский импорт с 25% до 30%. Однако установленные ранее повышенные тарифы на китайские товары сохраняются.

США и КНР договорились о размещении в Вашингтоне и в Пекине специальных представительств, которые будут отслеживать условия соблюдения сделки и решать торговые споры, прежде чем возникнет необходимость в односторонних принудительных действиях.

Трамп вскользь упомянул, что сделка первого этапа будет касаться проблем интеллектуальной собственности (речь об американских обвинениях КНР в «краже» Китаем технологий и их «принудительной передаче»), но этот пункт не детализирован.

Китайские СМИ подтверждают существенный прогресс на переговорах, указывая, что «стороны достигли договоренностей в широком спектре областей, включая сельское хозяйство, передачу технологий, обменные курсы, финансовые услуги и урегулирование споров».

В то же время договорённости носят пока самый предварительный и устный характер. Объявленная сделка не снимает существующей тарифной нагрузки на американо-китайскую торговлю и не снижает неопределённость, с которой сталкиваются предприятия в будущих американо-китайских отношениях. Буквально накануне прошедшего раунда переговоров Министерство торговли США добавило 28 новых китайских компаний в свой чёрный список китайских фирм, которым запрещено ведение бизнеса в Америке.

Не видно и того, чтобы стороны отошли от своих принципиальных установок. США по-прежнему настаивают на сделке, которая бы выходила за пределы тарифных вопросов в область структуры управления китайской экономикой. КНР подчёркивает, что «не уступит свои основные интересы в обмен на широкую торговую сделку».

Тем не менее бросается в глаза сдвиг США в сторону смягчения категорического требования о непременном заключении всеохватывающей сделки. Поначалу США требовали, чтобы в сделку, помимо мер по выравниванию торгового дефицита США в торговле с КНР, вошли бы меры, предотвращающие такой дефицит в будущем. Они затрагивали бы вопросы защиты интеллектуальной собственности в КНР, систему государственных дотаций предприятиям и другие вопросы, касающиеся зачастую основ китайской экономической модели. Для Пекина это неприемлемо.

Китайская официальная Global Times писала накануне переговоров, что «если между двумя странами может быть достигнут некоторый консенсус, то "неполное" соглашение является наилучшим выбором для американской стороны». И Трамп уступил. Сейчас он говорит о сделке «первого этапа».

В чём причина смягчения американской позиции? В китайской экономике не произошло ничего, что вынудило бы Пекин отступить. Напротив, статистика свидетельствует об устойчивой работе китайской экономики. Так, общий объём торговли Китая за первые три квартала 2019 года составил 22,91 трлн юаней ($3,24 трлн), увеличившись на 2,8 % по сравнению с прошлым годом. При этом экспорт вырос на 5,2% до 12,48 трлн юаней, а импорт снизился на 0,1% до 10,43 трлн юаней. Положительное сальдо торгового баланса Китая за девять месяцев выросло на 44,2 % и составило 2,05 триллиона юаней.

Выросла торговля Китая с Европейским союзом и АСЕАН; увеличился на 9,5 % товарооборот со странами «Пояса и пути». Всё это в достаточной мере компенсировало падение китайско-американской торговли, которая сократилась с января по июнь на 9% до 1,75 трлн. юаней. Сейчас торговля с США составляет 12% от внешнеторгового оборота КНР. В 2017 году этот показатель был 20%.

Для понимания причин уступчивости Трампа показательно заявление фермера Криса Гиббса, бывшего председателя Республиканской партии в округе Шелби, штат Огайо, который сказал, что не верит оптимизму Трампа и не будет снова голосовать за него на президентских выборах 2020 года. А ведь в 2016 году Трамп набрал в округе Шелби более 78% голосов, причём штат Огайо рассматривается и республиканцами, и демократами как критически важный для выигрыша президентской кампании.

По мере приближения президентских выборов Трамп всё более заинтересован в демонстрации своих международных успехов. И торговая сделка «первого этапа» с Китаем, объявленная американским президентом, является, скорее, результатом давления внутриполитических обстоятельств, в частности падением поддержки Трампа его базовой группой избирателей. Китаю есть чем воздействовать на курс Вашингтона, и эта сделка больше похожа на перемирие, чем на долгосрочный мир.

А общее значение США как торгового партнёра Китая снижается по мере диверсификации Китаем внешних рынков сбыта своей продукции.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Пироженко
Китай – на пороге смены концепции экономического роста
От «мирового сборочного цеха» – к «мировому цеху высокотехнологичных комплектующих»
05.01.2024
Проблемы восстановительного роста экономики КНР преувеличены
Поднебесная активно осваивает новые рынки и направления
04.09.2023
Китайская миссия
О посредничестве Пекина в урегулировании конфликта между Россией и Украиной
31.05.2023
В поисках равновесия между США и КНР
Евросоюз отрабатывает стратегию в отношении Китая
04.05.2023
Все статьи Виктор Пироженко
Дональд Трамп
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Politico: Трамп винит Украину в своих политических проблемах
Почему Дональд Трамп ненавидит Украину
19.04.2024
Американские христиане выбирают из двух зол
«Евангелизм трампистов или католицизм байденистов?»
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07