Источник: Прихожанин
Вот и Ольга Александровна Власова долгое время жила обычной жизнью, как и многие люди в советское время: работа, дом, семья и снова работа. Более 20 лет проработала она на телевидении в Детской редакции на Шаболовке.
Жизнь изменил случай, или Провидение. Как-то раз, когда все сотрудники ушли на обед и Ольга Александровна случайно осталась в редакционной комнате одна (но случайности неслучайны), зазвонил телефон. Звонивший интересовался одной детской программой, которая не так давно прошла в эфире, и спросил, нельзя ли записать эту программу для него на кассету. «Конечно, можно, – отозвалась Ольга Александровна. – Когда сможете подъехать на Шаболовку?» Звонивший сказал, что будет через час и позвонит ей с проходной.
Через час он позвонил… По словам Ольги Власовой, хотя с того дня прошло более 30 лет, ту встречу она помнит так ярко, словно это было вчера.
– Он ведь не назвал мне себя, и я не знала, к кому иду на встречу, – рассказывала мне Ольги Александровна. – Помню, открываю дверь проходной и вижу: в закатных лучах солнца, как в оранжевом ореоле, стоит монах в черной рясе, на груди – крест. «Здравствуйте, – улыбнулся монах. – Это я вам звонил, меня зовут отец Товия».
Эта встреча стала для Ольги Власовой встречей с большой буквы, и с этого момента ее жизнь изменилась кардинальным образом: Ольга Александровна не только окрестилась (как говорится, в довольно зрелом возрасте) и пришла к Богу, но и стала активной прихожанкой Данилова монастыря.
С руководителем культурных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Ольгой Александровной Власовой мы сидели и беседовали в большой и тихой комнате. Так сложилось, что сегодня, кроме нас, здесь никого нет, хотя в обычные дни не смолкает гул голосов и ведутся обсуждение и планирование всяческих дел и мероприятий.
Это в наши дни Патриарший центр духовного развития детей и молодежи занимается разнообразными интересными и полезными проектами. Тут тебе и Молодежный хор, и Группа милосердия, и подростковый клуб «Пилигримия», и Школа молодой семьи, и курсы иконописи, и молодежный проект «99 овец», и Чайный клуб «Чудесные чаши»… Всего даже и не перечислишь.
– А тогда, 30 лет назад, у нас была только одна Катехизическая служба, – вспоминает Ольга Александровна. – Совсем небольшая структура, включавшая в себя воскресную школу, справочный телефон и годичный курс основ православия без возрастных ограничений. Правда, я занималась только воскресной школой.
В те годы действующие храмы в Москве можно было пересчитать по пальцам и от желавших попасть к нам отбоя не было. Но мы принимали только мальчиков. Почему? Нет, вовсе не потому, что Данилова обитель – мужской монастырь. Просто принять всех реально не было тогда возможности, вот и решили сделать такое ограничение. Это потом уже, когда по Москве стали открываться храмы, а вместе с ними и воскресные школы, ажиотаж сошел и мы стали принимать девочек.
У нас были две возрастные группы учащихся. Я занималась мальчишками 8–10 лет. Ребят было очень много, а помещения маленькие, вот мы и ставили в большом коридоре столы, за которыми все и размещались.
Это поначалу Ольга Власова занималась лишь воскресной школой, но вскоре руководитель ПЦДРМ игумен Иоасаф (Полуянов) поручил ей первый в ряду последующих культурных проектов – проведение Всероссийского конкурса детского художественного творчества.
– Это было лет 12 назад. Помню, я как-то просматривала подшивку журнала «Юный художник» и про себя подумала: «Как мало они устраивают художественных конкурсов! А ведь какое это могло быть интересное и полезное дело». Поделилась своими мыслями с отцом Иоасафом, и он меня горячо поддержал: «Давай, – сказал он, – организуй Всероссийский конкурс».
Знаете, с чего мы начали? Написали именные письма представителям всех российских регионов в Москве с просьбой помочь нам в проведении этого конкурса. А они уже разослали эту информацию в свои области и края. Эффект был колоссальный! Детские работы приходили к нам из многих городов: с севера и юга России, Камчатки и Дальнего Востока… Рисунки присылали самые разные: акварель, карандаш, работы маслом.
В жюри у нас были академики и профессора Суриковского художественного училища: Люциан Шитов, Василий Нестеренко… Мы решили не присуждать награды за первое, второе и третье места, чтобы не давать детям повода возгордиться, а поделить наиболее удачные работы на две группы – лауреаты и дипломанты. Наиболее удачные художественные работы наше жюри отобрало для выставки; мы их позже оформляли в багет и в течение нескольких лет возили по российским городам, демонстрируя детские шедевры в Тамбове, Твери, Ярославле, Красноярске, Якутске…
Лауреатов и дипломантов для награждения мы приглашали в Москву и здесь устраивали им своего рода награждение-праздник. Ребятам надо было только найти денег на дорогу, а уже в Москве гостиницу, питание и экскурсии по столице были за наш счет – нашлись спонсоры, которые с радостью поддержали наш проект.
Потом я занялась другими проектами. Одним из них была организация бесплатных театральных спектаклей и концертов для детей нашего Даниловского района, в первую очередь, из многодетных семей и семей инвалидов. Благодаря моей прежней работе на телевидении у меня сохранились связи, которые помогали подбирать коллективы и находить площадки для наших мероприятий.
Помню, как однажды, когда мы стали думать о том, что показать детям на Рождество, я предложила спектакль «Снежная королева» в Малом театре. И это оказалось настоящей удачей, и мы сотрудничали с Малым театром на протяжении многих лет. Нередко для наших детей они бесплатно предоставляли целый зал! Представляете, для скольких детей из бедных семей и детей из интернатов мы смогли устроить такой праздник. А когда на юбилей Пушкина Малый театр поставил «Сказку о царе Салтане», мы с батюшкой поняли, что нашли спектакль и на Пасху. И дети могли не только спектакли увидеть – после представления мы каждому ребенку вручали шоколадный набор от Бабаевской кондитерской фабрики. Первый раз мы закупили эти наборы на спонсорские деньги, а потом администрация фабрики, узнав, для кого предназначаются их конфеты, стала выделять нам наборы бесплатно. Мир ведь не без добрых людей!
– Ольга Александровна, получается, что в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Вы создаете своего рода культурно-гуманитарное поле…
– Можно сказать, и так.
– Слышал, что Вы придумали некий клуб «Истоки». Он тоже вписывается в это поле?
– А Вы судите сами. Семейно-исторический клуб «Истоки» я придумала лет 12 назад. Что мы делаем? Каждый месяц я заказываю экскурсию в какой-нибудь московский музей. В такой, куда нельзя попасть без предварительной записи, или музей, о котором люди слыхом не слыхивали. В Москве ведь более 200 музеев, а спроси любого жителя столицы, и он назовет лишь с десяток самых известных. Часто мы отправляемся на экскурсию куда-нибудь в Подмосковье, чтобы на природе побыть, пообщаться друг с другом. Если я нахожу какой-нибудь камерный музей в старой части города, то перед музейной экскурсией сама провожу уличную – рассказываю интересные истории о старинных особняках и московских дворах.
– Ольга Александровна, кто является членами вашего клуба «Истоки»? Откуда они появились? И как идет обмен информацией?
– Когда много лет назад я придумала этот проект, то поначалу давала объявления о музейных походах на сайте Патриаршего центра и на сайте Данилова монастыря. Так появились первые члены клуба. Сейчас клуб «Истоки» насчитывает около 40 постоянных членов. Это родители с детьми и молодые юноши с девушками. Один парень лет 10 назад увидел мое объявление, пришел на первую экскурсии и в итоге стал постоянным членом клуба. Потом у него появилась невеста, которую он тоже «подсадил» на наши музейные походы-встречи, а теперь они ходят втроем со своим малышом. Одна бабушка с внучкой посещает с нами все музеи уже более 10 лет. Внучка, кстати, поет в Молодежном хоре Патриаршего центра и очень расстраивается, когда музейная экскурсия совпадает с ее занятиями в хоре. Многие годы с нами ходила семья: папа, мама и их сын, тогда еще совсем маленький. Теперь родители по своим причинам стали ходить реже, а вот мальчишка не пропускает ни одной экскурсии.
Кстати, я никогда заранее не знаю, кого будет больше, взрослых или детей. Каждый раз, когда определяются дата и место очередной экскурсии, я обзваниваю всех членов клуба и подробно рассказываю о предстоящем мероприятии. Так формируется группа: кто может, тот и идет.
– За эти годы Вы с членами клуба «Истоки», наверное, уже побывали в половине музеев Москвы?
– Где мы только ни побывали за эти годы! Музей Васнецовых, музей археологии Москвы, музей Н.В. Гоголя, музей «Огни Москвы», музей Ф.И. Тютчева, Троице-Сергеева лавра, Измайловский остров, экскурсия по Смоленской площади с посещением библиотеки Н.А. Добролюбова, Марфо-Мариинская обитель, музей художника В.А. Тропинина, восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, музей-усадьба А.П. Чехова в Мелихове, Спасо-Андроников монастырь, Крутицкое подворье, Большой Кремлевский дворец, музей Б.Л. Пастернака и К.И. Чуковского в Переделкине, музей «Старый Английский двор», музей В.С. Высоцкого, музей «Русские валенки», музей Б.Ш. Окуджавы, музей «Мосфильма», музей анимации, музей «Русская икона», Зачатьевский монастырь в Хамовниках, музей Мироновой и Менакера, музей телефонов, Андреевский монастырь…
Из ближайших планов: поездка в Подольск и еще два музея – С.А. Есенина и А.М. Горького. В них попасть, между прочим, не так-то просто: экскурсии расписаны на несколько месяцев вперед.
– Вы сказали, что уличные экскурсии для членов клуба «Истоки» проводите сами. Приходится, наверное, много готовиться? Или Вы так хорошо знаете Москву?
– Я коренная москвичка, наш город очень люблю и в свое время исходила его вдоль и поперек. У меня мама в советское время работала в закрытом НИИ и для своих сотрудников регулярно заказывала экскурсии по городу. Вместе с ней я побывала практически во всех музеях, которые были тогда в столице. И вся моя семья – муж и дочь – все мы патологические путешественники. У меня дома просто море книг о Москве, ее истории и достопримечательностях. А если чего не могу найти в книгах, ищу в интернете. Знаю немало интересных сайтов о Москве, хотя в столице что ни день, всё время появляется что-то новое и интересное.
– Ольга Александровна, с клубом «Истоки» всё понятно. Но я знаю, что уже много лет Вы регулярно проводите акцию «Доброта ваших рук». Что она собой представляет?
– Это форма гуманитарной помощи нуждающимся семьям нашего района, к которой я привлекаю всех желающих. Этим делом я занимаюсь уже 16 лет.
В дни памяти князя Даниила в сентябре и марте, а иногда также на Пасху или Рождество мы устраиваем благотворительные акции. При входе в Данилов монастырь и возле наших храмов я развешиваю объявления, в которых мы просим наших прихожан принести кто что может: варенья-соленья, пироги и плюшки, яблоки из своего сада… Нередко люди подходят и говорят: «Я ничего делать не умею. Можно, я деньгами поучаствую?» На эти деньги я потом докупаю фрукты и конфеты.
Что дальше? От руководства Общества многодетных семей и Общества инвалидов нашего Даниловского района я получаю адреса семей, которые по-настоящему очень бедно живут. Где ребенок может съесть апельсин или яблоко, только если его кто-то угостит, потому что у его родителей нет денег, чтобы купить своим детям фрукты.
Есть семьи, в которые мы ходим из года в год, постоянно появляются новые нуждающиеся семьи. Помимо еды, мы дарим и много чего другого. Помимо солений-варений, конфет и тортов, люди приносят игрушки, детские книги, одежду для детей. Сама я дополнительно пеку большие пироги. Ведь многие люди приносят тортики, купленные в магазине, а они все, Вы сами знаете, маленького размера. Попробуйте такой торт разделить на семью из 12 человек. А многодетной семье нужен пирог соответствующего размера, чтобы каждому ребенку достался хоть небольшой кусочек.
В объявлениях, которые развешиваю, я указываю, когда и где принимаются пожертвования. На территории Данилова монастыря сразу за святыми вратами и налево есть домик для бесед с прихожанами. В нем мне выделяют комнату на два дня – как раз достаточно, чтобы принять и упаковать благотворительные посылки.
Всё, что нам жертвуют, мы с помощниками раскладываем по коробкам в соответствии со списками, которые, как я говорила, мне дают в Обществе многодетных семей и Обществе детей-инвалидов и где указываются возраст и пол каждого ребенка. Если чего-то не хватает, я докупаю на пожертвованные деньги. Ну и плюс большущие пироги, которые пеку сама.
– И сколько таких семей?
– Раз на раз не приходится, но в последнее время мы опекаем около 20 сильно нуждающихся семей.
– Как у Вас возникла эта замечательная идея?
– Вы удивитесь! Случайно! В одной книге я прочитала, как в старину люди праздновали свои именины. Это сегодня на именины принято ждать гостей и принимать подарки. А в старину на Руси в день памяти своего святого люди не ждали подарков от других, а сами занимались благотворительностью – чем могли, одаривали нуждающихся людей. Вы представьте себе, в старину на Руси даже очень бедный человек, у которого хватало денег лишь на несколько буханок хлеба, на свои именины покупал эти хлебные буханки и относил их в приют или в тюрьму.
Эта история и навела меня на мысль, что в день памяти святого князя Даниила надо помогать нуждающимся. Как реагируют дети – это не передать словами. Надо видеть их сияющие лица, когда ребятня раскрывает руки и принимает большущую коробку, где для них лежат апельсины, конфеты, игрушки, книжки… Вот такой у нас проект «Доброта ваших рук».
Расставшись с Ольгой Александровной Власовой и выйдя за порог Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, я шел и думал. Пока представители власти на протяжении многих месяцев лишь активно дискутируют и спорят на тему, как помочь бедным в России, такие люди, как Ольга Александровна Власова, руководствуясь лишь своим культурно-гуманитарным кодом, без всяких пустых речей каждый день по мере своих скромных сил совершает для детей из бедных семей настоящее маленькое чудо. Вот это и есть настоящая доброта человеческих рук.
Источник: Прихожанин